Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Класс 7 Учитель Стаховская О.А. Тема урока: Рыборазводные заводы и их значение. Прудовое хозяйство. Сазан и его одомашненная форма – карп и другие виды. Акклиматизация рыб, её биологическое и хозяйственное обоснование. Аквариумное рыбоводство. Цель урока: раскрыть промысловое и эстетическое значение рыб, рассмотреть основные меры по охране рыбных богатств. Задачи урока: Образовательные: - сформировать знания учащихся о значении рыб как объекта промысла; - раскрыть многообразие промысловых и аквариумных рыб; - сформировать знания учащихся о биологических основах, достижениях и задачах рыборазведения. Воспитательные: - осуществить экологическое воспитание учащихся, показав влияние человека на численность рыб; - воспитать бережное отношение к природе, рассмотрев основные меры по охране рыб, занесенных в Красную книгу РК; Развивающие: - развить мыслительную активность учащихся; - развить умение работать в коллективе. Вид урока: урок формирования и систематизации знаний. Оборудование: видеофильм, презентация, модель рыбы, скелет рыбы, влажный препарат рыбы (внутреннее строение рыбы), аквариумные рыбы,табли¬цы, рисунки с изображением многообразия рыб, особенностей внутреннего строения. ХОД УРОКА 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ 2. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ПО РАНЕЕ ИЗУЧЕННОМУ МАТЕРИАЛУ: фронтальный опрос. Вопросы: 1. Дайте определение, что такое рыбы? (Рыбы – это самые древние позвоночные животные, приспособленные к обитанию в водной среде) 2. Как называется раздел зоологии, изучающий рыб? (ихтиология) 3. Орган дыхания рыб? (жабрами) 4. Как называется наружный покров рыб? (чешуя) 5. Функции хвостового плавника? (функция руля) 6. Скольки камерное сердце у рыб? (двухкамерное) 7. Сколько классов рыб вы знаете? (2 класса: хрящевые и костные) 8. Чем отличаются хрящевые рыбы от костных? (скелет хрящевой, жаберных крышек нет) 9. Назовите вид акулы, который безвреден для человека, является не хищником? (китовая акула). 10. Кто хочет выйти к доске и показать внутреннее строение рыб на таблице? 3.ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ Сегодня мы с вами продолжим изучение рыб, Откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока. Сегодняшний урок мне хотелось бы начать прекрасными словами из стихотворения великого писателя Ф.И. Тютчева: …Иным достался от природы Инстинкт пророчески-слепой – Они им чуют, слышат воды И в темной глубине земной….(Слайд 3). Кому посвящены эти строки? Конечно же, рыбам, этим удивительным и таинственным животным. Современное прудовое хозяйство условно можно разделить на 2 типа: тепловодное и холодноводное. В основе этого деления лежат биологические особенности культивируемых рыб, их отношение к условиям внешней среды — температуре, гидрохимическому режиму и другим факторам. Рыболовство – одна из самых древних форм хозяйственной деятельности людей. Рыба для человека – источник очень ценных пищевых веществ, главным образом животных белков и жиров, а эти продукты легче усваиваются организмом человека, чем растительные. Рыбы (особенно костные) имеют для человека большое практическое значение. Помимо пищевых продуктов, рыбы служат сырьем для получения лекарства (рыбий жир и проч.), корма для скота и птицы (кормовая мука), удобрения для полей, технического жира, клея, кожи и других материалов, используемых в пищевой и легкой промышленности. Есть страны, где благосостояние населения прямо зависит от рыболовства. До 90% массы рыбы ловят в морях и океанах. Основные объекты морского промысла – это треска, пикша, навага, минтай, сельдь, салака, сардина, морской окунь, камбала, сайра, скумбрия, тунец. В реках России отлавливают осетровых, лососевых, тарань, воблу, судака и других рыб. В пищу используют мясо, жир, икру. Миллионы людей заняты ловом, разведением и обработкой рыбы, постройкой судов и изготовлением рыболовного снаряжения. Ужением рыбы и подводной охотой увлекаются сотни тысяч людей, которым этот замечательный спорт дает здоровье и отдых. Еще больше любителей создаёт красочный тихий мир в стеклянных сосудах своих аквариумов. В тепловодном хозяйстве основными объектами разведения являются карп, белый и пестрый толстолобики, белый и черный амуры, серебряный карась, щука, судак, канальный сом, буффало, бестер, веслонос и тиляпия. В холодноводных хозяйствах разводят радужную форель, пелядь и ряпушку. В зависимости от организации и завершенности процесса выращивания рыбы различают следующие системы хозяйств. Полносистемное прудовое хозяйство — разведение и выращивание рыбы осуществляют от икринки до товарной (столовой) продукции. К полносистемным относят также племенные хозяйства, занимающиеся выращиванием производителей и племенного молодняка. Хозяйство-рыбопитомник — выращивание рыбопосадочного материала: личинок, мальков, сеголеток, годовиков, а при трехлетнем обороте и двухлетков карпа. Нагульное хозяйство — выращивание товарной (столовой) рыбы. Рыбоводные хозяйства в зависимости от почвенно-климатических условий и принятой технологии выращивания работают с одно-, двух — или трехлетним оборотами. Под оборотом в прудовом рыбоводстве подразумевается отрезок времени, необходимый для выращивания рыбы от икринки до товарной массы. В нашей стране в основном принят двухлетний оборот. Только в отдельных районах из-за неблагоприятных климатических условий используют иногда трехлетний оборот хозяйства. Пруды рыбоводного хозяйства по своему назначению подразделяют на четыре группы: водоснабжающие — головные, согревательные, пруды-отстойники; производственные (нерестовые, мальковые, выростные, зимовальные, нагульные и маточные), используют для разведения и выращивания рыбы; санитарно-профилактические; подсобные — пруды-садки. Искусственное разведение рыб. Чтобы повысить численность ценных промысловых рыб, их разводят на специальных рыбных заводах и в рыбных хозяйствах. От пойманных в период нереста взрослых рыб берут икру и молоки, смешивают их, заливают водой и помещают в рыбоводные аппараты – специальные сосуды, в которых поддерживают благоприятные условия для разведения икринок. Вышедших из яиц мальков содержат в искусственных бассейнах. Когда они подрастут и окрепнут, их выпускают в естественные водоёмы. В прудовых хозяйствах разводят и выращивают рыб для получения мяса. С этой целью используют небольшие естественные и искусственные водоёмы (пруды). Правильно организованное прудовое хозяйство приносит значительный доход. В прудах выращивают карпа (зеркального (2), чешуйчатого (1), голого), карася (4), толстолобика (3), белого амура и многих других рыб. Карп – одомашненная форма сазана. Он отличается от сазана более вкусным мясом, быстрым ростом, спокойным, непугливым «характером». В прудовом хозяйстве обеспечивают течение всего жизненного цикла рыб. Хозяйство включает систему водоемов: нагульный пруд, зимовальные пруды, нерестовые пруды, выростные пруды, водоотводные каналы, реку. Организаторам хозяйства необходимо создать условия для существования устойчивого биоценоза. Для этого в прудах разводят не только рыб, но и другие водные организмы: растения, мелких ракообразных и даже хищных щук. Аквариумное рыбоводство. Много видов рыб люди разводят в аквариумах в эстетических целях. Таковы породы золотой рыбки, гуппи, гурами, меченосцы, скалярии и многие другие теплолюбивые пресноводные. Содержать морских рыб в аквариуме значительно труднее. Родина многих аквариумных рыб – тропические и субтропические пресные водоемы Южной Америки и Африки. Аквариумистика – очень увлекательное, но и ответственное занятие: рыбы требуют для их содержания постоянства условий – определенных температуры, света, аэрации, чистоты и достаточного количества корма. Акклиматизация. Иногда икру и мальков перевозят на большие расстояния и заселяют в новые водоёмы. Этот процесс называют акклиматизация. Так в Каспийское море из Чёрного была переселена кефаль. Дальневосточного лосося кету переселили в водоёмы Кольского полуострова. Рыбы прижились и составляют значительную часть рыбного промысла. Задачи, которые люди решают при акклиматизации, – преодоление рыбами естественных барьеров суши, которые препятствуют самостоятельному расселению рыб. Однако учёные предупреждают, что при акклиматизации новых видов важно соблюдать правило: переселённые рыбы не должны становиться конкурентами тех, кто издавна живёт в данном водоёме. 4.ИТОГИ УРОКА А теперь пришло время подвести итоги сегодняшнего урока: Всем ребятам большое спасибо за проделанную работу, результат стоил того, так как сегодня на уроке были раскрыты вопросы, выходящие за рамки школьного учебника биологии, очень интересные и познавательные. 5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Запишите в дневник задание на дом повторить все темы, §__. | |
Просмотров: 3272 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|