Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Современный мир, мир новых технологий в сфере строительства, менеджмента, культуры, образования основывается на большом увеличение влияния медиа - технологий на человека. Наше подрастающее поколение одними из первых попадают под это влияние: поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Изменяется его внутренний мир, меняются его взгляды, меняется характер его любимого занятия - игры, изменяются и его любимые герои, увлечения. Ели раньше информацию по любой теме ребенок мог получить из разных источников: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока, то сегодня, учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Тогда возникает вопрос: а что это даст? Многие считают, что мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств. Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные потоки информации. Важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой задачи может использование в учебном процессе традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным. Да, есть учителя, которые успешно применяют все возможности медиосредств в учебной деятельности, а есть педагоги которые сомневаются: способствуют ли современные ИКТ повышению качества знаний или они только расхолаживают наших детей присутствием развлекающего момента на уроке. Часто слышишь от педагогов с большим стажем работы слова «натолкали в школы технику, а знаний у детей нет». Я, как учитель, давно и результативно использующий все возможности ИКТ, спешу с этим не согласиться. Есть у современных детей знания и очень хорошие, а ИКТ помогают им приобретать больший аспект новых знаний. На собственном примере убеждаюсь в этом. Использование современных информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить эффективность образования. Использование ИКТ открывает широкие возможности для развития принципиально нового обучения, которое становится управляемым, контролируемым и адаптированным к индивидуальным особенностям обучаемого. Современное общество ставит перед учителем задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Разнообразие технических средств дает возможность организовать одновременно обучение школьников, обладающих различными способностями и возможностями, различным уровнем мотивации к обучению. Сегодня в школах активно используются огромные возможности компьютеров, учителями создано множество видов электронных пособий, флипчарты, слайд-презентации, виртуальные лаборатории, интерактивная доска, которые способствуют повышению интереса к образованию и воспитанию. Использование ИКТ ресурсов в преподавании биологии открывает такие возможности, о которых даже мечтать несколько лет назад было невозможно. Электронные материалы по биологии обеспечивают научность и наглядность при проведении уроков. Ушло в прошлое использование на уроков примитивных плакатов, у учителя появилась большая база данных, которую можно использовать в работе. Сегодня учитель - уже не только и не столько источник знаний, а скорее организатор и координатор учебной деятельности. Информационно-коммуникационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм, результативность и выразительность. Известно, что в среднем с помощью органов слуха усваивается лишь 15% информации, с помощью органов зрения 25%. А если воздействовать на органы восприятия комбинированно, усвоенными окажутся около 65% информации. Необходимо также отметить, что использование в учебном процессе ИКТ позволяет не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать у учащихся интеллектуальные, творческие способности, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. С помощью компьютера можно смоделировать сложные биологические процессы и закономерности, провести контроль знаний учащихся, организовать самостоятельную работу, объяснить и закрепить новый материал. Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Однако необходимо помнить, что уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным. Использование на уроках биологии ИКТ позволяет сделать деятельность учителя и школьника наиболее интенсивной, повысить качество обучения по предмету, отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы. Необходимо также отметить большую эффективность использования ИК- технологий для подготовки выпускников к сдаче итоговой аттестации в форме тестирования в рамках Единого национального тестирования выпускников, проводимого в Казахстане с 2004 года. Для того чтобы выпускнику успешно сдать ЕНТ, необходима систематическая подготовка. Эффективное повторение материала по темам школьного курса можно осуществлять с помощью электронных пособий по подготовке к ЕНТ. Данные пособия включают теоретическую базу данных и базу тестовых заданий. Можно с уверенностью сказать, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения, так как использование ИКТ в обучении способствует: 1. экономию учебного времени; 2. интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса; 3. формирование личности выпускников школы к жизни в условиях информационного общества; 4. углубленное изучение материала, развитие познавательных интересов у учащихся; 5. повышенную мотивации обучения; 6. дифференцированный подход в обучении; 7. возможность одновременного использования разнообразных медиоресурсов: аудио-, видео-, мультимедиа- материалов; 8. возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока; 9. использование разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую Конечно, подготовка уроков с использованием современных информационных технологий - это трудоемкий процесс, требующий много времени систематизации и оформления информации. Но приложенный к этому труд надолго остаётся в виде целых циклов и практикумов, которые составляют интеллектуальное богатство учителя. Использование ИКТ в педагогической практике дает мне возможность саморазвития. В современном информационном обществе целью учителя становится внедрение в процесс обучения современных технических средств. Задача учителя быть "в ногу со временем", ведь Учитель – это тот человек, который не только учит других, но и всю жизнь учится сам. Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это основной механизм развития личности как ученика, так и учителя. Источник: http://Роль инновационных технологий в образовании | |
Просмотров: 1060 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|