Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Урок в 7 классе по теме: «Среды жизни и местообитания животных» Цель урока: формирование у учащихся знания о многообразии экологических факторов, влияющих на живые организмы в различных средах обитания; расширение круга знаний об адаптации организмов к различным условиям жизни в различных средах. Понятия, которые должны быть усвоены учащимися в ходе урока: • Наземно-воздушная среда обитания • Почвенная среда обитания • Водная среда обитания • Организменная среда обитания • Биотические факторы • Абиотические факторы • Антропогенные факторы среды • Адаптация Технология урока: проблемно-диалоговый Оборудование: ЦОРы, таблицы, фотографии, презентации по теме, тематические карты. Ход урока 1. Актуализация знаний • Какие признаки присущи всем живым организмам ? • Какими особенностями обладают растительные организмы? • Какими особенностями обладают животные организмы? • В чём заключаются основные признаки отличия животных от растений? . 2. Постановка проблемы. Учащимся предлагается ответить на вопрос - Где же на Земле обитают живые организмы? Возникает разброс мнений, так как учащиеся называют разные среды обитания живых организмов. (Возникновение проблемной ситуации) Побуждающий от проблемной ситуации диалог: - Итак, сколько же разных мнений у нас в классе? (побуждение к осознанию противоречия) - Значит, какой вопрос возникает? (побуждение к формулированию проблемы) Учащиеся формулируют вопрос и тему урока «Где же обитают живые организмы? И почему они там обитают?» Фиксация на доске темы урока «Среды жизни и местообитания животных» Побуждающий к плану урока диалог: Итак, тему урока мы определили, а теперь давайте наметим план действий, на какие вопросы мы сегодня должны ответить на уроке? - Что про место обитания живых организмов, в частности животных, мы должны узнать? - Давайте сформулируем вопросы, которые нас интересуют научным языком в виде плана: (вопросы плана фиксируются на доске) 1. Какие места обитания занимают живые организмов и в частности животные в природе? 2. Каковы основные особенности каждой среды обитания и их привлекательность для животных? 3. Как влияет среда обитания на живые организмы? - Молодцы, тема урока и план урока Вами же намечены, а теперь давайте рассмотрим первый пункт плана и попытаемся ответить на поставленный вопрос. 3. Поиск решения через подводящий без проблемы диалог Учащимся предоставляются на экране слайды с различными животными разных сред обитания, посмотрев на которые дети без проблем определяют четыре основные среды жизни (водную, почвенную, наземно-воздушную, организменную) - Ребята, посмотрите на слайды и определите, какие среды обитания занимают эти животные. - А как вы думаете, какую среду обитания занимают блохи, вши, глисты? - Какая среда обитания была на ваш взгляд самой первой? - Какие свойства среды влияют на живые организмы? Далее внимание учащихся обращается на схему в презентации и задаётся задание найти ошибки в схеме и исправить их. Экологические факторы среды Биотические Абиотические Антропогенные Ветер Температура Свет Давление Структура почвы Охота Загрязнение Осушение болот Создание заповедников Посадка деревьев Хищничество Паразитизм Симбиоз Конкуренция Подводятся итоги самостоятельной работы учащихся, обращая внимание на термины - Ребята, какие факторы среды называются биотическими? Почему они так называются? Приведите примеры. - А какие факторы среды называются абиотическими? Почему? Приведите примеры. - Ну и какие факторы среды называются антропогенными? Приведите примеры. Учащиеся составляют и записывают в тетради кластер экологических факторов среды Рассмотрим второй пункт плана: «Основные особенности каждой среды обитания и их привлекательность для животных. - Ребята, рассмотрите таблицу на тематической карте. Вы видите, что она заполнена не полностью. Используя текстовый материал, внесите примеры обитателей сред в колонку 2 и подчеркните в третьей колонке факторы, которые на ваш взгляд, имеют первостепенное значение. Работа в группах. Каждая группа работает со своей средой обитания Характеристика сред обитания Среда обитания Представители среды Особенности среды Водная Заполнятся группой • Не очень большое содержание кислорода • Сильные перепады давления (глубина, толща, поверхностный слой) • Незначительные перепады температур • Большая плотность воды • Неравномерное распределение солнечных лучей (глубина, толща, поверхностный слой) • Концентрация солей (особенно в морях и океанах) • Скорость течения • Свойства грунта Наземно-воздушная Заполнятся группой • Газообразная среда с низкой плотностью • Высокое содержание кислорода • Неравномерное распределение влаги (пустыни-болота) • Значительные перепады температур (даже в течение суток) • Достаточное количество солнечного света Почвенная Заполнятся группой • Незначительные колебания температур • Недостаточное количество солнечного света • Недостаточное количество кислорода (в зависимости от глубины) • Структура почвы • Влажность почвы • Химический состав почвы • Высокая плотность среды Организменная Заполнятся группой • Обилие пищи • Относительная стабильность условий • Защищённость от неблагоприятных внешних факторов • Активное сопротивление организма хозяина • Затруднено осуществление жизненного цикла Выступление представителей групп. Каждая группа вывешивает свою таблицу на магнитную доску. Рассмотрим третий пункт плана «Как влияет среда обитания на живые организмы.» - Ребята, так какая же среда самая лучшая, самая удобная? - Почему для рыб более удобна водная среда, а для кошек наземно-воздушная? Определение термина адаптация - Какие признаки позволяют рыбам жить в водной среде? - А какие признаки позволяют червям острицам жить в теле животных? Работа в группах с текстовым материалом о приспособленности живых организмов к своей среде обитания. Каждая группа, работая с текстом, выписывает признаки приспособленности к той или иной среде и рассказывает о них классу. 4. Продуктивные задания На завершающем этапе урока учителем зачитываются особенности внешнего облика различных животных. По особенностям строения этих животных учащиеся должны определить, какую среду обитания занимает то или иное животное. 5. Рефлексия - Вам понятна тема урока? - Вы удовлетворены полученными знаниями? - Что нового вы для себя открыли? - Что больше всего вам понравилось на уроке? Домашнее задание: Составить подобные задания, придумать стишки про особенности различных сред обитания. (по желанию) Оценивание и поощрение учащихся. Самоанализ урока В процессе диалогического общения на уроке учащиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и отстаивания новых ценностей. Диалогическая деятельность учителя: направлена на создание такой среды, которая способствует накоплению диалогического опыта решения личностью проблем. В ходе диалога учащиеся овладевают способностью и умением вести его на разных уровнях: 1. Личностный – диалог с собственным Я 2. Межличностный уровень – Я и другой 3. Мультидиалог – обсуждение проблемы в малых группах (5-7 человек) Диалог начинается в том случае, когда ученик делает высказывания типа «я хочу сказать», «мое мнение», «мне хочется дополнить», «моя точка зрения». В зависимости от роли диалога в развитии личностных качеств выделяют следующие типы диалога: Типы диалога Характеристика Мотивационный Отражает интерес его участников к теме, диалогической форме общения Критический Характеризует критическое осмысление содержания диалога, гипотетическое рассмотрение любых решений проблемы Конфликтный Отличается противоречивостью отношения личности к предмету проблемы Самопрезентирующий Демонстрация личностью выгодного для нее имиджа Автономный Внутренний диалог, выражающий проведение защитной реакции личности Рефлексивный Указывает на способность личности вести самоанализ Самореализующий Характеризуется моментом утверждения, самораскрытия личности Смыслотворческий Характеризуется поиском личностью ценностей Духовный Глубинное проникновение в содержание, друг в друга Организация диалогового обучения: 1. Организация пространства (диалоговые формы взаимодействия ориентированы на общение лицом к лицу) 2. Содержание диалога – должно решать три задачи: учебно-познавательную, коммуникативно-развивающую и социально-ориентированную. 3. Использование 2-х видов диалога:информационный (когда в процессе восприятия каждый партнер получает новую информацию – процесс овладения новыми знаниями); интерпретационный (когда в ходе диалога происходит обмен мнениями, оценка известных обоим партнерам фактов, их интерпретация - может быть включен в любой структурный элемент урока). Правила ведения диалога 1. Критиковать идеи, а не человека 2. Побуждать каждого участвовать в обсуждении 3. Выслушивать каждого, даже если с ним не согласен. 4. Пытаться разобраться в том, что непонятно 5. Стремиться понять разные взгляды на проблему 6. Не бояться изменить свою точку зрения под воздействием неоспоримых аргументов и фактов. | |
Просмотров: 2340 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|