Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий Предмет: биология Тип урока: комбинированный урок Тема: «Строение растительной клетки»,1 урок- 45 минут Класс: 6 Технологии: Урок с использованием интерактивного оборудования (биологические микролаборатории, интерактивная доска, световые микроскопы). Аннотация: Урок разработан в соответствии с содержанием программы по обучению биологии в 6 классе. Обучающая, развивающая, воспитывающая задачи взаимосвязаны и обоснованны, отвечают программным требованиям и содержанию материала. Тип урока комбинированный, с использованием ИКТ технологий. ИКТ технологии позволяют провести урок эмоционально, сделать его живым, интересным, способствуют устойчивости внимания на материале урока и активизации мыслительной деятельности обучающихся. Комбинированный тип урока позволяет использовать разные методы и формы организации урока в зависимости от его этапов. Межпредметные связи – история (история открытия микроскопа). Приобретаемые навыки детей: активизация познавательной и самостоятельной деятельности (выделение главного, выявление причинно-следственных связей), опора на образы (наглядный показ основных органоидов клетки), использование полученного практического опыта. Методы: - наглядный - словесный - репродуктивный - практический - частично-поисковый - проблемно-исследовательский Формы организации урока: - индивидуальная - фронтальная Практическая реализация: Приложение «Отзывы» (зам. директора по УР…. ., учитель биологии Мирошник Н. В., ученица 6-го класса Загривая Татьяна), приложение «Фотоотчет с урока». Конспект урока: «Строение растительной клетки» Девиз урока: То, что мы знаем –ограничено, А то, что мы не знаем – бесконечно. Лаплас Цель: сформировать у учащихся знания о клетке как о живой единице растительного организма. Задачи: Образовательная: Углубить знания учащихся о клеточном строении растений, выяснить микроскопическое строение клетки, освоить методику приготовления временных микропрепаратов; Развивающая: Продолжить развитие умений учащихся работать с микроскопом, делать схематические зарисовки, продолжить развитие наблюдательности и внимания в ходе лабораторной работы; Воспитательная: Воспитание прилежания, трудолюбия, эстетического восприятия растительных организмов. Оборудование: учебник «БИОЛОГИЯ. Бактерии. Грибы. Растения.» 6 класс В.В. Пасечник, дополнительная литература (Энциклопедия для детей. Т2. Биология , руководство пользователя «Учебный микроскоп БИОМ-2»), раздаточный материал (журнал наблюдений, «Технический инструктаж по работе с микроскопом», «Лабораторная работа «Препарат кожицы чешуи лука под микроскопом», «Правила выполнения зарисовок на лабораторных работах»), компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, биологические микролаборатории, световые микроскопы, презентация «Строение растительной клетки», оборудование для лабораторной работы «Строение кожицы лука». Опережающее домашнее задание: подготовить индивидуальное сообщение «История открытия микроскопа» - Толмач Артур. Ход урока: I. Организационный момент (1 мин) Приветствие учеников. Проверка готовности к уроку. Постановка темы и цели урока. II. Подготовка к восприятию нового материала (Актуализация знаний) (2 мин) Представим наш сегодняшний урок как путешествие в мир растений. А для любого путешественника необходимо: журнал наблюдений (приложение №1) лежит на парте, письменные принадлежности и хорошее настроение. А из чего состоят все растения, как и любой другой живой организм? (Из клеток) III. Изучение нового материала (27 мин) Пытливый ум человека все глубже проникает в тайны живой материи, пытаясь дать объяснение самому сложному и самому удивительному явлению природы, которое называется жизнью. Клетка является универсальной ячейкой жизни. записывают в Клетку изучает наука цитология (сitos – клетка, logos-наука). тетрадях Клетки могли быть открыты только после изобретения микроскопа. А) История открытия микроскопа (выступление Андреева Коли) Ученик: Увеличивающие стекла были известны еще в античные времена. Кто изобрел микроскоп, точно не известно. Одним из первых создателей микроскопа был английский физик Роберт Гук. 1665 г. Р.Гук опубликовал альбом рисунков под названием “Микрография”. Среди них был и тонкий срез пробковой ткани дерева, структура которого напоминала соты, четкое и правильное расположение “микроскопических пор”, или “клеток”. Р. Гук впервые употребил слово “клетка”.