Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

урок
Тема: Обобщение и закрепление по теме:
«Опорно-двигательная система человека»
Цель:
1.Образовательная: Обобщить знания учащихся по строению опорно-двигательной системы человека, выявить особенности строения и функции скелета и мышц

2. Развивающая: развитие познавательной активности, мышление, речи, формирование умений выделять главное, устанавливать единые, общие признаки и свойства целого.
3.Воспитательная: воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, умения работать в группах, здоровый образ жизни, оказание первой помощи при травмах ОДС
Тип урока: комбинированный
Вид урока: закрепление и обобщение
Прогнозируемый результат: знают строениек человека, его отделы, раскрыли особенности строения и функций скелетных мышщ
Оборудование: интерактивная доска, рабочие тетради, таблицы, схемы.

План урока:
I. Организационный момент.

II. 1-этап. Актуализация знаний. Устный опрос (5-7 минут)

III. 2-этап. Формирование знаний. (20-25 минут)
Выполнение заданий в рабочих тетрадях и у доски.
Релаксация (прослушивание музыки)

IV. Закрепление темы.
3 -этап обратной связи (оценивание) (12-15 минут)
Выставление оценок в «прозрачный журнал», учебных достижений учащихся где
фиксируются успехи учеников по уровням.

V. Подведение итогов, выставление оценок суммируя баллы в прозрачном журнале.
VI. Домашнее задание.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

II. 1-этап. Актуализация знаний. Устный опрос
Работа над развитием памяти, мышления, речи.
Групповая работа.
1) Вопросно-ответная беседа.
2) Работа в рабочих тетрадях

III. 2-этап. Формирование знаний.
1) Выполнение заданий в рабочих тетрадях и у доски. Вывод.
2). Работа с терминами.

IV. Закрепление темы.
Формирование 2-уровня компетентности

V. Подведение итогов выставленных баллов в открытом журнале
и выставление итоговых оценок.

VI. Домашнее задание повторить & 21-25 закончить работу в рабочих тетрадях.

У 1-этап. Актуализация
1.Что служит опорой тела человека - ___________________.
2.Что относится к опорно-двигательной системе? _____________________.
3.Активная часть опорно-двигательной системы- ______________________.
4. Кости образуют скелет, соединяясь друг с другом при помощи
_______________________________.
5.Какие функции выполняет скелет?
_______________________________________.
6.Какие функции выполняют мышцы? ________________________________.
ІІ-этап.
Теория Для формирования знаний:
1. «Узнавание» Найди в тексте новые слова, термины, понятия, отвечающие на вопросы: кто? что? где? когда? какой
1. Клетки крови образуются в ________________________ мозге?
2. Кости образованы _______________________, которая является
разновидностью _________________________ткани?
3.По форме кости бывают __________________________?
4. По строению выделяют три типа костей: _______________________________________________________?
5. Снаружи кость покрыта_____________? За счет деления клеток
надкостницы кость растет в ___________ и восстанавливается.
6. Какие ткани способствуют росту костей в длину? ___________. Учителя, составьте задания с участием перечисленных вопросов
по каждому абзацу
для его подетального разбора
Для данного этапа составьте наводящие вопросы(задания) для самостоятельного изучения темы, в процессе выполнения которых ученик смог бы сам назвать тему и сделать выводы, дать определение, вывести формулу и т.д. Для этого рекомендуем использовать в условиях заданий (один или несколько раз) вопросы, соответствующие перечисленным в первой графе микроцелям в «Теории полного усвоения» Б.Блума

2. «Понимание» (описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому). Это задания с применением вопросов: почему? зачем? объясни, найди причину…,докажи, придумай и т.д.
Рассмотрите рисунок и укажите,
из каких веществ состоят кости:
1. __________________________
2. __________________________
3. __________________________
4. __________________________
5-6 ________________________
7. __________________________
8. __________________________

1.Какие вещества входят в состав костей?
__________________________________________________.
2.Почему у детей кости эластичные и упругие?
__________________________________________________.
3.Какой белок придает костям упругость, гибкость и
эластичность? ______________________
3. «Анализ» (определение частей и структуры в заданиях: проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия, найти общее. Выделить главное в каждом абзаце) 1. Позвоночник образован
_____________ позвонками.
2. Какие отделы позвоночника
обозначены на рис. 1-6?
1. _______________
2-3. _______________
4. _______________
5. _______________
6. _______________

3. Сколько изгибов имеет
позвоночник человека? _____

4. «Синтез»
а) (соединение частей по-новому: создать, придумать дизайн, разработать, составить план). Приведи в систему…, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему, заполни кроссворд, реши, составь ребус и т.д.) б) Сделай вывод, обобщение по всему содержанию текста. в) Дай определение, напиши общую формулу и т.д.


Череп, состоит из _______________ и ______________отделов. Мозговой отдел черепа образован ___________соединенными_______________ костями. Спереди располагается большая непарная _____________ (1), сверху – _________________ (9), с боковых сторон ______________ (8), а сзади – непарная ___________________ кость (7).
Лицевой отдел черепа состоит из ____________(3)и_________(4) челюстей, ____________ (2), ______________(5) и других костей. Самыми крупными являются кости _______________ верхней и __________________ нижней челюстей.
Практика: (для формирования умений и приобретения навыков через самостоятельное выполнение практических заданий у доски или на местах за партой):
5. «Применение» Выполни следующие задания ( № ....№.... №...., или упражнения) из учебника, сборника, других источников
Тест Мюненберга.
Задание на тренировку распределения и избирательности внимания «Найди слова» (среди буквенного текста вставлены слова найти и подчеркнуть).
Оаошгкостьзщизгибышрраапозвонкибличерепшзлсуставыолоопхрящитгошвнадкостницачапносеиншбскелетздлопаткашьакистьшгллддоолоозакемышцалгдзчелюстийгепомяплюснаапвыыгрудинаьщогеродничоклроденключицалоелидомребрадлиплюплоскостопиестопабицепсавпогмапыпяаып

6. «Оценка»
(рефлексия) Вырази свое мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте:
а) Как ты думаешь?
б) Как бы ты поступил?
в) Для чего это нужно в жизни?
г) Какое применение может найти?
Выберите правильные утверждения
1. Пояс нижних конечностей состоит из крестца и практически неподвижно соединенных с ними двух тазовых костей.
2. К грудине прикрепляются 10 пар ребер.
3. Пясть, предплюсна и плюсна входят в состав стопы.
4. Череп, грудина, позвоночник – служат защитой важных органов.
5. Соединение позвонков крестца между собой и с костями таза – пример полуподвижного соединения костей.
6. Диафрагма разделяет грудную и брюшную полость и межреберные мышцы участвуют в дыхании.
7. Снаружи мышцы покрыты надкосницей .
8. Фасция соединительная оболочка мышцы.
9. Мышцы образованны мышечными клетками –миоцитами.
10. Каждой кости крепится 4 мышцы антогонисты.


ІІІ-этап обратной связи (оценивание)

1 - уровень (5 баллов)
Теория:
1. «Узнавание»
Найди в тексте новые слова, термины, понятия, выражения (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы: кто? что? где? когда? какой? и другие задания информационного характера. Задания на: различение, узнавание, запоминание, составить список, выделить, рассказать, показать, назвать и т.д.
1. Назовите кости скелета верхних конечностей
_______________________________________
_______________________________________
2. Назовите кости скелета нижних конечностей
_______________________________________
_______________________________________
3. Назовите кости туловища
_______________________________________
_______________________________________

4. Неподвижное соединение образуется путем ______________________.
Полуподвижное соединение – это соединение костей с помощью _________.
Подвижное соединение – это соединение костей с помощью _____________. Суставы обязательно включают следующие элементы: ____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________

Практика
5. «Применение»
(по образцу) Применение в сходной ситуации: выполни задания, проиллюстрируй, реши по образцу следующие задания: №….№….или упражнения из учебника, сборника (назв. автора, страница…)
Вставьте в предложения пропущенные слова.
1. При повреждении и растяжении связок в суставе происходит
_................................. костей больше допустимой величины или изменение
их обычного направления.
2. При вывихе ________________________ одной кости может выйти из
________________________________.

