Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Современные экологические проблемы в Казахстане. Проблемы охраны отдельных природных ресурсов.
11 сынып
Сабақтың тақырыбы: Современные экологические проблемы в Казахстане. Проблемы охраны отдельных природных ресурсов.
Сабақтың мақсатты: углубить и расширять знания об экологических проблемах Казахстана и проблемах охраны отдельных ресурсов.
Сабақтың міндеттері:
- углубить и расширять знания об экологических проблемах Казахстана и проблемах охраны отдельных ресурсов
- развивать умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; научить анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
- привлечь внимание учеников к проблемам охраны природы; помочь ощутить красоту и гармонию в природе.
Сабақтың түрі: изучение новой темы
Сабақтың әдіс-тәсілдері: словесные, частично-поисковые

Сабақтың барысы:
I.Ұйымдастыру кезеңі
II. Жаңа сабақ
- Какие экологические проблемы Казахстана остро стоят на обсуждении в министерстве экологии на сегодняшний день?
- Можно ли найти пути решения?
Экологические проблемы Казахстана в значительной степени определяются общеэкономическими и политическими процессами и представляют животрепещущий вопрос. Эти проблемы обусловлены негативной практикой природопользования, распадом политических и административно-хозяйственных структур бывшего Союза, действием новых процессов в экономике страны, резким ослаблением контроля за соблюдением технологических режимов в производстве, что усилило действие негативной тенденции во всех сферах природопользования и в состоянии окружающей среды.
В неблагополучном состоянии находятся почвы, воздух, наземные и подземные воды. Подземные воды загрязняются не только в районах интенсивного хозяйственного использования территорий, но и в отдаленных от них местах. Загрязняющие вещества поступают с сельскохозяйственных объектов (удобрения, ядохимикаты, гербициды, стоки от животноводческих комплексов) за счет фильтрации сточных вод коммунальных объектов и в связи с «подтягиванием» к водозаборам некондиционных природных вод. Особенно большую массу загрязнения дает промышленность – химическая, металлургическая, нефтехимическая, и др. основными загрязнителями выступают соединения азота, сульфиды, хлориды, кальций, магний, нефтепродукты, фенол и др. То же самое касается почвы.
Большую территорию Казахстана представляют пустыни и степи, лесные угодья занимают только 2% от всей территории республики. Лесистость местности в 5-6 % обеспечивает защиту полей от суховеев и эрозии. 8-10% позволяет получить деловую древесину, 10-15% - деловую и строительную, 15-25% создает условия для развития местной деревообрабатывающей промышленности. В настоящее время лесохозяйственная деятельность проводится с нарушениями. Но самое главное, что лесные массивы являются источником кислорода, столь необходимого для всей биосферы. Леса Казахстана находятся в северных областях – Северно-Казахстанская и Восточно-Казахстанская области. За последнее десятилетие значительно сократилась их площадь за счет грабительского их уничтожения (вырубка) или в результате пожаров. Леса ослаблены из-за загрязнения и многочисленных пожаров и подвержены болезням и нашествию многочисленных вредителей. Громадный урон понесли знаменитые ленточные сосновые боры в Восточно-Казахстанской области в результате пожаров и лесозаготовок. В пустынной зоне почти полностью вырублены основными закрепители почвы – саксаул. В аулах почти все лесные насаждения вырублены на дрова. Происходят серьезные процессы опустынивания, наступления песков и солончаков.
Растительность уничтожена на огромных площадях, причем дикие и культурные растения повреждаются в одинаковой степени. Это пагубно сказывается на животном мире и на почве, которая не защищается больше растениями от выветривания, выщелачивания и вымывания. Диагноз “экологическое бедствие” – опустынивание, что влечет за собой разрушение окружающей среды: почвы, воды. Свое негативное влияние на этот процесс оказывает и человек. В результате деградируют атмосферный воздух, такие водоемы, как Балхаш, Арал, Каспийское море, малые реки, леса, поймы рек, почва.
Существенные деградационные процессы наблюдаются и в животном мире. Видовое разнообразие и богатство фауны претерпевает негативные изменения в сторону сокращения численности видов (сайгаки, осетровые рыбы, хищные птицы, и др.). Хищническое истребление человеком разных видов флоры и фауны приводит к исчезновению видов. Под угрозой истребления в Казахстане находятся осетровые рыбы. В Красную книгу Казахстана внесены такие животные как горный баран, красный волк, каменная куница, снежный барс, селевиния или боялычная соня, азиатская выдра, марал, таутеке, сурок Мензбира и многие др.
В Казахстане под угрозой исчезновения находятся 87 видов животных: 31- млекопитающих; птиц – 43 вида; пресмыкающихся – 8; земноводных – 1; рыб- 4 .
Из-за случайного завоза и последующего расселения природные биоценозы испытывают негативное давление от пришельцев. В 2000-2002 году возникла серьезная проблема в Каспийском море, где в значительных количествах размножился гребневик, который питается планктоном, икрой рыб и моллюсков, молоками рыб. Сам служит пищей тресковым рыбам. Подобная проблема с вселением гребневика произошла и в Черном и Азовском морях в 80-х годах, куда он попал с балластными водами судов-зерновозов. Летом 1989 года по данным НИИ рыбного хозяйства и океанографии, биомасса гребневика в Черном море достигла 1 млрд. т., а весной 1990 года – около 5 млрд. т. В результате массового размножения гребневиком было уничтожено 78% всего зоопланктона, что вызвало семикратное снижение урожая главной промысловой рыбы Азова – хамсы. Такие же процессы происходят за последние годы в Каспийском море.
