Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Тема: Обобщение и закрепление по теме: «Опорно-двигательная система человека» Цель: 1.Образовательная: Обобщить знания учащихся по строению опорно-двигательной системы человека, выявить особенности строения и функции скелета и мышц 2. Развивающая: развитие познавательной активности, мышление, речи, формирование умений выделять главное, устанавливать единые, общие признаки и свойства целого. 3.Воспитательная: воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, умения работать в группах, здоровый образ жизни, оказание первой помощи при травмах ОДС Тип урока: комбинированный Вид урока: закрепление и обобщение Прогнозируемый результат: знают строениек человека, его отделы, раскрыли особенности строения и функций скелетных мышщ Оборудование: интерактивная доска, рабочие тетради, таблицы, схемы. План урока: I. Организационный момент. II. 1-этап. Актуализация знаний. Устный опрос (5-7 минут) III. 2-этап. Формирование знаний. (20-25 минут) Выполнение заданий в рабочих тетрадях и у доски. Релаксация (прослушивание музыки) IV. Закрепление темы. 3 -этап обратной связи (оценивание) (12-15 минут) Выставление оценок в «прозрачный журнал», учебных достижений учащихся где фиксируются успехи учеников по уровням. V. Подведение итогов, выставление оценок суммируя баллы в прозрачном журнале. VI. Домашнее задание. ХОД УРОКА: I. Организационный момент. II. 1-этап. Актуализация знаний. Устный опрос Работа над развитием памяти, мышления, речи. Групповая работа. 1) Вопросно-ответная беседа. 2) Работа в рабочих тетрадях III. 2-этап. Формирование знаний. 1) Выполнение заданий в рабочих тетрадях и у доски. Вывод. 2). Работа с терминами. IV. Закрепление темы. Формирование 2-уровня компетентности V. Подведение итогов выставленных баллов в открытом журнале и выставление итоговых оценок. VI. Домашнее задание повторить & 21-25 закончить работу в рабочих тетрадях. У 1-этап. Актуализация 1.Что служит опорой тела человека - ___________________. 2.Что относится к опорно-двигательной системе? _____________________. 3.Активная часть опорно-двигательной системы- ______________________. 4. Кости образуют скелет, соединяясь друг с другом при помощи _______________________________. 5.Какие функции выполняет скелет? _______________________________________. 6.Какие функции выполняют мышцы? ________________________________. ІІ-этап. Теория Для формирования знаний: 1. «Узнавание» Найди в тексте новые слова, термины, понятия, отвечающие на вопросы: кто? что? где? когда? какой 1. Клетки крови образуются в ________________________ мозге? 2. Кости образованы _______________________, которая является разновидностью _________________________ткани? 3.По форме кости бывают __________________________? 4. По строению выделяют три типа костей: _______________________________________________________? 5. Снаружи кость покрыта_____________? За счет деления клеток надкостницы кость растет в ___________ и восстанавливается. 6. Какие ткани способствуют росту костей в длину? ___________. Учителя, составьте задания с участием перечисленных вопросов по каждому абзацу для его подетального разбора Для данного этапа составьте наводящие вопросы(задания) для самостоятельного изучения темы, в процессе выполнения которых ученик смог бы сам назвать тему и сделать выводы, дать определение, вывести формулу и т.д. Для этого рекомендуем использовать в условиях заданий (один или несколько раз) вопросы, соответствующие перечисленным в первой графе микроцелям в «Теории полного усвоения» Б.Блума 2. «Понимание» (описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому). Это задания с применением вопросов: почему? зачем? объясни, найди причину…,докажи, придумай и т.д. Рассмотрите рисунок и укажите, из каких веществ состоят кости: 1. __________________________ 2. __________________________ 3. __________________________ 4. __________________________ 5-6 ________________________ 7. __________________________ 8. __________________________ 1.Какие вещества входят в состав костей? __________________________________________________. 2.Почему у детей кости эластичные и упругие? __________________________________________________. 3.