« От простого к сложному» Учитель биологии Пивоваров К.И. школа МКНО г. Алматы Под исследованием колледж подразумевает специально организованный преподавателем и самостоятельно выполненный учащимися комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе исследования, и представления его в рамках устной или письменной презентации. Под исследовательским методом мы понимаем технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности. В процессе исследовательской работы в колледже на уроках биологии студенты изучают , познают, исследуют огромное разнообразие форм и видов живых организмов, знания о которых используются человеком в различных сферах его жизни. Существует три основных метода познания или исследования живых организмов применяемых в колледже: • описательный, • сравнительный, • экспериментальный ( опытный). Использование других методов масс-спектрометрии, хроматографии, спектрофотометрии, компьютерного анализа требующих познаний в области других наук нам не позволяет материальная база. Изучение программного материала по биологии в колледже тесно связано с тем, чтобы научить учащихся методам исследования и развивать их в учебной и внешкольной деятельности. Эта деятельность носит преемственный характер. Студенты 6-7-х классов, в возрасте 12,13 лет, знакомятся с описательным и сравнительным методом исследования и учатся их применять, описывая и сравнивая конкретные биологические объекты. Учатся составлять отчет по исследованию, применяя для этого знания и навыки компьютерной грамотности . Студенты 8-9-х классов, в возрасте 14,15 лет, получают задания экспериментального типа. Совместный проект исследование был проведен по предметам биологии и физкультуры. В течение месяца студенты проводили эксперимент о влиянии физической нагрузки на развитие опорно- двигательного аппарата своего организма, используя полученные навыки сравнительного и описательного метода. Этот исследовательский проект определял проблему гиподинамии - снижение двигательной активности учащихся. Целями и задачами исследования были: • выяснение значения занятий физкультурой для организма, • выдвижение гипотезы исследования, • выбор метода исследования, • составление плана и режима тренировки. Заканчивался проект обсуждением и оформлением результатов в виде постера и написания эссе с выводами на дальнейшую перспективу деятельности. Студенты 9-10-х классов, в возрасте 16,17 лет, получают задания, требующие самостоятельного поиска объекта, который необходимо исследовать по заданному программой обучения, теоретическому материалу. Например, после изучения теоретического материала о модификационной изменчивости студентам предлагается: 1. изучить окружающие организмы, найти признаки модификационной изменчивости, 2. установить причины, которые повлияли на проявление этих признаков, 3. предложить способы, методы, изменения установленных причин, идущих на пользу человеку, 4. оформить соответствующим образом проведенное исследование. Информационные проекты-исследования связывают биологию с основами компьютерной грамотности. Примером является творческий проект, посвященный 1 декабря - Всемирному дню борьбы со СПИДом. Исследования творческого проекта по данной теме определяются потребностью общества. Студенты проводят исследования первоисточников по проблемам, поставленным перед ними и обществом: • пропаганда опасности распространения СПИДа, • пропаганда знаний по защите своего организма от заболевания СПИДом. Изучая первоисточники, студенты проводят анализ и выбор идей, решая вопросы по сопоставлению, изготовлению, оформлению и представлению идеи. Совместно с учителем обсуждаются положительные и отрицательные моменты предложенной идеи. Результатом проекта стали компьютерные презентации и лекторские группы старшеклассников. Сегодня вам предлагается урок в 6-м классе с детьми 12,13 лет, которые учатся навыкам описательного метода исследования. На предыдущем уроке студенты познакомились с историей и содержанием метода. Цель предлагаемого урока: развить навыки и умения в применении данного метода, на его основе умение формулировать выводы, развивать умения и навыки использования компьютера в составления отчета по проведенному исследованию. Слайды к материалу.
|