Одним из современников Гука был голландец Антонии Ван Левенгук, создавший более двухсот микроскопов особой конструкции. Он наблюдал различные одноклеточные организмы.1827 г. итальянскому физику Джованни Батисте Амичи удалось улучшить четкое изображения линз. После этого интерес к микроскопии быстро возрос.1930-е годы появился электронный микроскоп (США). Б) Каковы главные особенности клетки? Оболочка клеток растений состоит из вещества целлюлозы. Только в растительных клетках имеются пластиды. Рассмотрите рисунок «Растительная клетка», что здесь обозначено? (Оболочка, цитоплазма, ядро с ядрышком, вакуоль, хлоропласты). Все эти клеточные структур называются органоидами. Давайте запишем: Органоиды – это клеточные структуры, каждая из которых выполняет свою функцию. Строение растительной клетки - демонстрация слайдов в компьютере (Приложение №2).Во время просмотра презентации заполняем журнал наблюдений, который вы получили в начале урока. В. Лабораторная работа: “Препарат кожицы чешуи лука под микроскопом”. 1. Фронтальный опрос среди учеников: Устройство микроскопа. 2. Учитель проводит «Технический инструктаж по работе с микроскопом». (Приложение №3). А сейчас ребята найдите среди готовых микропрепаратов микропрепарат «Кожица лука». Рассмотрим его сначала при малом увеличении 4х, потом на 10х а в конце на 40х. Что вы видите? (демонстрация слайда «Фотография готового микропрепарата «Кожица лука»). Найдите на нем темную полоску, окружающую клетку, оболочку; под ней золотистое вещество – цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету). Вот такой препарат мы должны с вами сделать во время лабораторной работы. 3. Лабораторная работа: “Строение клеток кожицы лука” (Приложение №4) - индивидуальные листы на каждой парте. Цель: Изучить особенности строения растительной клетки на примере кожицы лука Оборудование: Световой микроскоп, предметное стекло, марля, пипетки, химический стаканчик с водой, препаровальная игла, покровное стекло, раствор йода, фильтровальная бумага, чешуя лука. Ход работы: 1. Рассмотрите в учебнике рисунке 5 стр17 – последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука. 2. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей. 3. Пипеткой нанесите 1-2 капли воды на предметное стекло. 4. При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы. 5. Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке. 6. Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части клетки вы видите. 7. Окрасьте препарат раствором йода. Для этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор. 8. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли? 9. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите на нем темную полоску, окружающую клетку, оболочку; под ней золотистое вещество – цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету). 10. Зарисуйте 2-3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком. (Приложение №5) 4. Отчет по работе: рисунки группы клеток. На рисунке указать основные части клетки (оболочка, цитоплазма, вакуоль, ядро). Вывод: Клетка кожицы чешуи лука состоит из оболочки, цитоплазмы, вакуоли, ядра. На неокрашенном препарате можно увидеть оболочку, цитоплазму, вакуоль. При окраске препарата йодом становится видно ядро. Препараты окрашиваю для того, чтобы стали видны части клетки, невидимые ранее. IV. Закрепление пройденного материала. (8 мин) 1.Плотное образование, ограничивает клетку, определяет её форму a) цитоплазма b) оболочка c) поры d) вакуоль e) пластиды 2. Мельчайшие отверстия в оболочке клетки, через которые осуществляется обмен веществ a) оболочка b) поры c) вакуоль d) пластиды e) хлоропласты f) хромопласты g) Лейкопласты 3. Небольшое плотное тельце a) цитоплазма b) оболочка c) поры d) ядро e) пластиды 4. Полость, заполненная клеточным соком a) вакуоль b) хромопласты c) цитоплазма d) оболочка e) лейкопласты 5. Зеленые пластиды a) лейкопласты b) хромопласты c) хлоропласты d) вакуоль e) ядро 6. Оранжево-красные пластиды a) лейкопласты b) хромопласты c) хлоропласты d) вакуоль e) ядро 7. Бесцветные пластиды a) поры b) лейкопласты c) вакуоль d) хромопласты e) оболочка 8. Бесцветное вязкое вещество, заполняющее клетку a) цитоплазма b) пластиды c) вакуоль d) оболочка e) Ядро V. Домашнее задание (2 мин) Для всех: Прочитать параграф «Строение клетки» стр 17 На выбор: - Составить кроссворд; - Написать мини-сказку «Страна Цитоляндия»; VI. Рефлексия (5 мин) И в завершение нашего урока выскажите свое мнение об уроке, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками: - Сегодня я узнал … - Я удивился … - Теперь я умею … - Я хотел бы … Спасибо за активную работу! | |
Просмотров: 2253 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|