Если ранее колорадский жук расселялся не далее Уральских гор, то в настоящее время этот серьезный вредитель картофеля живет повсеместно нанося большой урон сельскому хозяйству. То же относится и к пчелиному клещу, который наносит громадный ущерб пчеловодству и сельскому хозяйству. Огромный урон сельскому хозяйству за последние годы в Казахстане нанесен вследствие массового размножения саранчи в результате деграционных процессов в сельском хозяйстве.
Здоровье человека находится в прямой зависимости от качества окружающей среды. Качество жизни в Казахстане является совершенно неудовлетворительными. Районы экологических бедствий представляют территории Аральского моря, Каспийский регион, Кызылординская область, Восточно-Казахстанская область и др. В воде, почве и живых организмах накапливаются полюнты, в том числе токсичные, много тяжелых металлов. Все это оказывается в воде и в пище человека. Многие химические вещества попадая в организм человека, накапливаются в нем, проявляясь в канцерогенной, мутагенной или тератогенной форме. Наиболее токсичными для человека являются ртуть, мышьяк, медь, олово, свинец, кадмий, цинк, железо.
Так, избыток содержания кадмия приводит к ухудшению развития речи, при накоплении свинца дети не справляются с элементарными умственными задачами, а при большом избытке свинца может быть смертельный исход. Висмут опасен тем, что приводит к энцефалопатии, костно-суставным изменениям. Тяжелые металлы поражают почки, печень, мозг, кожу и волосы. Существует прямая зависимость накопления токсичных металлов в организме человека от загрязненности окружающей среды.
За время эксплуатации космодрома из Кызылординских степей было выведено на орбиту 1200 космических аппаратов и 1196 континентальных баллистических ракет, это не считая запуска 280 опасных ракетоносителей “Протон”. Каждый запуск кораблей держался в строгом секрете. С октября 1964 года по октябрь 1999 года на казахстанскую землю упали 20 из них. Отделяющиеся до выхода на орбиту ступени космических ракет содержат до 1,5 тонны несгоревшего горючего и опасных примесей. Тот же гептил, попадая на землю, уничтожает все живое, заражает растительность, проникает в кровь животных. В Кызылординской области в период 1979-2001 годов в 30 раз увеличились заразные болезни, в 18 раз – сердечные и легочные заболевания, врожденные патологии развития детей, увеличилась смертность людей.
Казахстан в течение многих лет являлся полигоном для испытаний ядерного оружия. Рассеивание в атмосфере, водах морей и океанов, проникновение в почвы продуктов радиоактивного распада после испытаний атомных бомб, их накопление в сельскохозяйственной продукции и промысловых рыбах вызывают серьезную тревогу мировой общественности. Среди шестнадцати обычных наиболее распространенных загрязнителей среды пять радионуклеотидов являются наиболее опасными для биосферы и человека: стронций, цезий, йод, уран, плутоний.
Как известно, ионизирующий фон радиации всегда существовал на нашей планете, но интенсивное излучение, создание и рассеивание радиактивнх веществ человеком значительно его увеличило. Сама радиация, вызывающая изменения в структуре биоценозов и экологии отдельных видов и растений, становится одним из абиотических факторов среды. Биологическая опасность от радионуклеотидов, находящихся в биосфере, зависит от их количества, характера излучения, периода полураспада, физического состояния и химических соединений, в которых они заключены, а также от способности организмов накапливать и выводить эти радионуклеотиды.
Содержание нуклеотидов в растениях при попадании с дождем во много раз выше, чем при поступлении тех радионуклеотидов через корневую систему. Следствием радиоактивного заражения окружающей среды, передающегося по трофическим (пищевым) цепям, станет появление уродливых мутантов среди животных. Создается непрерывная цепочка передачи радиоактивных веществ от растений к животным, заражение почвы и воды, загрязнение ими продуктов растениеводства и животноводства и наконец, в виде пищи человек получает определенную дозу радиоактивных веществ. Последнее проявляется в различных нарушениях организма и смерти.
Ионизирующая радиация, влияющая на наследственность живых организмов, обладает, к сожалению, универсальным действием. Все они ведут к порче наследственных структур клетки, к их изменению – мутациям на молекулярном, генном или хромосомном уровнях. Генетический эффект ионизирующих радиацией зависит от характера облучения и типа излучения. Но безвредных доз облучения с генетической точки зрения не бывает. Повреждается наследственный материал как соматических, так и зародышевых клеток. Последствия в соматических клетках выражаются в их гибели или изменении функции, что приводит к преждевременному старению и возникновению злокачественных новообразований. Генетические же эффекты облучения зародышевых клеток – к спонтанным абортам, мертворождению, рождению детей с врожденными пороками развития и наследственными болезнями.
III. Закрепление:
Разделитесь на мини-группы. Каждая группа получает свою проблему, и должна найти путь к решению этой проблемы.
Үйге тапсырма беру:
1. Привести примеры, как переносят те или иные виды растений, животных природные катаклизмы.
2. Объясните, как изменения экологических факторов влияют на урожай растений (привести примеры).
Категория: Биология | Добавил: кристина3179 (2015-01-27) | Автор: Кристина E
Просмотров: 1126 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 6:54 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru