Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Использование ИКТ на уроках биологии.
Колесникова Г.М.
КГУ СОШ № 32 г. Караганды, Казахстан
Использование информационно-коммуникативных
технологий на уроках биологии.
Образовательный процесс в современной школе направлен на – обеспечение и повышение качества обучения на основе фундаментальных принципов образования в сочетании с современными требованиями формирования разносторонне ориентированной личности с учетом потребностей и индивидуальных особенностей ученика.
Информатизация учебного курса биологии осуществляется, главным образом, в форме внедрения средств новых информационных технологий, в том числе мультимедийных пособий. Структура и содержание интерактивного обучения биологии является средством становления и развития информационной компетенции учителя. Под информационной компетенцией учителя понимается владение им современными информационными технологиями, такими как поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование и эффективное использование в системе учебных занятий.
Современный урок должен быть актуальным, интересным и полезным для ученика и сейчас и в будущем. На своих уроках биологии организую активную деятельность обучающихся на разных уровнях познавательной деятельности. Для этого провожу стандартные уроки и нестандартные: конкурсы, викторины, игры с применением информационных технологий, уроки – презентации, слайды c применением программы Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop, урок – флипчарт с применением Activstudio Professional, широко использую Интернет-ресурсы, виртуальные лабораторные работы и т.д. На любом этапе урока можно использовать информационные технологии:
 Актуализация знаний учащихся - тестовые задания, флеш-анимации, тренажеры, я использую как готовые, так и создаю сама, используя ЦОР (http://learningapps.org/home.php, http://school-collection.edu.ru/).
 Объяснение нового материала – презентации, электронные учебники, ЦОР.
 Закрепление – защита учащимися своих презентаций.
 Проведение виртуальных лабораторных работ.
Применение ИКТ на уроках биологии позволяет учителю: повысить у учащихся интерес к предмету, разнообразить урок дополнительным материалом, развивать у учащихся творческое мышление за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности; формировать информационную культуру, повышать качество и эффективность процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий.
Цифровые образовательные ресурсы
Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) как готовых электронных продуктов позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету, отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.
Мультимедийные презентации
Использование мультимедийных презентаций позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействованы различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.
Презентация – форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио– и видеоматериалы. Для того чтобы создать презентацию, необходимо сформулировать тему и концепцию урока; определить место презентации в уроке.
Ресурсы сети Интернет
Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:
целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;
видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.
Использование ресурсов Интернета на уроке при изучении нового материала делает урок интереснее, повышается мотивация ученика к получению знаний. В Интернете можно найти тематические сайты по всем предметам школьного курса, задачники с подробными решениями, тесты, рефераты, модели различных опытов.
Ни для кого из педагогов уже не секрет, что в качестве источника информации подавляющее большинство современных школьников используют отнюдь не литературные источники, а ресурсы Интернет. В этом есть большое преимущество, хотя бы в том, что ребята экономят личное время. Задача учителя научить учащихся правильно работать с найденной информацией, уметь ее структурировать, составлять к ней логические схемы, вопросы, выделять главное.
В Интернете можно найти информацию о проведении конкурсов, олимпиад и принять в таковых участие. Со своими учениками я принимаю участие в международных дистанционных олимпиадах http://konkurs.infourok.ru, http://novyurok.ru/index.php.
Заключение
На современном этапе развития школьного образования проблема применения компьютерных технологий на уроках приобретает очень большое значение. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Компьютер не сможет заменить живого слова учителя, но новые ресурсы облегчают труд современного учителя, делают его более интересным, эффективным, повышают мотивацию учащихся к изучению биологии.
Таким образом, использование ИКТ в процессе обучения биологии повышает его эффективность, делает более наглядным, насыщенным, способствует развитию у школьников разносторонних общеучебных умений, повышает качество обучения, облегчает работу на уроке.
Использование ИКТ на уроках биологии позволяет мне, как учителю, быть в курсе тенденций развития педагогической науки. Повысить профессиональный уровень, расширить кругозор и самое главное позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, путем ориентации учения на успех; усвоить базовые знания по биологии, их систематизировать; сформировать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой. С использованием ИКТ источником информации является не только учитель, но и сам ученик.
1. Андреев А.А. «Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования». Школьные технологии. 2001. №3.
2. Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек «Методы обучения. Обучение в сотрудничестве», М.: 2001.
3. http://festival.1september.ru/articles/612108/.
4. Смолянинова О.Г. «Мультимедиа в образовании». Красноярский государственный университет, Красноярск, 2002.
Категория: Биология | Добавил: biologiqwe (2015-03-28) | Автор: Колесникова Галина Мейрашевна E
Просмотров: 829 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 1:13 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru