Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ.
Современный мир, мир новых технологий в сфере строительства, менеджмента, культуры, образования основывается на большом увеличение влияния медиа - технологий на человека. Наше подрастающее поколение одними из первых попадают под это влияние: поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Изменяется его внутренний мир, меняются его взгляды, меняется характер его любимого занятия - игры, изменяются и его любимые герои, увлечения. Ели раньше информацию по любой теме ребенок мог получить из разных источников: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока, то сегодня, учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации.
Тогда возникает вопрос: а что это даст? Многие считают, что мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств.
Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные потоки информации. Важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.
Помочь учителю в решении этой задачи может использование в учебном процессе традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным. Да, есть учителя, которые успешно применяют все возможности медиосредств в учебной деятельности, а есть педагоги которые сомневаются: способствуют ли современные ИКТ повышению качества знаний или они только расхолаживают наших детей присутствием развлекающего момента на уроке. Часто слышишь от педагогов с большим стажем работы слова «натолкали в школы технику, а знаний у детей нет». Я, как учитель, давно и результативно использующий все возможности ИКТ, спешу с этим не согласиться. Есть у современных детей знания и очень хорошие, а ИКТ помогают им приобретать больший аспект новых знаний. На собственном примере убеждаюсь в этом.
Использование современных информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить эффективность образования. Использование ИКТ открывает широкие возможности для развития принципиально нового обучения, которое становится управляемым, контролируемым и адаптированным к индивидуальным особенностям обучаемого.
Современное общество ставит перед учителем задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Разнообразие технических средств дает возможность организовать одновременно обучение школьников, обладающих различными способностями и возможностями, различным уровнем мотивации к обучению. Сегодня в школах активно используются огромные возможности компьютеров, учителями создано множество видов электронных пособий, флипчарты, слайд-презентации, виртуальные лаборатории, интерактивная доска, которые способствуют повышению интереса к образованию и воспитанию. Использование ИКТ ресурсов в преподавании биологии открывает такие возможности, о которых даже мечтать несколько лет назад было невозможно. Электронные материалы по биологии обеспечивают научность и наглядность при проведении уроков. Ушло в прошлое использование на уроков примитивных плакатов, у учителя появилась большая база данных, которую можно использовать в работе. Сегодня учитель - уже не только и не столько источник знаний, а скорее организатор и координатор учебной деятельности. Информационно-коммуникационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм, результативность и выразительность.
Известно, что в среднем с помощью органов слуха усваивается лишь 15% информации, с помощью органов зрения 25%. А если воздействовать на органы восприятия комбинированно, усвоенными окажутся около 65% информации. Необходимо также отметить, что использование в учебном процессе ИКТ позволяет не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать у учащихся интеллектуальные, творческие способности, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. С помощью компьютера можно смоделировать сложные биологические процессы и закономерности, провести контроль знаний учащихся, организовать самостоятельную работу, объяснить и закрепить новый материал.
Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Однако необходимо помнить, что уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.
Использование на уроках биологии ИКТ позволяет сделать деятельность учителя и школьника наиболее интенсивной, повысить качество обучения по предмету, отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.
Необходимо также отметить большую эффективность использования ИК- технологий для подготовки выпускников к сдаче итоговой аттестации в форме тестирования в рамках Единого национального тестирования выпускников, проводимого в Казахстане с 2004 года. Для того чтобы выпускнику успешно сдать ЕНТ, необходима систематическая подготовка. Эффективное повторение материала по темам школьного курса можно осуществлять с помощью электронных пособий по подготовке к ЕНТ. Данные пособия включают теоретическую базу данных и базу тестовых заданий.
Можно с уверенностью сказать, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения, так как использование ИКТ в обучении способствует:
1. экономию учебного времени;
2. интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса;
3. формирование личности выпускников школы к жизни в условиях информационного общества;
4. углубленное изучение материала, развитие познавательных интересов у учащихся;
5. повышенную мотивации обучения;
6. дифференцированный подход в обучении;
7. возможность одновременного использования разнообразных медиоресурсов: аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;
8. возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;
9. использование разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую
Конечно, подготовка уроков с использованием современных информационных технологий - это трудоемкий процесс, требующий много времени систематизации и оформления информации. Но приложенный к этому труд надолго остаётся в виде целых циклов и практикумов, которые составляют интеллектуальное богатство учителя.
Использование ИКТ в педагогической практике дает мне возможность саморазвития. В современном информационном обществе целью учителя становится внедрение в процесс обучения современных технических средств. Задача учителя быть "в ногу со временем", ведь Учитель – это тот человек, который не только учит других, но и всю жизнь учится сам.
Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это основной механизм развития личности как ученика, так и учителя.

Источник: http://Роль инновационных технологий в образовании
Категория: Биология | Добавил: Bio (2015-05-28) | Автор: Лапко Наталия Геннадиевна E
Просмотров: 1060 | Комментарии: 1 | Теги: технологии, ииновации | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 1:35 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru