Методическая разработка урока биологии «Голосеменные растения» 7 класс с использованием ИКТ . Бектембаева Сая Фазыловна -учитель биологии ,высшей категории, ВКО г.Семей ГУ «Средняя общеобразовательная школа №30» Тема: «Голосеменные растения» Цели урока: дать детям представление о семенных растениях ,раскрыть преимущества семенного размножения перед споровым; показать особенности строения голосеменных растений; выявить черты сходства и черты различия различных представителей голосеменных растения; познакомиться с особенностями размножения голосеменных растений на примере цикла размножения сосны; продолжать формировать навыки работы с натуральными объектами, раскрыть экологическую роль голосеменных растений на примере материалов резервата «Семей орманы», обосновать необходимость бережного отношения к растениям и охраны реликтового соснового бора ВКО. Оборудование: компьютер, проектор, дополнительный материал на электронном носителе,материал гербарные экземпляры различных голосеменных растений, побеги сосны, геохронологическая шкала, коллекции шишек и побегов голосеменных растений, чашки Петри, хвоя сосны, шишки сосны обыкновенной ,инструктивные карточки, шишки сосны и ели погрызенные белкой Ключевые слова и понятия: Семенные растения, древесные растения ,стелющиеся формы растений, шишка -видоизмененный побег, однодомное растение, стержень(ось),пыльцевые мешочки, вечнозеленые формы и листопадные, фитонциды. Ход урока I .Актуализация знаний. Ответьте на вопросы: 1.На какие подцарства делится царство растений? 2.Какие растения относят к низшим? 3.Какие растения относят к высшим? 4.Какие растения относят к высшим споровым? II.Изучение нового материала Рассказ учителя с элементами беседы. Сегодня мы приступаем к изучению новой группы –отдел голосеменные. (1 слайд)Принципиальное отличие растений этой группы от растений ,изученных нами ранее, состоит в способе размножения. Вспомните ,посредством чего размножались растения ,с которыми мы уже познакомились? (Дети отвечают.) Эти растения размножались посредством спор. Способ размножения представителей отдела голосеменные принципиально иной .Как вы думаете, посредством чего размножаются эти растения ? (Дети отвечают). Они размножаются не посредством спор ,а посредством семян. Возникновение семян –очень важный этап в эволюции растений. Открыли рабочие тетради и запишите тему урока.Тема: Голосеменные растения. Отдел голосеменные растения насчитывает около 600 видов. Представители этой группы – в основном древесные растения, реже кустарники и стелющиеся формы растений. Травянистых форм среди голосеменных нет. Самостоятельная работа учащихся с учебником Пользуясь текстом учебника (учебник К.Кайыма, Р.Сатимбекова, А.Аметова, Ж.Кожантаева ),выпишите основные признаки голосеменных растений в виде словосочений. На выполнение задания учащимся дается 5-7 минут ,после чего учитель проверяет качество выполнения задания .Учащиеся по очереди называют по одному признаку растений отдела голосеменных. Демонстрация слайда№2 Признаки растений отдела голосеменные: *Размножение посредством семян. *Не образуют плодов. *Древесные растения или кустарники, иногда стелющиеся формы. *Листья чаще всего игольчатые, слегка уплощенные или чешуевидные. *Чаще всего вечнозеленые растения. *Разнополые растения *оплодотворение происходит без участия воды. Выпишите в тетрадь признаки ,не сказанные вами. Рассказ учителя с элементами беседы. Свое название голосеменные получили благодаря семенам ,которые лежат открыто, как бы голо, и в отличие от семян покрытосеменных растений не защищены стенками плода. Тем не менее наличие семян является большим эволюционным шагом дающим этим растениям огромное преимущество перед споровыми. Как вы думаете ,в чем заключается это преимущество? (Дети отвечают.)