3. Переломы бывают открытыми и закрытыми. При ___________ переломе
происходит повреждение кровеносных сосудов, мышц и кожи.

Результат: Формирование 1-уровня компетентности (удовлетв.)
2 - уровень (+ 4 балла)
Теория:
2. «Понимание»
Понимание (описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому). Это задания с применением вопросов: почему? зачем? объясни, докажи, придумай и т.д.

3. «Анализ» (определение частей и структуры в заданиях: проанализировать, проверить, организовать, сравнить, выявить различия, найти общее.
рисунок 1 рисунок 2

Используя рисунки, выберете и зашифруйте правильные ответы
Пример: Какие кости образуют скелет свободной нижней конечности?
Ответ: рис.2 - 2,3,4,5
1. Какие кости образуют плечевой сустав? ________________
2. Какие кости образуют тазобедренный сустав? __________________
3. Какие кости являются самыми широкими? __________________
4. Какие кости образуют локтевой сустав? __________________
5. Какие кости образуют плечевой пояс? __________________
6. Какие кости длинные трубчатые? ____________________________
7. Пястные кости? ___________________________
8. Малая и большая берцовая кости? _______________________
9. Фаланги пальцев? ________________________
10. Пяточная кость? ________________________
Практика:
5. «Применение»
(в измененной ситуации) №……№….задач или упражнений (указать учебники, сборники, авторы, стр…) или учитель, сами придумайте задания на применение в измененной

Используя рисунки вставьте пропущенные слова.
Работа мышц
1 – двуглавая мышца плеча (бицепс), сокращаясь, __________________;
2 – локоть ______________; 3 – трехглавая мышца (трицепс) ____________;
4 – трицепс, сокращаясь,__________________; 5 – бицепс расслабляется и ____________________; 6 – локоть ________________________.
Результат: Формирование 2-уровня компетентности ( 5+4=9 баллов = «хор.»)

3 - уровень (+ 3 балла)
Теория:
4. «Синтез»
а) Задания на синтез (соединенияе частей по-новому: создать, придумать дизайн, разработать, составить план). Приведи в систему…, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему, заполни кроссворд, реши, составь ребус и т.д.) б) Сделай вывод, обобщение по всему содержанию текста. в) Дай определение, напиши общую формулу и т.д.

Практика:
6. Оценка
(рефлексия) (рефлексия) Вырази свое мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте:
а) Как ты думаешь?
б) Как бы ты поступил?
в) Для чего это нужно в жизни?
г) Какое применение может найти
Строение позвонка:

1 – __________________________________
2 – _________________________________
3 – _________________________________
4 – __________________________________
5- __________________________________
6 – __________________________________

Виды позвонков

1 – ______________; 2 – _________________; 3 – _____________________

Каждый позвонок имеет _______, _________ и ряд _________. Позвонки располагаются друг над другом, соединяются между собой ____________, образуют _______________________, в который заключен ______________.

Шейные позвонки (первый, второй) участвуют в ____________________. ______________________ имеют более массивное тело, так как на них падает большая нагрузка.

Крестцовые и копчиковые позвонки соединяются _____________________ друг с другом – срастаются.


1. Какие клетки составляют костную ткань?
__________________________________________________
2. Из чего состоит межклеточное вещество костной ткани?
______________________________________________________
______________________________________________________
3. За счет чего кость растет в толщину и за счет чего в длину?
- У молодого петуха удалили часть бедренной кости, оставив надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась,
Что доказывает этот эксперимент?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
4. На рост костей влияет гормон гипофиза ________________________.
5. Почему при больших нагрузках наступает мышечное утомление?
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Результат: Формирование 3-уровня компетентности ( 9+3=12 баллов = «отл.») =
= полной компетенции по данной теме
Категория: Биология | Добавил: Нургуль4595 (2015-02-05) | Автор: Джоробекова Нургуль Дуйшенбековна E
Просмотров: 386 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 3:18 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru