Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Нуклеиновые кислоты, 10 класс.
Мажара Елена Геннадьевна, учитель высшей категории, Аманкарагайская сш им. Н. Островского Аулиекольского района.
Тема: Нуклеиновые кислоты.
Цель : Сформулировать знания об особой роли нуклеиновых кислот в живой природе хранение и передаче наследственной информации. Охарактеризовать особенности строения молекул нуклеиновых кислот как биополимеров, локализацию этих кислот в клетке.
Задачи:
Образовательная: ввести понятие нуклеиновых кислот, раскрыть особенности их состава и строения, функций, познакомить с азотистыми основаниями и пространственной организацией ДНК и РНК, основными видами РНК, определить черты сходства и различия между РНК и ДНК,
Развивающие: ставить цели самообразовательной деятельности по разрешению поставленной проблемы и планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами; развивать у учащихся исследовательские, оценочные умения и навыки; вести дискуссию, быть корректными к мнению других, находить приемлемые решения при наличии разных точек зрения; развивать умения сравнивать, оценивать, составлять общую характеристику нуклеиновых кислот, развитие воображения, логическое мышление, внимание,память.
Воспитательная: развивать речь, повышать культуру общение учащихся; изучить нуклеиновые кислоты-биополимеры и АТФ; связать строение нуклеиновых кислот и АТФ с функциями.
Тип : Интегрированный урок. Изучение нового материала.
Форма : урок-исследование.
Оборудование :интерактивная доска, компьютер, флипчарт «Нуклеиновые кислоты»
Ход занятия.
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
Учитель биологии: Сегодня урок мы посвятим главной загадке жизни. Что превращает крошечный комочек вещества в согласованно функционирующую клетку, способную регулировать свой собственный химический состав, расти и размножаться? Что вынуждает оплодотворенное яйцо, делиться, расти, вбирать в себя питательные вещества и, наконец, обретать форму единственного в своём роле индивидуума. Что заставляет родственников, собравшихся вокруг новоприбывшего члена семьи, с такой уверенностью узнавать в нем знакомые черты - отцовский нос или материнскую чуть кривую усмешку. На этот вопрос есть только один ответ: генетическая информация. - Давайте вспомним, какие структурные компоненты клетки отвечают за наследственную информацию? (хромосома)
- Из чего состоит хромосома? (ДНК)
- С какой ещё нуклеиновой кислотой вы встречались или слышали при изучении клетки? (РНК). Тема нашего урока «Нуклеиновые кислоты». Нуклеиновые кислоты – природные высокомолекулярные ор¬ганические соединения, обеспечивающие хранение и передачу наследственной (генетической) информации в живых организмах. Слайд № 1
Впервые нуклеиновые кислоты были описаны в 1869 году швейцарским биохимиком Ф.Мишером. Изучая ядра лейкоцитов входящих в состав гноя, он обнаружил новое химическое соединение, которое назвал нуклеином (от латинского nucleus – ядро). Позднее небелковая часть этого вещества была названа нуклеиновой кислотой. Нуклеиновые кислоты были обнаружены во всех растительных и животных клетках, бактериях и вирусах. С момента открытия Ф.Мишером нуклеиновых кислот до установления их точной структуры прошло почти столетие. Открытие нуклеиновых кислот произвело настоящий переворот в представлениях о сущности жизни, о путях управления процессами обмена, о наследственности растений, животных и человека. Появилась возможность изучения эволюции на молекулярном уровне, что позволило осознать прошлое и оценить будущее живых организмов, в том числе и человека.
