Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Учитель биологии Фарбей Оксана Витальевна Тема: Орган слуха и равновесия Класс 8 Цель: научиться определять значение слухового анализатора в жизни человека, его строение и особенности Задачи: Образовательные – создание условий для самореализации учащихся, обеспечение системности обучения; Воспитательные – воспитание готовности делать осознанный выбор в отношении собственного здоровья, бережного отношения к слуховому анализатору через усвоение понятий о причинах заболеваний слухового анализатора и правилах гигиены слуха Развивающие – развитие научно- познавательной компетенции через усвоение знаний о строении и функциях слухового анализатора, о слуховом восприятии; о значении слуха в жизни человека; развитие мышления, самостоятельности, Методы, приемы, стратегии: мозговой штурм, думай- общайся в паре- делись, верные- неверные утверждения, толстые- тонкие вопросы, верите ли вы, взаимооопрос, ящик вопросов Ресурсы: • Таблица “Орган слуха”. • Ватман, фломастеры, скотч. Ход урока: Вызов 1. Организационный момент урока. Стратегия «Снежный ком» Проверка домашнего задания. Заполните ячейки. 1. Чем покрыт глаз с передней стороны? 2. Какая часть глазного яблока характеризуется следующими признаками: прозрачная, бесцветная, в состоянии коллоида? 3. В какой оболочке глаза находятся рецепторы в виде палочек и колбочек? 4. Где находится зрительная зона? 5. Двояковыпуклая линза. (Ответы: роговица, стекловидное тело, сетчатка, затылочная доля, хрусталик) Изучение нового материала. Отгадывание загадок. Распустился цветок, Лепесток на лепесток, Без стебля и без корня Растёт на склоне. (Ухо) Самый лучший на свете слушатель. (Ухо) В маленьком домике – Круглое окно, Никого не видно, В домике темно. Там живёт сова: Глаз не смыкает, Ловит слова. (Ухо) Слушаем классическую музыку. Ребята, закройте глаза и послушайте звуки. Закрыв глаза, мы все воспринимаем Чредой прекрасных звуков в голове И звонким эхом душу обвиваем, Прислушиваясь к небу в тишине. Журчат ручьи, струятся водопады, цветут цветы иль строятся дома А наше ухо создает каскады Предметов образы- прекраснейшая тьма! -Какой орган чувств сейчас работал? Орган слуха. “Бабушка, зачем тебе такие большие уши?” – спрашивала Красная шапочка. “Чтобы лучше слышать тебя, дитя мое”. В чем-то волк был близок к истине. (Старые люди, чтобы лучше слышать, прикладывают ладонь к уху, как бы увеличивая его) Ушную раковину часто считали рудиментом (от травм она не защищает, двигать ушами человек не может) - каковы функции уха? Различие источника звука, на ухе более 100 биологически активных точек. В течение урока мы должны решить несколько проблем. Первая из них: Послушайте отрывок из произведения Шекспира “Гамлет”, сцена, где призрак отца Гамлета рассказывает, как он был отравлен. Прав ли был Шекспир, описывая эту цену.? Зачитывается отрывок. …Когда я спал в саду В свое послеобеденное время, В мой уголок прокрался дядя твой С проклятым соком белены во фляге И мне в ушную полость влил настой, Чье действие в таком раздоре с кровью, Что мигом обегает, словно ртуть, Все внутренние переходы тела, Створаживает кровь как молоко, С которым каплю уксуса смешали. Так было и со мной. Сплошной лишай Покрыл мгновенно пакостной и гной Коростой, как у Лазаря, кругом Всю кожу мне. Итак, был рукою брата я во сне Лишен короны, жизни, королевы… Прав или не прав с точки зрения врача был Вильям Шекспир, описывая сцену отравления Клавдием отца Гамлета? Могло ли так быть в действительности? Организуется работа с материалом учебника. ОСМЫСЛЕНИЕ: Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к учебнику. Толщина барабанной перепонки 1–10 мм, но она достаточно прочная и гибкая, служит надежной преградой против попадания в среднее ухо пылевых частиц, воды, и микроорганизмов. Выходит, Шекспир ошибался? Не будем торопиться с выводами и совершим небольшой экскурс в историю. “В Средней Азии захвачена в плен дочь шаха, которая становится обитательницей гарема, ночью, когда кровавый эмир заснул, она подкралась и влила ему в ухо ртуть. Придворным медикам не удалось спасти эмира”. Итак, эмир был отравлен ртутью, влитой в ухо, – это не вымысел, не легенда, а достоверный факт. В чем же дело? (Обсуждение с классом.) Делаем выводы. Могла иметь место сцена у Шекспира, если допустить, что в барабанной перепонке было отверстие (В результате перенесенного заболевания, травмы перепонка могла стать проницаемой.) Приведем еще один пример: “Один кузнец улегся на станину кузнечного пресса в обеденный перерыв отдохнуть. Его товарищ решил пошутить и напугать спящего. Он забрался под станину и что было силы ударил по ней молотком. Шутка окончилась плачевно – кузнец оглох.” В чем причина наступившей глухоты? Делаем выводы. От сильного удара звуковые колебания передались непосредственно на лабиринт, минуя среднее ухо, вследствие этого погибли звуковоспринимающие клетки (рецепторы), в результате наступила глухота. Глухота – ужасный недуг человека. Великий композитор Людвиг Ван Бетховен был человеком титанической воли, могучего духа. К 30 годам понял,что его неизлечимая болезнь ведет к полной глухоте. В трудную пору своей жизни, Бетховен создает “Лунную сонату”. У поэта Владимира Павлинова есть одноименное стихотворение, послушайте стихотворение в сочетании с музыкальной композицией. Звучит “Лунная соната” Как удалось Бетховену написать гениальное произведение, ведь он практически не слышал? ( С помощью трости, один конец к роялю, другой к зубам – звуковые волны он чувствовал) Физминутка: чтобы активизировать свою мыслительную деятельность, делаем массаж ушей. Укрепляем слух: руками прижать уши, не напрягаясь и резко отпустить. 4-5 раз. Работа в группах. Заполнение схемы Фишбоун (Fish bourn- рыбьи косточки). Основой схемы является рыбий скелет. В голове скелета- проблема, которая рассматривается на уроке (Почему мы слышим?). На самом скелете есть верхние косточки и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются отделы слухового анализатора, на нижних косточках их функции. (благодаря этой схеме информацию можно систематизировать и конкретизировать) Ушная раковина Молоточек Система каналов Слуховой проход Наковальня Стремя Барабанная перепонка РЕФЛЕКСИЯ: Представители групп выступают у доски, выводы на ватманах. Закрепление: игра “Верю – не верю”. 1. Верите ли вы, что чем старше становится человек, тем хуже слышит? (Нет: человек может слышать до глубокой старости) 2. Верите ли вы, что при взрыве, стрельбе нужно открывать рот, чтобы не лопнула барабанная перепонка? (Да: мощная звуковая волна с силой ударяет в барабанную перепонку и может порвать ее. И чтобы уравнять давление с внешней и внутренней стороны рекомендуется открывать рот. В самолетах предлагают леденцы, чтобы чаще сглатывать слюну, также для выравнивания давления.) 3. Верите ли вы, что одного уха достаточно, чтобы ориентироваться в пространстве? (Нет: два уха помогают установить, с какой стороны от нас находится источник звука, т. к. в одно ухо звук поступает раньше на долю секунды.) 4. Верите ли вы, что подростковые уши более приспособлены к громкой музыке, чем уши родителей, бабушек и дедушек? (Нет: дискотека и подростковые уши не совместимы. Формирование слуховых рецепторов завершается к 18 годам, а вот смесь звуков тяжелого рока прекрасно может выдержать ухо взрослого человека.) 5. Верите ли вы, чтобы уменьшить шум, надо посадить вокруг ома деревья? (Да: деревья поглощают шум.) Итоги урока: самооценка по рейтинговой системе. Я могу ответить на вопросы в конце параграфа учебника 1 2 3 4 5 Активность на уроке 1 2 3 4 5 Поведение на уроке 1 2 3 4 5 Сообщения, выступления, ответы на уроке 1 2 3 4 5 Мне можно поставить за урок оценку 1 2 3 4 5 Оценки активным выставляются в журнал. | |
Просмотров: 936 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|