Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
9 класс Борьба за существование Цель урока: ; познакомить с формами борьбы за существование и естественного отбора Задачи урока: 1. Изучить сущность борьбы за существование как основного фактора эволюции; 2. Раскрыть взаимоотношения между организмами внутри популяции 3. Осуществить межпредметную связь. Тип урока: урок комплексного изучения материала. Форма работы: индивидуальная, фронтальная. Оборудование: таблицы по общей биологии. Ход урока I. Проверка знаний изученного материала 1. Назовите 3 главные движущие силы эволюции. 2. Что такое избыточная численность? Приведите примеры. 3. К чему ведёт явление избыточная численность? Изучение нового материала Эволюция в природе, по Ч.Дарвину, обуславливается факторами, которые определяют эволюцию культурных форм. Приспособленность естественных видов – тоже результат отбора, который производился не человеком, а условиям среды. Термин "борьба за существование" Ч. Дарвин использовал в метафорическом смысле, понимая под этим разнообразные взаимоотношения организмов с факторами среды и друг с другом, а не только как прямую борьбу между хищником и жертвой, сопровождающуюся кровопролитием и гибелью. Различают несколько форм борьбы за существование. Внутривидовая борьба, или соревнование, возникает между особями одного вида в популяции или между популяциями. Представители одного вида имеют очень похожие жизненные потребности, потому между ними возникает конкуренция за территорию, пищевые ресурсы, самку или самца. Эта форма борьбы очень напряжена. Она приводит к выживанию наиболее приспособленных, а следовательно, сохранение их генотипа в популяции. Наиболее жестко она проходит среди растений одного вида, которые населяют одну территорию. Более сильные особи затеняют более слабые, их корни глубже проникают в почву, лучше используют влагу и питательные вещества. Среди животных может наблюдаться истребление молодняка при избыточной численности, борьба за господство в стае. Однако существует и взаимопомощь, которая способствует выживанию отдельных особей, например, у пингвинов. Но в этом случае отмечается пассивная конкуренция и острее становятся другие формы борьбы. Межвидовая борьба проходит между особями разных видов. Например, один вид использует другой в качестве источника еды (хищник — жертва, паразит — хозяин). Острая конкуренция наблюдается между видами, которые занимают одну экологическую нишу. Иногда это может привести к вытеснению одного вида другим из данной территории. Например, конкуренция разных хищников в одном лесу, притеснение сорняками культурных растений, борьба, за еду между двумя видами крыс — серыми и черными. Борьба с неблагоприятными условиями среды — негативное влияние на организм со стороны неживой природы (засуха, высокая или низкая температура, наводнение, и т. д.). При таких условиях выживают более приспособленные особи, а также те, которые лучше и быстрее адаптируются к условиям, которые изменяются. Спячка, анабиоз, ноябрь, изменение расцветки шерсти, образования колючек, вместо листьев — все эти приспособления направлены на выживание особей и вида вообще. Борьба с абиотичными факторами заостряет межвидовую и внутривидовую борьбу. Закрепление: заполнить таблицу Формы борьбы за существование. Форма борьбы за существование Характеристика Примеры Домашнее задание: прочитать параграф, ответить на вопросы и осмыслить ценность приобретённого Подведение итогов: выставление оценок | |
Просмотров: 1239 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|