Нуклеиновые кислоты являются инструментом, с помощью которого можно изменить природу, проникнуть в ее тайны. Знания о них помогают ученым предупреждать и лечить заболева¬ния, выводить новые сорта и породы, повышать урожайность растений и производительность животных. Слайд №2-11
Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: раз¬множение и развитие организмов, обмен веществ, наследствен¬ность, изменчивость и т.п Все потрясающее разнообразие жизни на Земле связано с нуклеиновыми кислотами. В природе существует два вида нуклеиновых кислот: дезоксирибонуклеиновая – ДНК и рибонуклеиновая – РНК. Слайд № 12
В настоящее время известно большое число разновидностей ДНК и РНК, отличающихся друг от друга по строению и значению в обмене веществ. Познакомимся со строением нуклеиновых кислот.
Учитель химии: ДНК – биополимер, при гидролизе которого образуются продукты различных классов органическихсоединений. При частичном гидролизе видно, что вещества трех клас¬сов: азотистые основания, углевод, ортофосфорная кислота соединяются друг с другом и образуют нуклеотид. Нуклеотиды являются мономерами нуклеиновых кислот Слайд. В нуклеотидах молекулы ДНК в качестве азотистых основа-ний присутствуют остатки аденина и гуанина – пуриновые осно¬вания и цитозина и тимина – пиримидиновые основания; углевод – остаток дезоксирибозы и остаток ортофосфорной кислот. Слайд №13-16
Нуклеотиды связываются между собой в полинуклеотидную цепь за счет 3-его атома углерода одной молекулы и 5-ого другой молекулы углевода и ортофосфорной кислоты. Остатки азотистых оснований направлены в одну сторону (внутрь моле¬кулы ДНК) Слайд 18. Полинуклеотидная цепь является первичной структурой ДНК.
Последовательность из 3-х нуклеотидов называется – три¬плет. Триплет кодирует одну аминокислоту. Молекула ДНК спиральная,состоит из 2-х цепей закрученных вокруг общей оси – вторичная структура ДНК. Слайд№ 18-20
Цепи макромолекул обращены друг к другу азотистыми основаниями. Между ними устанавливаются водородные связи. Азотистые основания соединяются между собой до принципу комплементарности (стерическое соответствие друг другу) – пуриновое основание с пиримидиновым (аденин с тимином, гуанин с цитозином) – так, что между цепями ДНК каждый раз по три цикла. Это обеспечивает равномерность в построении всей вторичной структуры ДНК. Слайд №21-22
Итак, ДНК несет наследственную информацию; участки ДНК – триплет (кодирует аминокислоту) и ген (кодирует белок). На молекуле ДНК таких генов может быть тысячи, значит масса ДНК значительно больше белка. Сложное строение молекулы предполагает и сложные функ¬ции. Какова же роль ДНК в клетке?
Учитель биологии: ДНК является носителем наследственной (генетической) информации в клетке, основой возникновения новых признаков. ДНК состоит из отдельных участков генов. Ген – учас¬ток ДНК, содержащий информацию о синтезе одного белка От разнообразия белков зависит многообразие признаков организма. Молекулы ДНК в основном находятся в ядрах клеток. Одна¬ко небольшое их количество содержится в митохондриях и хлоропластах. При делении клеток каждая дочерняя клетка получает та-кую же наследственную информацию, какую имела материнская клетка. Слайд№ 24 Молекула ДНК носитель информации о белках. Каким же образом эта информация передается из ядра, где в основном находятся ДНК, в цитоплазму, где происходит синтез белка? Для этого существуют другие нуклеиновые кислоты - РНК.
Учитель химии: РНК, также как и ДНК – биополимер. В чем же сходство и различие в строении этих молекул? Как и молеку¬ла ДНК, РНК – полинуклеотидная це¬почка, мономером которой является нуклеотид (слайд). Срав¬нить отличия в составных частях нуклеотидов ДНК и РНК. Отличия: 1) в азотистых основаниях вместо тимина (ДНК)-урацил; 2) вместо углевода – дезоксирибоза (ДНК) – рибоза ФУНКЦИИ РНК (учитель биологии) Слайд№ 2
РНК повсеместно распространены в живой природе. Они находятся во всех микроорганизмах, растительных и животных клетках и являются носителями наследственной информации во многих вирусах. С чем это связано? Почему РНК, как и ДНК присутствуют во всех клетках? Чтобы ответить на эти вопросы рассмотрим виды РНК и их роль в клетке.
