Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Методическая разработка урока биологии 7 класс Общая характеристика паукообразных. Внешнее строение, место обитания, образ жизни и поведение паукообразных. Цель: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности паукообразных. Задачи: 1.Выполнение регламента технологической карты. 2. Развитие скоростного, логического и критического мышления, словарного запаса, информационной компетенции. 3.Выработать интерес и мотивацию к качественному усвоению предмета как критерий успешного человека. Ожидаемые результаты Учащиеся будут знать: - об особенностях внешнего строения пауков; - о многообразии паукообразных; - об условиях обитания пауков; - об образе жизни паука-крестовика; -0б особенностях поведения пака-крестовика. Тип урока: Технология БиС ( « Биоинформатика и синергетика»): устный урок. Предварительно детям даётся домашнее задание: - найти легенду о пауке, -этимология слова «паук», -перевод слова паук на казахский и английский языки. Ход урока 1. Организационный момент Учитель приветствует учащихся и гостей урока, создаёт благоприятную психологическую атмосферу для включения учеников в процессе работы на уроке. Тренинг « Австралийский дождь» Участники встают в круг. -Знаете ли вы, что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно! Учитель показывает движения, которые учащиеся передают по кругу. - В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трёт ладонями) - Начинает капать дождь ( Щёлканье пальцами) - Дождь усиливается (Поочерёдные хлопки ладонями по груди) - Начинается настоящий ливень (Хлопки по бёдрам) - А вот и град- настоящая буря (Топот ногами) - Но что это? Буря стихает (Хлопки по бёдрам) - Дождь утихает (хлопки ладонями по груди) - Редкие капли падают на землю (Щёлканье пальцами) - Тихий шелест ветра (Потирание ладонями) - Солнце! (Руки вверх) Деление на группы -Деление на группы (перевёртыши) Сенокосцы (кос-но-се-цы) желтая Скорпионы (пи-скор-ны-о) зелёная Клещи (щи-кле) красная Пауки (у-ки-па) синяя Ученики делятся на 4 группы по выбранному цвету карточки 2. Стадия вызова Проверка домашнего задания: Графический диктант Если утверждение верно, обозначают Если не верно, Выберите правильные утверждения: 1. Хитиновый покров тела членистоногих хорошо пропускает воздух и воду (не правильно) 2. Тело речного рака делится на три отдела: голову, грудь и брюшко (не правильно) 3. У ракообразных пять пар ходильных ног ( правильно) 4. Тело ракообразных покрыто хитиновым покровом, который выполняет функцию наружного скелета (правильно) 5. Кровеносная система ракообразных замкнутая (не правильно) 6. Органы дыхания ракообразных - мальпигиевы сосуды (не правильно) 7. Сердце рака расположено на спинной стороне и имеет вид пятиугольного мешочка. ( правильно) 8. У десятиногих раков имеется жевательный желудок (правильно) 9. Нервная система ракообразных узлового типа (правильно) 10. Органы выделения у рака-зеленые железы (правильно) 11. У рака простые глаза (не правильно) Оценивание Взаимопроверка по критериям (0-3-«2»; 4-6-«3»; 7-9-«4»; 10-«5») Заполнение оценочной матрицы ОМ Оценочная матрица ФИ уч-ся «Верно-неверно» «Систематизируй сведения» «Щадящий опрос» Дополни- тельные баллы Итог Анализ: подсчитывается количество учащихся справившихся с заданием, норма-63%. Древнегреческая легенда (сообщение делают ученики) Послушайте и подумайте, о чём говорит одна из древнегреческих легенд. В те далёкие времена в Лидии жила Арахна - дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной Солнцу. Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала её достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие. Будь же ты проклята, век ты плети паутину, Будь безобразной Арахной, которую люди, Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки, Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину. А мастерство твоё, коим ты столько гордилась, Пусть остаётся тебе в утешенье навеки с тобою: Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину. Вот такая легенда! - Как вы думаете, о чём эта легенда? От имени Арахны произошло латинское название пауков, которых по-латыни называют арахнидами. - Как называется наука о пауках?- Арахнология! Этимология слова «паук» (сообщение делают ученики) А откуда произошло слово «паук»? Заглянем в этимологический словарь. « Общеславянское имя паука образовано с помощью приставки «па» от «онк», родственного греческому «онкос»-крючок, латинскому «анкус»- имеющий кривые руки, древнеиндийскому «акати»-сгибает. Стало быть, паук-криворучка и кривоножка». Итак, сегодня на уроке речь пойдёт о пауках и животных, сходных с ними по определённым признакам. На английском языке - spider На казахском языке - өрмекші дополнительно добавляется 1 балл ученику, подготовившему материал) «Систематизируй сведения» Выпишите в красный квадрат цифры, за которыми даны сведения, имеющие отношение к ракообразным, в зелёный - к паукообразным. 1. Тело животных снаружи имеет хитиновый покров. (П и Р) 2.Тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка (Р) 3.Брюшко членистое (Р) 4.Брюшко нечленистое (Р) 5.Животные имеют 4 пары ног (П) 6.На голове есть усики (Р) 7.Усиков нет (П) 8.Усиков 2 пары - длинные и короткие (Р) 9.Животные имеют простые глаза или совсем не имеют их (П) 10.У большинства животных по два сложных фасеточных глаза (Р) 11.Органы дыхания- жабры (Р) 12.Дыхание трахейно-лёгочное (П) 13.Кровеносная система незамкнутая (П иР) 14.Нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки ( П и Р) 15.У животных есть мускулистый « сосательный» желудок (П) 16.Органы выделения-мальпигиевы сосуды (П) 17. Раздельнополые животные (Р и П) Ответы: Ракообразные: 1,2,3, 6,8,10,11,13,14,17 Паукообразные: 1,2,4,5,7,12,134,14,15,16,17. Обмениваются и взаимопроверяют количество правильных ответов, которые на момент проверки открыты на слайде. В ОМ отмечают баллы (1 правильный ответ-1 балл). Анализ: подсчитывается количество учащихся справившихся с заданием, норма-63%. 3. Стадия осмысления Формулируется вместе с детьми тема урока и освещаются цели урока. Записывают тему урока. Чтение с пометками Учащиеся изучают материал параграфа 42 учебника о паукообразных. При этом учащиеся отмечают условными знаками, что они знали, что не знали, но узнали из текста, о чём хочется узнать более подробно. «+ «- знал «V» - не знал, теперь узнал «?»- не понятно, хочется узнать подробнее. Музыкальная физминутка . «ЩАДЯЩИЙ ОПРОС» Учитель проводит тренировочный опрос, сам не выслушивая ответы учеников. Класс разбивается по парам. Учитель задает вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый ученик отвечает своему соседу – ученику второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает учитель. Ученики второй группы, прослушав ответ, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку или просто плюс или минус. На следующий вопрос учителя отвечают ученики второй группы, а ребята первой их прослушивают и оценивают (ответ правильный -1 балл) Вопросы учителя. 1. Какими отличительными признаками обладают паукообразными? 2. Какие особенности строения и поведения паука связаны с его наземным образом жизни? 3. Перечислите известных вам представителей класса паукообразных, являющихся паразитами. Какие их признаки связаны с паразитическим образом жизни? 4. Перечислите известных вам представителей класса паукообразных, являющихся хищниками. Какие их признаки связаны с хищным образом жизни? В МО выставляются баллы в зависимости от данного учеником ответа. Анализ: подсчитывается количество учащихся справившихся с заданием, норма-63%. Подсчитывается общее количество баллов, выставляются оценки. 4. Рефлексия - Учитель предлагает провести самооценку Возвращение к цели и теме урока Исходя из темы и целей, сделайте вывод по сегодняшнему уроку. 1. И в завершении урока выскажите своё мнение о нём, о своём самочувствии на уроке используя подсказки: 2. - Сегодня я узнал(а)…. 3. - Было интересно…… 4. - Было трудно… 5. Я почувствовал(а), что… 6. -Я приобрел(а)…. 7. - Я научился(лась)…. 8. -Я попробую….. Итог урока Определяется уровень усвоения материала классом. Выставление оценок по нормативу: - 4 отметки в МПМ-5 баллов - 3 отметки-4 балла -2 отметки-3 балла -1 отметка-2 балла 5. Домашнее задание «ИГРА В СЛУЧАЙНОСТЬ» Учащиеся по группам кидают многоцветный кубик с номерами вопросов и выбирают домашнее задание. Разыгрываются в группах домашние задания Всем: Прочитать параграф 42, раздел Класс паукообразные 1. Сочинить сказку « Путешествие на паутине» 2. Составить вопросы по теме, начинающихся» «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?», «Как?», «Зачем?», «Почему?» 3. Составить кластер « Многообразие паукообразных» 4. подготовить сообщения о пауках-ткачах и пауках-волках, скорпионах, клещах, пауках-сенокосцах. 5. Написать синквейн «паук» 6. Составить акростих «Паукообразные» | |
Просмотров: 918 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|