Какой белок придает костям упругость, гибкость и эластичность? ______________________ 3. «Анализ» (определение частей и структуры в заданиях: проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия, найти общее. Выделить главное в каждом абзаце) 1. Позвоночник образован _____________ позвонками. 2. Какие отделы позвоночника обозначены на рис. 1-6? 1. _______________ 2-3. _______________ 4. _______________ 5. _______________ 6. _______________ 3. Сколько изгибов имеет позвоночник человека? _____ 4. «Синтез» а) (соединение частей по-новому: создать, придумать дизайн, разработать, составить план). Приведи в систему…, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему, заполни кроссворд, реши, составь ребус и т.д.) б) Сделай вывод, обобщение по всему содержанию текста. в) Дай определение, напиши общую формулу и т.д. Череп, состоит из _______________ и ______________отделов. Мозговой отдел черепа образован ___________соединенными_______________ костями. Спереди располагается большая непарная _____________ (1), сверху – _________________ (9), с боковых сторон ______________ (8), а сзади – непарная ___________________ кость (7). Лицевой отдел черепа состоит из ____________(3)и_________(4) челюстей, ____________ (2), ______________(5) и других костей. Самыми крупными являются кости _______________ верхней и __________________ нижней челюстей. Практика: (для формирования умений и приобретения навыков через самостоятельное выполнение практических заданий у доски или на местах за партой): 5. «Применение» Выполни следующие задания ( № ....№.... №...., или упражнения) из учебника, сборника, других источников Тест Мюненберга. Задание на тренировку распределения и избирательности внимания «Найди слова» (среди буквенного текста вставлены слова найти и подчеркнуть). Оаошгкостьзщизгибышрраапозвонкибличерепшзлсуставыолоопхрящитгошвнадкостницачапносеиншбскелетздлопаткашьакистьшгллддоолоозакемышцалгдзчелюстийгепомяплюснаапвыыгрудинаьщогеродничоклроденключицалоелидомребрадлиплюплоскостопиестопабицепсавпогмапыпяаып 6. «Оценка» (рефлексия) Вырази свое мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте: а) Как ты думаешь? б) Как бы ты поступил? в) Для чего это нужно в жизни? г) Какое применение может найти? Выберите правильные утверждения 1. Пояс нижних конечностей состоит из крестца и практически неподвижно соединенных с ними двух тазовых костей. 2. К грудине прикрепляются 10 пар ребер. 3. Пясть, предплюсна и плюсна входят в состав стопы. 4. Череп, грудина, позвоночник – служат защитой важных органов. 5. Соединение позвонков крестца между собой и с костями таза – пример полуподвижного соединения костей. 6. Диафрагма разделяет грудную и брюшную полость и межреберные мышцы участвуют в дыхании. 7. Снаружи мышцы покрыты надкосницей . 8. Фасция соединительная оболочка мышцы. 9. Мышцы образованны мышечными клетками –миоцитами. 10. Каждой кости крепится 4 мышцы антогонисты. ІІІ-этап обратной связи (оценивание) 1 - уровень (5 баллов) Теория: 1. «Узнавание» Найди в тексте новые слова, термины, понятия, выражения (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы: кто? что? где? когда? какой? и другие задания информационного характера. Задания на: различение, узнавание, запоминание, составить список, выделить, рассказать, показать, назвать и т.д. 1. Назовите кости скелета верхних конечностей _______________________________________ _______________________________________ 2. Назовите кости скелета нижних конечностей _______________________________________ _______________________________________ 3. Назовите кости туловища _______________________________________ _______________________________________ 4. Неподвижное соединение образуется путем ______________________. Полуподвижное соединение – это соединение костей с помощью _________. Подвижное соединение – это соединение костей с помощью _____________. Суставы обязательно включают следующие элементы: ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ Практика 5. «Применение» (по образцу) Применение в сходной ситуации: выполни задания, проиллюстрируй, реши по образцу следующие задания: №….№….или упражнения из учебника, сборника (назв. автора, страница…) Вставьте в предложения пропущенные слова. 1. При повреждении и растяжении связок в суставе происходит _................................. костей больше допустимой величины или изменение их обычного направления. 2. При вывихе ________________________ одной кости может выйти из ________________________________. 3. Переломы бывают открытыми и закрытыми. При ___________ переломе происходит повреждение кровеносных сосудов, мышц и кожи. Результат: Формирование 1-уровня компетентности (удовлетв.) 2 - уровень (+ 4 балла) Теория: 2. «Понимание» Понимание (описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому). Это задания с применением вопросов: почему? зачем? объясни, докажи, придумай и т.д. 3. «Анализ» (определение частей и структуры в заданиях: проанализировать, проверить, организовать, сравнить, выявить различия, найти общее. рисунок 1 рисунок 2 Используя рисунки, выберете и зашифруйте правильные ответы Пример: Какие кости образуют скелет свободной нижней конечности? Ответ: рис.2 - 2,3,4,5 1. Какие кости образуют плечевой сустав? ________________ 2. Какие кости образуют тазобедренный сустав? __________________ 3. Какие кости являются самыми широкими? __________________ 4. Какие кости образуют локтевой сустав? __________________ 5. Какие кости образуют плечевой пояс? __________________ 6. Какие кости длинные трубчатые? ____________________________ 7. Пястные кости? ___________________________ 8. Малая и большая берцовая кости? _______________________ 9. Фаланги пальцев? ________________________ 10. Пяточная кость? ________________________ Практика: 5. «Применение» (в измененной ситуации) №……№….задач или упражнений (указать учебники, сборники, авторы, стр…) или учитель, сами придумайте задания на применение в измененной Используя рисунки вставьте пропущенные слова. Работа мышц 1 – двуглавая мышца плеча (бицепс), сокращаясь, __________________; 2 – локоть ______________; 3 – трехглавая мышца (трицепс) ____________; 4 – трицепс, сокращаясь,__________________; 5 – бицепс расслабляется и ____________________; 6 – локоть ________________________. Результат: Формирование 2-уровня компетентности ( 5+4=9 баллов = «хор.») 3 - уровень (+ 3 балла) Теория: 4. «Синтез» а) Задания на синтез (соединенияе частей по-новому: создать, придумать дизайн, разработать, составить план). Приведи в систему…, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему, заполни кроссворд, реши, составь ребус и т.д.) б) Сделай вывод, обобщение по всему содержанию текста. в) Дай определение, напиши общую формулу и т.д. Практика: 6. Оценка (рефлексия) (рефлексия) Вырази свое мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте: а) Как ты думаешь? б) Как бы ты поступил? в) Для чего это нужно в жизни? г) Какое применение может найти Строение позвонка: 1 – __________________________________ 2 – _________________________________ 3 – _________________________________ 4 – __________________________________ 5- __________________________________ 6 – __________________________________ Виды позвонков 1 – ______________; 2 – _________________; 3 – _____________________ Каждый позвонок имеет _______, _________ и ряд _________. Позвонки располагаются друг над другом, соединяются между собой ____________, образуют _______________________, в который заключен ______________. Шейные позвонки (первый, второй) участвуют в ____________________. ______________________ имеют более массивное тело, так как на них падает большая нагрузка. Крестцовые и копчиковые позвонки соединяются _____________________ друг с другом – срастаются. 1. Какие клетки составляют костную ткань? __________________________________________________ 2. Из чего состоит межклеточное вещество костной ткани? ______________________________________________________ ______________________________________________________ 3. За счет чего кость растет в толщину и за счет чего в длину? - У молодого петуха удалили часть бедренной кости, оставив надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась, Что доказывает этот эксперимент? ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 4. На рост костей влияет гормон гипофиза ________________________. 5. Почему при больших нагрузках наступает мышечное утомление? __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ Результат: Формирование 3-уровня компетентности ( 9+3=12 баллов = «отл.») = = полной компетенции по данной теме | |
Просмотров: 386 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|