Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Пән / Предмет: Биология Сынып / Класс: 6 Тақырып / Тема: Характеристики природного сообщества растений Мақсат / Цель: изучить особенности приспособлений растений к совместной жизни Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері / Учебно – воспитательные задачи: - формировать знания у учащихся о возникновении необходимых приспособлений для совместной жизни в природном сообществе; - учить анализировать, выделить главное в тексте; - способствовать воспитанию бережного отношения к природе. Құрал – жабдықтар, көрнекті құралдар / Оборудование, наглядные пособия: мультимедийный комплекс, видео «Взаимодействие растений в сообществе», карточки с разноуровневыми заданиями Сабақ Түрі / Тип урока: комбинированный Сабақ барысы / Ход урока: I. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, школьных принадлежностей, доски. Опрос дежурных: фиксация отсутствующих, выяснение заданного д/з. II. Опрос домашнего задания. Выполнение разноуровневых заданий по карточкам III. Изучение нового материала. Просмотр видео «Взаимодействие растений в сообществе» Задание: Учащиеся читая текст карточек изучают его, и отмечают важную информацию. Затем расходятся по группам в соответствии с цветом карточек, совместно определяют главную информацию. Являясь экспертами в своей области, возвращаются в исходные группы, и поочереди объясняют остальным учащимся группы материал, который они уже усвоили. Текст 1. «Ярусное строение природного сообщества» В сложившемся за много лет природном сообществе виды приспособились к совместной жизни и к условиям среды обитания. Поэтому сюда могут входить только виды, обладающие приспособлениями, позволяющими жить в данных условиях. Многочисленные и различные по форме растения распределяются в пространстве, занимаемом сообществом, в соответствии со своими потребностями и особенностями формы тела. Внешне это выражено строении природного сообщества. Оно представлено в виде ярусов (этажей), возвышающихся один над другим. В этих ярусах размещаются важнейшие органы растений, осуществляющие воздушное и почвенное питание, и органы размножения. Например, в дубраве наиболее высокие растения — это деревья (дуб, липа, клен, ясень). Они образуют самый высокий — верхний, или первый, ярус. Во второй ярус входят низкорослые деревья (рябина, черемуха, яблоня, боярышник). Третий, более низкий ярус, создают кустарники (орешник, крушина, калина). Еще ниже — четвертый ярус, его образуют травы (медуница, купена, вороний глаз, ветреница), а у самой почвы — пятый ярус, занятый мхами. Названные ярусы отражают пространственную надземную ярусность леса. Пространственное размещение органов растений по ярусам наблюдается также в подземной части природного сообщества. Ярусы выделяют по глубине расположения всасывающих частей корней. Больше всего корней находится в верхних, самых плодородных слоях почвы. Но и на глубине 3-5 м в лесных биогеоценозах умеренной зоны корней тоже много. Первым подземным ярусом называют самый глубокий ярус, а третьим подземным ярусом - самый близкий к поверхности почвы. Количество ярусов (подземных и надземных) в разных растительных сообществах неодинаково. Чем более благоприятны условия, тем бывает больше ярусов. Если в дубраве можно выделить 5-6 надземных ярусов, то в ельнике их обычно 3, а в тропических лесах насчитывается 9-10. Сочетанием разных жизненных форм растений (деревьев, кустарников, трав), мхов, а также других обитателей (водорослей, бактерий, грибов, лишайников, животных) обеспечивается наиболее полное использование биогеоценозом природных условий на данной территории. Текст 2. «Условия обитания в природном сообществе» В разных ярусах наблюдаются неодинаковые условия местообитания. Так, например, в верхнем ярусе сказывается яркое солнечное освещение и дуют сильные ветры. Поэтому верхний ярус занимает светолюбивые виды растений, у которых ветер переносит пыльцу, осуществляет распространение семян. В ярусах ближе к почве значительно меньше света, так как кроны деревьев поглощают его, но в воздухе больше влаги и нет ветра. В этом ярусе леса могут нормально развиваться лишь сравнительно теневыносливые растения, с насекомоопыляемыми цветками и с плодами или семенами, которые распространяются животными (птицами, зверями). Поэтому многие животные размещают здесь свои гнезда. У самой поверхности почвы много перегноя, теплее, чем в других местах, много углекислого газа и влаги, но мало света. Поэтому в самых нижних ярусах поселяются тенелюбивые виды растений. Для них характерны широкие темно-зеленые листья, белая окраска цветков, самоопыляемость, распространение семян с помощью муравьев или на ногах крупных животных. В подстилке - перегнойном слое почвы - поселяется много организмов с сапротрофным типом питания (грибы, бактерии, черви и др.). Таким образом, растения, в большом количестве входящие в биогеоценоз, различны по своим биологическим и экологическим свойствам, размещаются в разных ярусах, и потому они не создают трудностей друг другу, обитая на одной и той же территории. Все виды организмов природного сообщества как бы дополняют друг друга в использовании условий окружающей среды. Природное сообщество (биогеоценоз) - это комплекс разнообразных живых организмов, приспособленных к совместной жизни в данных природно-климатических условиях. Текст 3. «Приспособленность растений к совместному существованию» проявляется не только в размещении растений по ярусам и в требованиях к факторам среды, но и в неодинаковых темпах и сроках их развития. Во внешнем облике биогеоценоза это проявляется в виде чередования массового цветения то одних, то других видов растений. Так же "слоями", один сменяя другого, в течение лета появляются в биогеоценозе плодовые тела разных видов шляпочных грибов. Неодновременное цветение разных видов растений обеспечивает их достаточным количеством опылителей и других условий, которых в окружающей среде никогда не бывает в избытке. Расцветая как бы по очереди, виды один за другим получают "свою долю" ограниченных условий среды обитания. Размещение живых организмов по ярусам в пространстве и их неодновременное развитие во времени обеспечивают возможность существования на небольшой территории земной поверхности большого количества видов из разных царств живой природы. Приспособления организмов к совместной жизни проявляются также в различных типах взаимоотношений между отдельными видами природного сообщества. Среди них: создание микоризы между высшим растением и грибом, образование лишайников - симбиоз водорослей и грибов, взаимосвязь между цветковым растением-хозяином и его грибом-паразитом, размещение организмов по ярусам. Все разнообразие типов взаимосвязей между организмами появилось в процессе эволюции как приспособление к совместной жизни видов в природном сообществе. Таким образом, природное сообщество (биогеоценоз) - это совокупность большого количества видов, взаимодействующих между собой и приспособившихся к совместной жизни в условиях своего обитания. Все организмы, входящие в природное сообщество, приспособлены к совместной жизни. Биогеоценоз – это совокупность большого количества видов, взаимодействующих между собой и приспособившихся к совместной жизни, а также к определенным условиям среды обитания. IV. Закрепление. 1. Как объяснить, что у лесных растений - яблони, черемухи, боярышника - цветки имеют белый цвет? 2. Имеют ли значение для зеленых растений в биогеоценозе организмы, питающиеся гетеротрофно? 3. Почему в природном сообществе удается на сравнительно малой территории разместиться большому количеству видов? Какие растения называются голосеменными? V. Рефлексия. Обсуждение: 1. Что я знал по новой теме до урока? 2. Что я узнал на уроке? Что я дополнительно хочу узнать по данной теме? Сабақты қорытындылау / Итоги урока Үйге тапсырма беру / Задание на дом: Составить 10 тестовых заданий по материалу темы урока | |
Просмотров: 1815 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|