Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
. План-конспект урока по теме "Тип моллюски" ________________________________________ Цели урока: • Образовательные: 1. Ознакомить с общей характеристикой типа моллюсков, особенностями их строения в связи со средой обитания, многообразием. 2. Познакомить с классами моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие. • Воспитательные: 1. Формирование экологической культуры учащихся и бережного отношения к окружающей нас природе. 2. Воспитание коммуникабельности учащихся при работе в группах. • Развивающие: 1. Умение применять информационные технологии. 2. Умение сравнить биологические объекты. 3. Умение наблюдать, делать выводы из наблюдений. Оборудование: • Презентация “Тип Моллюски” • Набор раковин моллюсков (на каждую парту) • Компьютеры, мультимедийный проектор. • Экран. • Карточки – задания (на каждую парту): 1. “Обозначь части тела моллюсков” 2. “Распредели моллюсков по классам” 3. “Лабораторная работа “Особенности строения раковин моллюсков) 4. Конспекты для учащихся • Раздаточный материал: 1. консервы моллюсков; 2. бусы, броши и т.д. из жемчуга; 3. перламутровые пуговицы; 4. чулки, перчатки, кружева из биссуса. Этапы урока. 1. Организационная часть. 2. Актуализация знаний. 3. Изучение нового материала. 4. Общее закрепление знаний. 5. Рефлексия. Подведение итогов урока. 6. Домашнее задание. Ход урока I Организационная часть. • Учитель убеждается в готовности учащихся к уроку. • Наличие на партах необходимых материалов к уроку. II. Актуализация знаний. Вступительное слово учителя: - Ребята, сегодня мы с вами начнем знакомство с очень необыкновенной группой живых организмов, а вот как их зовут, я хочу, чтобы вы догадались сами. Послушайте, пожалуйста, коротенький отрывочек из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина “Карась-идеалист”. “Карась лежит, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек ради своего продовольствия и рассуждает: Да и устроена она (ракушка) так, что никак невозможно ее проглотить. Потяни рылом воду, ан в зобу у тебя уж видимо-невидимо ракушек кишит”. Догадались ли вы, каких животных в повседневной жизни мы называем ракушками? Включается презентация. III. Изучение нового материала. 1. Общие черты типа. На стадии изучения нового материала (осмысления) наиболее целесообразным является метод рассказа с использованием презентации, для более наглядного представления систем органов животного, с одновременным кратким конспектированием учащимися основных особенностей строения моллюска. Такой метод работы позволит активизировать все информационные каналы, формирующие три основных системы восприятия – визуальную, аудиальную, кинестетическую. Моллюски, или мягкотелые, образуют обособленный тип беспозвоночных животных, характерной особенностью которых является наличие кожной складки – мантии, ведущих свое начало от древних неспециализированных многощетинковых червей. Количество видов достигает 130 тысяч, выделяют семь классов, мы познакомимся только с тремя из них: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. (слайд № 6) 1.1 Среда обитания. Обитают они преимущественно в морях (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги), пресных водоемах (беззубки, прудовики, живородки), реже — во влажной наземной среде (виноградная улитка, слизни). Размеры тела взрослых моллюсков разных видов значительно различаются — от нескольких миллиметров до 20 м. (слайд № 7) 1.2 Движение моллюсков. Большинство из них — малоподвижные животные, некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, устрицы), и только головоногие моллюски способны быстро передвигаться реактивным способом. (слайд № 7) 1.3 Внешнее строение моллюсков. (слайды № 8-9) !Определите по рисунку общие части тела разных моллюсков и отличительные особенности. Сделайте вывод. Вывод: Тело моллюсков в большинстве случаев состоит из: 1. Голова. 2. Туловище. 3. Нога. 4. Мантия (мантийная полость) 5. Раковина. !Определите симметрию тела моллюсков. Большинство моллюсков – двустороннее-симметричные, брюхоногие – асимметричные. На голове расположены органы чувств. Туловище представляет собой кожно-мускульный мешок, его основание окружено обширной кожной складкой-мантией. Между мантией и стенкой тела образуется мантийная полость, в которой находятся органы дыхания, некоторые органы чувств и куда открываются заднепроходное отверстие, протоки почек и половых желез. Сильно утолщенная благодаря мускулатуре брюшная сторона образует различные формы ног: широкие – ползательные, клиновидные – для плавания, округлые – присасывающиеся и др. 1.4 Поэтапное закрепление материала. Учащиеся выполняют задание: “Обозначь части тела моллюсков” На спинной стороне, как правило, расположена раковина, чаще цельная, реже двустворчатая или состоящая из нескольких пластинок. У некоторых моллюсков раковина находится под кожей или исчезает совсем. Наружный слой раковины образован органическим рогоподобным веществом, внутренний - тончайшими пластинками извести неравномерное отражение света от которых, придает внутренней поверхности раковины перламутровый блеск. (слайды № 10-11) 1.5 Лабораторная работа: “Особенности строения раковин моллюсков” Оборудование: набор раковин брюхоногих и двустворчатых моллюсков. (задания напечатаны на карточках и выдаются на каждый стол) Задание: 1. Рассмотрите раковину двустворчатого моллюска: • а) определите её форму, окраску; • б) найдите её передний (широкий) конец и задний (узкий) конец; • в) найдите выпуклую часть раковины – вершину; • г) найдите изогнутые линии – годичные кольца; • д) попробуйте определить прочность раковины. 2. Рассмотрите раковину брюхоногого моллюска: • а) определите её форму, окраску; • б) найдите вершину раковины и отверстие – устье; • в) сосчитайте число оборотов раковины; • г) попробуйте определить прочность раковины. 3. Сравните раковины двух моллюсков, установите черты сходства и отличия по плану: 1. Форма. 2. Окраска. 3. Наличие годичных колец на раковине. 4. Наличие оборотов на раковине. 5. Прочность раковины. 6. Значение раковины. 1.6 Внутреннее строение. 1.6.1 Пищеварительная система. Пищеварительная система представлена глоткой, в которой находится орган, измельчающий пишу – терка (радула) с расположенными на ней роговыми зубчиками. Терка служит для соскабливания растительной пищи и лишь в редких случаях для ее активного захвата. Через пищевод пища попадает в желудок, куда открываются протоки пищеварительной железы, которая совмещает функции печени и поджелудочной железы. Кишка дифференцирована на тонкую и заднюю кишку. Задняя кишка открывается порошицей в мантийную полость. У брюхоногих и головоногих моллюсков имеются слюнные железы. (слайды № 12-13) 1.6.2 Кровеносная система. Характеризуется наличием сердца, состоящего из желудочка и одного или двух предсердий, и сосудов (вводится понятие “Незамкнутая кровеносная система”) Кровь из сердца поступает в сосуды, затем кровь поступает в промежутки между органами, омывает их, затем вновь собирается в сосуды, течет к легким, а оттуда поступает в сердце. (слайд № 14) 1.6.3 Дыхательная система. У большинства видов органы дыхания представлены жабрами, наземные моллюски, а также некоторые виды водных брюхоногих имеют легкое – особый карман мантии, стенки которого густо оплетены сосудами. (слайд № 14) 1.6.4 Выделительная система. Выделительный орган представлен почками, протоки которых открываются в мантийную полость. (слайд № 14) 1.6.5 Нервная система. Нервная система состоит из нервных узлов, отходящих от них нервных стволов и нервов. (слайд № 14) 1.6.6 Органы чувств. Органы чувств представлены органами химического чувства, равновесия, осязания, обоняния, многие виды имеют глаза. (слайд № 15) 1.6.7 Размножение. Большинство моллюсков – раздельнополые (двустворчатые, головоногие) Брюхоногие – гермафродиты. Оплодотворение – наружное (двустворчатые) и внутреннее (брюхоногие и головоногие) Развитие: прямое (головоногие) и непрямое (брюхоногие, двустворчатые) 1.7 Поэтапное закрепление знаний. Блиц-опрос: представляет собой перечень вопросов, представленных на мультимедийном экране, после которого учитель предлагает провести взаимопроверку по всплывающим ответам, и только после этого быть проведен анализ количества правильных ответов. (слайды № 16,17,18) Вопросы слайда: 1. Среда обитания моллюсков: Моря, пресные водоёмы, суша. 2. Симметрия тела большинства моллюсков: Двустронняя. 3. Тело большинства моллюсков защищено: Раковиной. 4. Тело покрыто кожной складкой: Мантией. 5. Между телом и мантией находится: Мантийная полость. 6. Тело большинства моллюсков состоит из: Головы, туловища, мантии, ноги, раковины. 7. Кровеносная система: Незамкнутая. 8. Органы дыхания: Лёгкое или жабры. 9. В пищеварительной системе появляются органы: Радула (тёрка), печень, слюнные железы. 10. Органы выделения: Почки. 11. Нервная система: Нервные узлы, нервные стволы, нервы. 12. Органы чувств: Осязания, обоняния, зрения, равновесия, химического чувства. 13. По способу размножения моллюски: Раздельнополые и гермафродиты. 1.8 Многообразие моллюсков. 1.8.1 Класс Брюхоногие. (слайд № 19) 1.8.2 Класс Двустворчатые. (слайд № 20) 1.8.3 Класс Головоногие. (слайд № 21) 1.9 Поэтапное закрепление материала. Учащиеся выполняют задание: “Распределите моллюсков по классам” ) 2.0 Значение моллюсков в жизни человека. (слайды № 22 - 30) !Учащиеся выступают в роли продавцов “Хозяйственного отдела”, “Ювелирного отдела”, “Галантерейного отдела”, “Продовольственного отдела” и рассказывают о своей продукции. IV. Общее закрепление материала. Тест – тренажёр. (слайды № 31-61) Или тест “Выбери правильный ответ V. Рефлексия. Итоги урока. • Что нового сегодня узнали на уроке. • Как оцениваете свою работу на уроке. VI. Выставление оценок. VII. Домашнее задание | |
Просмотров: 1305 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|