Все виды РНК синтезируются на ДНК, которая служит мат¬рицей. В клетке существуют три основных вида РНК. Слайд№ 25
1. Транспортная РНК (т-РНК), содержится только в цито¬плазме. Молекулы т-РНК самые короткие, состоят из 80-100 нуклеотидов. Они переносят аминокислоты к месту синтеза бел¬ка. Из общего содержания РНК клетки на долю т-РНК приходится около 10%.
2. Информационная РНК (и-РНК), содержится в ядре и ци¬топлазме. Молекулы и-РНК средней величины, переносят инфор¬мацию о структуре белка от ДНК к месту синтеза белка в рибо¬сомах. На долю и-РНК приходится 0,5-1% от общего содержания РНК клетки.
3. Рибосомная РНК (р-РНК), содержится в рибосомах. Мо¬лекулы р-РНК самые крупные, состоят из 3000-5000 нуклеоти¬дов, составляют существенную часть рибосомы 50-60%. Рибосомы – центры синтеза белка, располагаются на мембранах грануляр¬ной ЭПС. Из общего содержания РНК в клетке на долю р-РНК
приходится около 90%.
Мы с вами познакомились с двумя видами нуклеиновых кис¬лот – ДНК и РНК. По видеофрагментам и сообщениям ребят по¬смотрим, каково значение нуклеиновых кислот в медицине и на¬родном хозяйстве.
III. Выводы и итоги.
Учитель химии: Итак, нуклеиновые кислоты – это биополимеры, находя¬щиеся во всех клетках живых организмов и отвечающие за хра¬нение, передачу и реализацию наследственной информации.
Изучение физико-химических свойств и механизмов функ¬ционирования молекул ДНК и РНК дает возможность прогнозиро¬вать вероятность возникновения и предполагаемое развитие наследственных заболеваний, подсказывает ответы по профилак¬тике и лечению этих заболеваний. На данных о нуклеиновых кислотах работают многие направления наук, например, генная инженерия.
В организме существует единая белоксинтезирующая систе¬ма. В нее входит система нуклеиновых кислот, которая пред¬ставлена совокупностью ДНК и РНК– двух китов для синтеза белка.
Творческое задание: Представьте себе, что ДНК в клетке исчезло. К чему это может привести. Вы можете придумать сказку, историю, научно-фантастический рассказ.
Это интересно Ученые выяснили, что каждая молекула тела использует особое излучение, самые сложные вибрации издает молекула ДНК. Внутренняя “музыка” сложна и разнообразна и, что самое удивительное, в ней четко прослеживаются определенные ритмы. Преобразованные компьютером в графическую картинку, они являют собой завораживающее зрелище. Можно следить за ними часами, месяцами, годами - все время “оркестр” будет исполнять вариации на знакомую тему. Играет он не для собственного удовольствия, а на благо организма: ритм, заданный ДНК и “подхваченный” белками и другими молекулами, лежит в основе всех биологических связей, составляет нечто вроде каркаса жизни; нарушение ритма влечет за собой старение и болезнь. У молодых этот ритм более энергичный, поэтому они любят слушать рок или джаз, с возрастом белковые молекулы теряют свой ритм, поэтому более взрослые люди любят слушать классику. Классическая музыка совпадает с ритмом ДНК (академик Российской академии В.Н.Шабалин изучал это явление).
Мой вам совет: Начинай утро с хорошей мелодии и проживешь дольше!
Самоконтроль Слайд№ 23, 32-33
IV. Домашнее задание.
Категория: Биология | Добавил: elena6908 (2015-01-25) | Автор: Мажара Елена Геннадьевна E
Просмотров: 1359 | Комментарии: 2 | Теги: биохимия, нуклеиновые кислоты | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 5:14 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru