Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Тема: «Птицы, обитающие вблизи жилья человека». Разработала учитель естествознания: Намазбаева А.А. Цель урока: продолжить формирование у учащихся знаний о различных экологических группах птиц. Задачи урока: Образовательная: познакомить с многообразием, образом жизни и значением птиц, обитающих вблизи жилья человека; Коррекционно-развивающая: коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия при прослушивании записи «голоса птиц» и просмотре видеофильма и фотографий птиц; Воспитательная: воспитание бережного отношения к птицам, эстетическое воспитание. Тип урока: комбинированный. Оборудование: учебник, картина «Птицы у кормушки», письмо №1,2, телеграмма, карточки-задания, картинки – раскраски «воробей, голубь», рабочая тетрадь, запись голосов птиц, видеофильм «Зимующие птицы», презентация, компьютер, картинки птиц. Ход урока: I Организационный этап - Приветствие учащихся Проверь дружок, Готов ли начать урок? Все ль на месте? Все ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь. II Опрос домашнего задания (слайд 2) Воробьи, стрижи, Снегири, грачи, Попугаи и синицы Одним словом – это ПТИЦЫ! 1.- На предыдущих занятиях мы рассматривали группы птиц Вопрос: С какими группами мы познакомились? (Предполагаемые ответы: птицы, кормящиеся в воздухе; птицами леса). 2. Отгадайте, о какой птице идет речь: (слайд 3,4) -Черный жилет, Красный берет, Нос, как топор Хвост, как упор. (Дятел) -С желтой грудкой у окошка Собирает шустро крошки Отгадайте что за птица? Называется …(Синица) 3. Рассказ по плану и иллюстрациям (о синице, дятле) слайд 5 План • Внешний вид. • Образ жизни • Размножение • Значение в природе 4. «Письмо птицы». Раздаточный материал «Письма птиц» ( слайд 6,7) – Угадай, какая птица прислала письмо? Письмо №1 Личинок из коры и древесины я достаю с помощью крепкого долотовидного клюва и длинного языка. Клювом разбиваю шишки сосны и ели. Письмо №2 Перелетая с ветки на ветку, я склевываю различных насекомых тонким клювом и достаю их из самых узких трещин коры. 5. Экологическая задача: (слайд 8) – В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Через несколько лет молодые деревца в этом лесу стали гибнуть. Почему это произошло? (Ответ: Дятлы гнездились в старых дуплистых деревьях. Они покинули лес, потому что им негде было гнездиться. А насекомые вредители стали беспрепятственно губить молодые деревца.) Итог повторения домашнего задания: – С какими птицами леса вы познакомились? – Какую пользу приносят дятлы и синицы? Дятлы, синицы, и другие птицы (зимой перебираются по ближе к жилью человека. III Изучение нового материала 1)-На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с птицами. Поговорим о тех птицах, которые обитают постоянно вблизи жилья человека, узнаем об их образе жизни и о том, какую пользу приносят эти пернатые. Ребята, запишите тему урока: (слайд 9) «Птицы, обитающие вблизи жилья человека». Голубь (слайд 10-11). 1. Прослушать запись голоса голубя. Ученики по голосу называют птицу. В помощь-загадка. Известно с давних нам времен, Что эта птица почтальон. (Голубь) 2. Демонстрация изображения 3. Работа с учебником: Задание 1. - чтение вслух - стр. 99 (2 абзац, с 3 стр.) Вопросы к прочитанному? - Где гнездятся голуби? - Чем они питаются? - Из чего строят гнездо и чем голуби выкармливают своих птенцов? Задание 2. Прочитать текст учебника (абзац 3) - Через сколько дней вылетают птенцы из гнезда? Знаете ли вы, что…(слайд 12-13) Человек приручил дикого сизого голубя более 5000 лет тому назад. С тех пор вывели много пород домашних голубей, различных по цвету, форме тела и назначению. Сейчас известно их более 800. Сейчас породистых голубей разводят во всех странах, а беспородные домашние голуби встречаются повсеместно. Голубей можно условно разделить на 4 типа: спортивные (почтовые), летные (гонные), декоративные и мясные. Голубь – символ мира (слайд 14). Уже, очень давно, голубь стал символом чистоты, невинности, любви и нежности. Воробей (слайд 15-16). 1. Прослушать запись голоса воробья. Ученики по голосу называют птицу. В помощь-загадка. Серый маленький комочек Чик-чирик! – замерз он очень! Солнце, выгляни скорей, Ждет тебя наш …. (воробей). 2. Демонстрация изображения Воробей – маленькая, бойкая птичка. Про него часто говорят: «Серый воробышек». А на самом деле воробей совсем не серый. Вопрос: Какого цвета воробей? Задание 3. Прочитайте текст учебника (с.99, последний абзац) - Чем питаются воробьи? - Как передвигаются по земле? Задание 4. - Чтобы узнать, где строят свои гнезда воробьи, прочитайте про себя стр.100 , 2-ой абзац. - Что используют для построения гнезда? - Сколько раз выводят птенцов за одно лето? Рассказ уч-cя - Диана: Живут воробьи и в городе и в деревне. В Китае, в середине прошлого века, люди посчитали таких птиц, как воробьи, вредителями с/х. Они вооружились ложками, кастрюлями, вышли на поля и стали пугать птиц. Бедные пташки поднялись в воздух, им некуда было сесть и отдохнуть, птицы выбились из сил и стали замертво падать на землю. Вскоре развелось огромное количество всяких насекомых-вредителей. Они уничтожали посевы, и наступил голод. Люди не могли одни справиться с этой напастью, и они стали заново разводить птичьи стаи. 2) ФИЗМИНУТКА (слайд 17) - Вот стоит зимний лес! - В нем много сказок и чудес! (Выполняют круговые движения головой). - Слева сосны, справа ели! (Выполняют движения головой вправо-влево). - Дятел сверху тук да тук (Выполняют движения головой вверх-вниз). - Дружно присели, вместе встали - Руки вверх подняли, помахали. - Сели. 3)Просмотр видеофрагмента из жизни птиц. Видеофильм «Птицы зимой» - Какие еще птицы встречаются вблизи жилья человека? (вороны, свиристели, снегири, трясогузки) (слайд 18). Почтальен-Ержан - Ребята, из леса пришла срочная телеграмма!!! (слайд 19).( зачитывает текст телеграммы) Телеграмма: Пришла зима. Многие птицы улетели на юг. А мы воробьи, вороны, синицы, голуби - остались с вами в городе. Голодно нам! Вы слушали весной наши песни; осенью ели груши, яблоки. Это мы сады охраняли. Теперь ваш черед. Помогите нам! - Ребята, как мы можем помочь птицам?(делать кормушки) - Учащиеся зачитывают стихотворение А. Яшина «Покормите птиц». Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна — И не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их — не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. 4)Работа с картиной «Птицы у кормушки» (слайд 20). Вопросы: 1. Перечислите птиц, которые прилетели на кормушку. 2. Сосчитай сколько воробьев, а сколько снегирей? 3. Какого цвета снегирь? 4. Сколько всего птиц у кормушки. 5. Чем заняты птицы? Грач (слайд 21) 1. Прослушать запись голоса грача. Ученики по голосу называют птицу. В помощь-загадка. Всех прилетных птиц черней, Чистит пашню от червей. Взад-вперед по пашне вскачь, А зовется птица… (грач). 2. Демонстрация изображения 3. Записать в тетрадь: 1. Грач. Рассказ уч-ся - Саши: Грачи – это перелетные птицы. Этих птиц называют вестниками весны. Так как весной грачи прилетают рано, еще лежит снег на полях. Они всеядны, но главным образом питаются червями и личинками, которых находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Грачи уничтожают вредителей сельского хозяйства. IV Закрепление изученного. 1)Вопросы по пройденной теме: 1. С какими птицами, мы сегодня познакомились на уроке? 2. Почему эти птицы живут вблизи жилья человека? 3. Чем питаются голуби? 4. Где они делают гнезда? 5. Чем они выкармливают птенцов? 6. Где делают гнезда воробьи? 2)Занимательная минутка: А) Загадки (слайд 22- 26) В) Игра «Третий лишний» (слайд 27) V Подведение итогов. Выставление оценок. Вопросы: 1. О ком мы говорили сегодня на уроке? 2. Какие это птицы? 3. Как можно помочь птицам зимой? 4. Какую пользу приносят птицы? VI Домашнее задание. Учебник: стр. 98-100 читать; Рабочая тетрадь: стр. 40 – докончить заполнить таблицу. Задание Нурсултану: разукрасить птиц в тетради (голубь, воробей). Самоанализ урока по естествознанию в 8 «Б» классе на тему «Птицы, обитающие вблизи жилья человека» Учитель: Намазбаева А.А. В классе 16 учеников, присутствовало на уроке 12. Класс к уроку готов, рабочие места оборудованы необходимыми средствами. Методическое обеспечение: презентация, видеофильм, картинки птиц, карточки с заданиями. Тип урока: комбинированный. Перед уроком была проведена предварительная работа с отдельными учащимися. Даны стихотворения, Диана и Саша самостоятельно подготовили сообщения о птицах. Организация начало урока четкая, позитивный настрой активизировал мотивационный интерес учащихся. Тема названа в совместной деятельности, во время беседы по пройденному материалу. Поставленная цель и задачи соответствуют теме урока, составляют комплексное единство. Содержание учебного материала соответствуют возрасту и развитию учащихся. Образовательно-познавательная значимость материала соответствует принципу научности и имеет практическую ценность. Формы и методы работы соответствуют поставленной цели. Этапы урока соблюдены, логически между собой взаимосвязаны. На уроке была смена деятельности. Использованы мультимедийные средства в виде презентации и видеофильма, что повышает познавательную деятельность учащихся. На уроке осуществлены, индивидуальный и дифференцированный подход, который выражался в подборе вопросов и заданий для учащихся различных типологических групп. Материал урока имеет практическую направленность, связан с жизнью. Психологическая атмосфера на уроке соответствовала норме, тон педагога ровный, доброжелательный, стимулирующий, ученики были активными и любознательными. Поставленные мною цель и задачи в ходе урока были достигнуты. Класс работал в высоком темпе. Содержание урока реализовано в полном объеме. | |
Просмотров: 2152 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|