В отличие от спор в семенах имеется запас питательных веществ необходимых зародышу в первое время его развития ,пока у молодого растения не сформируется корневая система. Кроме того ,внутри семени зародыш будущего растения надежно защищен от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Все это значительно увеличивает шансы молодого растения на выживание. Какие растения представляются вам ,когда речь заходит о хвойных растениях? (Дети отвечают.) Это ель, сосна ,лиственница, кедр, пихта Демонстрация слайда№3 Хвойные растения - ель, сосна , пихта, кедр, лиственница, эфедра, можжевельник Рассмотрите на гербарных экземплярах строение побегов и шишек перечисленных хвойных растений Рассказ учителя . Сосна обыкновенная - однодомное растение .Она светолюбива, хорошо растет на освещенных солнцем местах .В лесах сонны растут высокими и стройными, а на открытой местности и в степи толстый ствол и высота меньше. Они имеют сильно разветвленную корневую систему, уходящую на большую глубину. Зеравшанский можжевельник, или арча,- хвойное вечнозеленое дерево высотой 10-12 м с толстым стволом. В Казахстане встречается на юге Каратау и в Таласском Алатау. Он страдает от пожаров, схода снежных лавин, выпаса скота, в связи с чем занесены в Красную книгу Казахстана. Лучшие арчовые леса охраняются в заповеднике Аксу-Джабаглы. Растет очень медленно и в природе живет до 1000лет. Шишки можжевельника обыкновенного мягкие ,шарообразные и похожи на ягоды. Поэтому их называют шишкоягодами. Они темно-синего или темно-красного цвета. Мякоть их сладкая и ароматная. Используются в медицине, кулинарии и парфюмерии. Эфедра тоже относится к голосеменным растениям. По внешнему виду это безлистное растение похоже на хвощ. Достигает длины 15-40 см.Листья видоизменены в чешуйки. Эфедра обладает лечебными свойствами ,применяется в медицине. Рассказ учителя с элементами беседы Как мы уже мы говорили, голосеменные растения размножаются семенами. Где образуются семена у этих растений ? (Дети отвечают)Семена у растений образуются в шишках .А как размножаются цветковые растения ? (Дети отвечают)Цветковые растения также размножаются семенами .В чем же состоит основное отличие семенного размножения покрытосеменных и голосеменных растений? (Дети отвечают)Покрытосеменные растения образуют плод, внутри которого образуются и созревают семена, а у голосеменных растений семена не прикрыты стенками плода. Они расположены в шишках, на чешуях ,то есть семена как бы голые . Отсюда и название отдела растений. Давайте рассмотрим цикл развития сосны. Демонстрация слайда№4 Сосна также как и ель ,однодомное растение. Вспомните ,что значит однодомное? (Дети отвечают)Это значит ,что мужские и женские гаметы развиваются на одном растении. Плодоносить эти растения начинают на 15-30 году жизни. На верхушках молодых побегов сосны в конце весны –начале лета можно увидеть небольшие красноватые шишечки. Это молодые женские шишки. Шишка представляет собой видоизмененный побег. У шишки можно выделить стержень (или ось),на которой расположены чешуи –видоизмененные листья .На верхней стороне каждой из чешуй расположено по два семязачатка. Мужские шишки более мелкие ,всего 1-2 сантиметра в длину, желтоватые ,собранные в небольшие тесные группы. Мужские шишки располагаются ниже женских на тех или на других ветках. На нижней стороне чешуек шишек расположены по 2 пыльцевых мешочка, в которых созревает пыльца. Каждая пылинка имеет по два небольших пузырька, наполненных воздухом. Как в думаете ,для чего это нужно? ? (Дети отвечают)Благодаря наличию этих пузырьков пыльца очень легкая и легко переносится ветром. Как вы думаете , каков биологический смысл расположения мужских шишек ниже женских?(Дети отвечают).Это приспособление к перекрестному опылению. Пыльца, высыпаясь из шишек ,с большей вероятностью попадет не на шишки, расположенные на том же дереве или той же ветке ,а на шишки другого дерева. После того как пылинки сосны попали к семязачаткам(произошло опыление),чешуи смыкаются и склеиваются смолой. Но оплодотворения пока не происходит. Семязачатки в это время не готовы к оплодотворению. Через год женские шишки становятся зелеными ,увеличиваются в размерах. Внутри семязачатков созревают яйцеклетки ,и образуется питательная ткань-эндосперм. После созревании семязачатков происходит оплодотворение .Оплодотворение происходит неподвижными мужскими гаметами-спермиями. После оплодотворения образуется зигота, из которой на материнском растении начинает развиваться зародыш, который питается за счет ё. В результате образуется семя, состоящее из зародыша, питательной ткани эндосперма и семенной кожуры.Через1,5 года шишка сосны высыхает ,трескается и семена высыпаются на поверхность земли. Семена голосеменных растений распространяются животными или ветром. Семена многих растений (например семена сосны)имеют особое пленчатое крылышко, способствующее перемещению с помощью ветра.(Учитель демонстрируют семена сосны)Семена сосны и ели часто поедают птицы и белки. Часть семян при этом высыпается и прорастает.(Учитель может продемонстрировать шишки сосны ,съеденные белкой или поклеванные дятлом )При попадании семян в благоприятные условия они прорастают и дают начало новому организму. Подсчитайте ,сколько времени необходимо такому голосеменному растению ,как сосна, для прохождения полного цикла развития ?(Дети отвечают)Узнав о размножении сосны можно сказать ,что необходимо много лет для восстановления леса. Что вы знаете о нашем сосновом реликтовом боре ?(Дети отвечают) Данные резервата «Семей орманы» Общая площадь -665502 га Покрыто лесом 393 054 га Пожаром уничтожено100 000га Восстановено искусственными насажденими6719га Кадый год высаживается 2000саженцев Демонстрация слайда№5-7 Какие меры по сохранению бора вы предложите?(Дети отвечают) Теперь приступим к выполнению лабораторной работы№8 Демонстрация слайда№4 Инструктивная карточка Тема : Знакомство со строением хвои и шишек хвойных растений Цель: познакомиться с внешним строением хвойных голосеменных растений со строением хвои и шишек . Оборудование: гербарии, шишки, хвоя, линейка . Ход работы: 1.Рассмотрите ветку сосны, ознакомьтесь ,как расположены шишки: мужская и женская. 2.Рассмотрите строение молодых шишек сосны. Определите мужские и женские шишки. Какую форму они имеют? 3.Как расположена хвоя на ветках, какого она цвета? 4.Измерьте длину хвои (в см). 5.Каковы требования сосны к освещению, почве, влаге? Запишите вывод. Самостоятельная работа учащихся в парах с учебником Пользуясь текстом учебника (учебник К.Кайыма, Р.Сатимбекова, А.Аметова, Ж.Кожантаева ), ответьте на вопрос каково значение голосеменных растений в жизни человека? На выполнение задания учащимся дается 5минут ,после чего учитель проверяет качество выполнения задания . (Дети отвечают) Учитель демонстрирует слайд№9 Значение голосеменных растений в жизни и хозяйственной деятельности человека *Использование древесины в строительстве *Древесину некоторых пород голосеменных используют как поделочный материал *Получение бумаги (древесина ели) *Производство искусственных тканей (искусственный шелк из древесины ели). *Сырье для промышленности (получение спиртов ,пластмасс, лаков) *Получение пищевого масла из семян кедровой сосны и использование ее семян в пищу. *Получение витаминов (витамин С ,каротин). *Изготовление мебели ,музыкальных инструментов и др. *Получение смолы и ее производные: скипидара, канифоли. *Некоторые голосеменные растения(например сосну)высаживают для закрепления почв и прекращения эрозии. *Высадка защитных лесополос по периметру полей, задерживающих таяние снегов *Озеленение дворов и улиц *Декоративное значение III.Закрепление знаний и умений Демонстрация слайда№10 Ответьте на вопросы: 1.Какие растения называются голосеменными? 2.Каковы основные признаки голосеменных растений? 3.Почему многие растения относящиеся к голосеменным ,называются хвойными? 4.Чем отличается лиственница от других хвойных растений? 5.Что такое фитонциды? 6.Чем отличается можжевельник от других голосеменных растений? 7.Как осуществляется опыление сосны? 8.Где развиваются семена голосеменных растений? 9.Каково значение голосеменных растений ? Домашнее задание: учебник К.Кайыма, Р.Сатимбекова, А.Аметова, Ж.Кожантаева читать параграф №20 ,знать основные термины, отвечать устно на вопросы в конце параграфа. Творческое задание :Составить презентацию голосеменных растений сосна, ель, можжевельник ,кедр, пихта, лиственница .
|