Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Формирующее оценивание при выполнении лабораторной работы по теме: «Изучение под микроскопом одноклеточных и нитчатых водорослей» 7 класс Проблема оценочной деятельности – одна из актуальнейших как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Существующая сегодня система оценивания формировалась в рамках знаниевой парадигмы образования и поэтому отражает результат усвоения знаний, а не процесс их усвоения Критериальное оценивание Процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся Формирующее и констатирующее оценивание В рамках системы критериального оценивания принципиально важно разделять два его вида: формирующее и констатирующее. Основная цель формирующего (текущего) оценивания – осуществление оперативной взаимосвязи между учителем и учениками в процессе обучения Формативная (формирующая) оценка проводится с целью контроля над продвижениями и отставаниями учащихся, направленная на реализацию принятых стандартов, устранение возникающих в это время проблем. Основное различие между новой и традиционной оценкой является то, что ежедневные цифровые отметки не выставляются, и постоянно отслеживается деятельность обучения учащегося. Эти отслеживания проводятся с целью достижения учащимся результатов обучения и оказания содействия в достижении успеха в констатирующей оценке. Благодаря формативной оценке учащийся старается не получить отметку в течение ежедневной деятельности обучения, а достичь планируемого результата обучения. Отметим, что основная суть новой внутришкольной оценки и центр тяжести приходится именно на формативную оценку. Это содержание ясно отражено и в названии формативной оценки. Слово форматив (formative) означает “формируемый”, “формирующий”. Формативная оценка проводится с целью постоянного получения информации об усвоении результатов обучения. Учитель, преподающий предмет, постоянно проводит формативную оценку в течение учебного года по критериям, разработанным на основе целей обучения, вытекающих из стандартов содержания, в итоге узнает потребности учащегося, исследует причины неудачи и принимает необходимые меры для обеспечения его развития. Приемлемыми методами и средствами, используемыми в формативной оценке, являются следующие: Методы Средства Наблюдение Листок наблюдения для учителя Устный экзамен Листок заметок по способностям (для использования учителем) Письмо Диктант, сочинение, изложение, решение задач, контрольные работы Чтение Тексты Исследование Проект отдельных учащихся или групп Тест Тестовые задания Опрос или интервью Опросный листок, подготовленный отдельными учащимися или группами Самооценка Листки самооценки Игры по ролям Таблица критериев При грамотном составлении критериальной шкалы учащийся может самостоятельно оценить качество своей работы, что стимулирует достижение более высокого результата образования и формирование учебной самостоятельности. Количественное содержание критериев определяется баллами (уровнями достижений) и соответствующими им описаниями, поясняющими уровень достижений по данному критерию. Ценность достижений по каждому из отдельных критериев может быть не одинакова, какой – либо из критериев признается более важным (в зависимости от специфики конкретной предметной области) и оценивается выше, что отражается в количестве максимально возможных баллов. Каждый критерий оснащен детально прописанными рубрикаторами, содержащими уровни достижений ученика (дескрипторы) и баллы. Оценивая ученическую работу, учителя ищут дескрипторы, начиная с нулевого уровня, пока не находят дескриптор, которого оцениваемая работа не достигает. Надо применять критерии только к тем работам, для которых они предназначены. Для оценки используются только целые числа; дроби не применяются. Прибавление, а не уменьшение Мы привыкли к ситуации, когда оценивание традиционно осуществляется в два шага. Работа сначала условно оценивается в пять баллов, которые потом начинают снижаться (минус за каждую обнаруженную ошибку). В критериальном оценивании описаны уровни достижений (в том числе и самые незначительные), соответствующие каждому баллу. При этом оценивается приращение: ты что-то сделал, пусть не много, но это уже хорошо, и ты получаешь за это балл. Ты сам несешь ответственность за свою учебу. Важно, что все балльные шкалы начинаются с нуля. Это делает очевидным, что оценивается не личность ученика, а его деятельность. Критериальная шкала оценивания учащегося Критерий Дескрипторы А (max 6) Учащийся описывает влияние природных явлений и процессов на жизнь человека и общества, прикладное значение изучения природных явлений и процессов. В (max 6) Учащийся передает информацию в виде ответа на вопрос логично и последовательно, осмысленно даёт определение терминам. С (max 6) Учащийся воспроизводит и объясняет научные идеи и понятия и применяет знание для решения проблем в знакомых и незнакомых ситуациях. Критерий Дескрипторы D (max 6) Учащийся совместно определяет проблему исследования, формулирует проверяемую гипотезу, определяет метод исследования, планирует деятельность, делает выводы; самостоятельно описывает свою деятельность. Е (max 6) Учащийся правильно собирает и записывает данные, при необходимости используя соответствующие единицы измерения; организует данные в виде схем и таблиц, сравнивает данные, делает вывод согласно данным с помощью учителя. F (max 6) Учащийся независимо использует простое оборудование, получает надёжные результаты при наблюдениях и измерениях, показывает высокий уровень сотрудничества с другими учащимися и уделяет внимание технике безопасности. К низшим растениям относятся водоросли. Некоторые из них имеют простое одноклеточное строение. Другие, хотя и являются многоклеточными, не имеют стеблей и листьев. Спорангии и генеративные органы образовались у них из одной клетки. Работа, выполняемая до урока: Налейте в 3-литровую банку воду из пруда или реки. Выставьте банку у южного окна на две недели. Перемешивайте воду утром и вечером. Когда вода позеленеет («зацветет»), рассмотрите под микроскопом капли воды и водоросли, соскобленные со стенок и дна. Гипотеза «Водоросли – низшие растения» Хотя результаты формативной оценки не указываются в классном журнале, находят отражение в школьной книжке учащегося, в тетради личных заметок для учителя и собираются в папке учащегося (portfolio), в то же время передаются родителям посредством дневника учащегося в виде обобщенных предложений. Запись результатов оценки помогает учителям, учащимся и родителям ответить на следующие вопросы: • Что изучил учащийся? • Что еще он должен изучать? • Какие шаги он должен принимать для развития? Запись отслеживаний также повышает ответственность отчетности учителя перед школой и родителем. Поэтому учитель не должен относиться к тетради личных заметок невнимательно, основываясь на то, что она «не является официальным документом и забыть о том, что она является основным источником информации для родителей. Домашнее задание Составить дескрипторы к лабораторной работе по теме: «Ознакомление с внешним и внутренним строением лишайников», используя таблицу, приведенную выше, а также критериальную шкалу оценивания учебных достижений учащихся по предметному блоку «Биология» | |
Просмотров: 1028 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|