Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
АЛЬЖАНОВА РАУШАН КАЙДАРОВНА учитель биологии Методическая разработка урока «Различные типы доминирования» (9 класс) Тема урока Различные типы доминирования Тип урока Изучение и закрепление знаний Цель Цель учителя: Создать условия для освоения теоретических основ различных типов доминирования и умения применять их при решении задач. Цель ученика: определить закономерности наследования при различных типах доминирования и научиться применять их при решении задач. Задачи Образовательные: мотивировать на самостоятельное приобретение знаний и создать условия для осмысленного использования новой информации при выполнении заданий на закрепление. Развивающие: создать условия для учебно – интеллектуального (умение анализировать, сравнивать, делать выводы) развития; формирования навыка работы в группе, публичного выступления Воспитательные: способствовать осознанию уникальности, неповторимости каждого организма, пониманию ценности каждого вида как неотъемлемой части всего живого Ожидаемый результат В ходе урока учащиеся выявят закономерности неполного доминирования и кодоминирования, решат генетические задачи. критерии успеха • Предметная компетентность: А - знать и использовать генетическую символику, применять математические закономерности расщепления признаков - решать задачи на группы крови, неполное доминирование. В - объяснять возникновение новой комбинации генов С - составлять алгоритм решения задач • Информационная компетентность: А - читать информацию, представленную в различных формах (таблица, схема, текст) - преобразовывать информацию из одной формы в другую В - анализировать предложенную информацию • Коммуникативная и социальная компетентность: А – выполнять правила работы в группе, приходить к взаимопониманию - выполнять письменные задания (решение, оформление задачи) В - выступать перед аудиторией в роли спикера, отстаивать свою точку зрения; С - задавать грамотно сформулированные вопросы, услышать и принять позицию другого; • Компетентность управленческая и личностная: А – распределять работу в группе - оценивать работу группы - оценить свой уровень достижений (рефлексия) • Технологическая компетентность: работа с модельными ответами, бланками – шаблонами, интерактивной доской, в интернете Основные идеи, отработанные на занятии Развитие критического мышления, умения работать с информацией и оценивать ее значимость, анализировать результаты задачи, свою работу и работу одноклассников Используемые модули НП, КМ, ОдО, ИКТ, УиЛ, ТиО формы организации работы Индивидуальная, парная и групповая Источники, оснащение Сборник задач по генетике. http://www.licey.net/bio/genetics Дополнительный раздаточный материал по неполному доминированию и кодоминированию. Презентация. Листы оценивания. Модельные ответы. Компетентностные задания. Этапы урока (ход урока) Деятельность учителя Деятельность учеников Формируемая компетентность Орг. момент 5 мин Индивидуальная работа. Определение уровня подготовки к уроку. Экспресс - проверка по генетической символике и терминологии. Анализ результата выполнения работы микрогруппой в целом. Ученики выполняют работу индивидуально и проверяют по модельному ответу. Самооценка в листах оценивания. Определение уровня подготовки микрогруппы (цветовая схема) Личностная, социальная, коммуникативная, предметная Стадия вызова 15 минут 1.Актуализация. Целеполагание. Осознание проблемы через демонстрацию результатов расщепления при различных типах доминирования (работа в группе). 2.Организация самостоятельного изучения материала: 1 группа - Кодоминирование. 2 группа – Полное доминирование 3 гр. – Неполное доминирование. 3. Взаимообучение между группами. 4.Обобщение результатов работы групп Формулируют тему и цель урока. Работа в группах по составлению краткой схемы по изучаемому блоку Обмен между группами – стратегия «Посол» Заполнение общей схемы: Закономерности наследования при различных типах доминирования (пишем на ИД) Социальная,коммуник., информ. Предметная, информац. Социальн. Коммуник. Технологич. Личностн. Стадия осмысления 20 минут 1.Работа в группе. Дается две задачи на выбор. КОЗ (уровень В) и задача уровня «А» на полное доминирование. Подведение итогов по данному типу доминирования. 2. Решение КОЗ в группе. По статистическим данным известно, что 10% мужчин ….. Подведение итогов по данному типу доминирования. 3.Работа в паре. Решение задач на неполное доминирование и группы крови. 1.Обсуждение и решение в группе задач данного типа. Проверка по модельному ответу. 2Решение задачи в группе. Проговаривание решения задачи и сверка с модельным ответом. 3. Решение задач в паре (взаимопроверка между группами) Социальная, коммуникативная, информационная,личностная, технологическая, предметная. Рефлексия Подведение итогов урока 5минут 1.Подведение итогов работы: -листы оценивания - схема формативного оценивания работы микрогруппы Рефлексия: «Чемодан, мясорубка, корзина для мусора» Работа с оценочными листами. Работа по формативному оцениванию работы группы (использование схемы) Коммуникативная, социальная,предметная Домашнее задание (записано на доске) А. Параграф 22 по учебнику. В. Решение задач уровня В, С (стр.110) С. Разработайте план, позволяющий соблюдать единый принцип решения задач по генетике. Каждый выбирает свой уровень подготовки домашнего задания. Личностная Ход урока: Организационный момент – настрой на урок. Для того чтобы продолжить нашу работу я предлагаю вам пройти экспресс – опрос и определить уровень подготовки к уроку. Проверка подготовки к уроку (экспресс – опрос в течение 1 минуты) - знание генетической символики, терминологии. – Самооценка по ключам. Задание: Что обозначают следующие символы? Р, А, а, Х, G, F, , , Аа, аа, АА Термины – «Установи соответствие» 1.Рецессивный признак 2.Гомозигота А. Внешнее проявление генотипа В.Подавляемый признак С.Зигота, образующая один сорт гамет 3.Генотип 4.Гетерозигота А.Зигота, образующая два сорта гамет В.Подавляющий признак С.Совокупность генов одного организма 5.Аллель 6.Чистая линия А.Особь, которая при самоопылении дает только один сорт гамет В.Разное состояние одного гена С. Подавляемый признак 7.Фенотип 8.Доминантный аллель А.Внешнее проявление генотипа В.Особь, которая при самоопылении дает только один сорт гамет С. Подавляющий признак Оцените уровень подготовки вашей микрогруппы (заполнить 1 часть бланка - схемы) и обрисуйте в общих чертах шаги для преодоления проблем. I этап - Стадия вызова. Определение темы урока: на ИД три схемы скрещивания в виде картинок. Постановка проблемы. Изучая опыты Менделя с горохом, мы обратили внимание на то, что в первом поколении проявляются доминантные признаки. Что вы можете сказать относительно других вариантов. Подвожу к определению темы урока. В группах обсуждают, что им необходимо знать, какова цель урока. Каждая группа рассматривает определенный вариант взаимодействия генов и выявляет закономерность наследования при конкретном типе доминирования. Задание №1. Полное доминирование (учебник стр.107) Задание №2. Неполное доминирование (учебник стр.108) Задание №3. Кодоминирование (стр.108) Обмен между группами – стратегия «Посол». Итог: После возвращения в домашнюю группу подводим итог, заполняем заранее подготовленную на ИД схему. Какая закономерность наблюдается в первом поколении при полном и неполном доминировании? Единообразие. II этап - Стадия осмысления Решение в группах задачи на полное доминирование. Предлагаются две задачи на выбор. Проверка по модельному ответу после того, как одна из групп прокомментирует решение задачи. Уровень В Компетентность: Коммуникативная. Информационная. Аспект продуктивная групповая коммуникация - Фиксируют итоговый продукт (результат) коммуникации и могут объяснить, за счет каких промежуточных результатов он был получен. Уровень 2. Аспект: Извлечение первичной информации.- Воспринимает требуемое содержание фактической/оценочной информации, извлекая необходимую фактическую информацию, определяя причинно-следственные связи. Уровень 2. Введение в проблему: Ольге очень нравятся голубые глаза, но она, ее родители и родственники всегда имели только карие глаза. Поэтому она решила, во что бы то ни стало выйти замуж за голубоглазого мужчину, чтобы у ее ребенка были голубые глаза. Выполнима ли мечта девушки? Стимул: Если вы учтете, что голубой цвет глаз определяется рецессивным геном, то возможно объясните Ольге, поможет ли брак с голубоглазым мужчиной осуществить ее мечту. Задачная формулировка: Выполнима ли мечта девушки? Определите возможность (%) рождения у Ольги голубоглазого ребенка в браке с голубоглазым мужчиной. Прокомментируйте ответ. Уровень А У человека леворукость – рецессивный признак, а лучшее владение правой рукой – доминантный признак. Определите, какими могут быть дети, если мама гомозиготная правша, а папа левша. Итог:К какому типу доминирования относится данная задача? Решение задачи на кодоминирование (в группе). Введение в проблему: По статистическим данным известно, что 10% мужчин воспитывают не своих детей, живя в браке и думая, что это их дети. Определение отцовства по группе крови на сегодняшний день довольно распространенное явление. Так как в современной медицине наиболее часто используется система АВО, то именно ее и используют для определения отцовства. Данная процедура позволяет определить родство человека с высокой точностью. Женщина 4 группы крови возбудила дело о взыскании алиментов с мужчины, имевшего 1 группу крови, утверждая, что он отец ее ребенка. У ребенка 1 группа крови. Вы разбираете данное заявление и должны предоставить суду полную информацию. Предположите, какое решение вынесет суд? Стимул: Знание закономерностей наследования группы крови поможет подготовить полную информацию по данному иску. Задачная формулировка: Предположите, какое решение вынесет суд? Дайте обоснование этого решения. (Одна из групп комментирует решение задачи) Решение задач в парах. Каждая пара решает задачу на кодоминирование или неполное доминирование. Взаимопроверка между одинаковыми парами по модельным ответам. 1.Молодые родители были удивлены, что у них, имеющих одинаковую (II)группу крови, появился непохожий на них ребенок с I группой крови. Какова вероятность рождения такого ребенка в этой семье? 2.Кучерявые волосы у человека доминируют над прямыми (в гетерозиготном состоянии дают волнистый волос). Муж и жена имеют волнистые волосы. Какие волосы будут иметь дети в этой семье? Итог: Наследование групп крови относят к кодоминированию. Почему? Итог: Как наследуются признаки при неполном доминировании? III этап - Стадия рефлексии. Работа с листами оценивания – подсчет личных результатов. На начало урока вы оценили уровень подготовленности микрогруппы. Учитывая результаты каждого из участников микрогруппы, дайте оценку работы вашей группы в целом - изобразите это на вашей диаграмме. Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина для мусора» Домашнее задание: А. Параграфы 22 по учебнику. В. Решение заданий уровня В, С на стр. 110 С. Разработайте план, позволяющий соблюдать единый принцип решения задач по генетике. | |
Просмотров: 1141 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|