Биология Е.Журсумбаев 6 класс ГУ “СОШ № 30” г.Семей Урок – путешествие. Тема: « Оплодотворение у цветковых растений». Цель урока: Изучить биологическую сущность оплодотворения у цветковых растений. Сформулировать знания о приспособленности растений к оплодотворению и размножению. Задачи: Образовательные: Дать понятие о взаимосвязи строения органа и его функции на примере приспособления главных частей цветка к процессу оплодотворения. Воспитательные: Формировать материальное мировоззрение на примере рассмотре-ния пестиков и тычинок на клеточном уровне. Развивающие: Развивать познавательный интерес к уроку биологии, используя эле-менты сказочно-литературного жанра при изложении материала. Развивать зритель-ную память, используя динамические пособия и наглядность при изложении материа-ла. Метод: Рассказ с элементами беседы. Оборудование: Таблица: «Оплодотворение у цветковых растений», Динамическое пособие «Оплодотворение у цветковых растений», строение пыльцы и пыльцевых зе-рен у растений. Структура урока 1. Организационный момент 1 мин. 2. Изучение нового материала 30 мин. 3. Обобщение 2 мин. 4. Закрепление 10 мин. 5. Домашнее задание 2 мин. Х о д у р о к а 1. Приветствую учащихся, проверяю готовность класса и классной доски к уро-ку. 2. Тема сегодняшнего урока « Оплодотворение у цветковых растений». Сегодня мы попутешествуем за пыльцой дальше и узнаем, что же с ней происходит после того, как она попала на рыльце пестика. Также на уроке нам предстоит узнать какое строение имеет цветочная пылинка и семяпочка. SOS- сигнал бедствия. А теперь, давайте себе представим, что это вовсе не пыльцевое зерно попало на рыльце пестика, а совершил перелет космический корабль с таинственным названием «Пылинка», посланный с планеты «Тычинка» на планету «Пестик» и приземлился он на космодроме, который называется «Рыльце». Видимо здесь ждали этого корабля и подготовили специальный космодром. Но нам, наверное, очень хочется узнать, что же представляет этот космический корабль? Давайте его рассмотрим. Строение пыльцевого зерна. 1. наружная оболочка 2. внутренняя оболочка 3. спермии 4. Корпус корабля имеет шарообразную форму. Заглянув во внутрь, видим экипаж корабля. Это 2 клетки Имеющие крупные ядра, ядра как бы являются мозговым центром, где содержится вся информация, и если погибнет клетка, то корабль не выполнит своего назначения. А именно у членов экипажа - одинаковые это спер-мии. Давайте запишем, что Спермии – это мужские гаметы. Гаметы – половые клетки. Теперь, когда мы познакомились с членами экипажа, можно обследовать весь корабль, кроме ос-новного Шарообразного корпуса, то есть внутренней оболочки, имеет еще одну – внешнюю, которая покрыта Различными шипиками, бугорками, крючочками. Работа с книгой. Давайте откроем учебник на стр.75 и рассмотрим рис. 38 Какие приспособления имеет пыльца разных растений. Как вы думаете – для че-го все это? Обобщаю ответы: Эти приспособления помогают «Пылинке» удержаться на те-ле насекомого опылителя и на «Рыльце». На поверхности космодрома «Рыльце» тоже предпринято все, чтобы корабль смог приземлиться и закрепиться. Здесь тоже имеются различные сосочки, волоски (вспомните рыльце ржи ) и кроме того Специальное устройство постоянно выделяет на «Рыльце» липкую жидкость. Итак: как мы видим, все предусмотрено для посадки корабля. Корабль приземлился, и наши кос-монавты готовятся к выполнению задания. Для этого они должны с космодрома «Рыльце» попасть в го-род «Завязь», который находится в центре планеты «Пестик» и найти там «Дом правительства», который называется «Семязачаток». Но как же добраться спермиям до места назначения? Для этого на корабле тоже есть приспособление. Дно корабля вытягивается и образуется что-то наподобие «Эс-калатора». Это приспособление называется «Пыльцевой трубкой» спермии находятся постоянно близ растущего кончика трубки. «Эскалатор» движется сначала между клетками рыльца, затем между клетками столбика, и, наконец, наши герои достигают полости завязи. Теперь им нужно отправится в семязачаток. Число семязачатоков в завязи раз-ных растений различно. У пшеницы, ржи, ячменя, вишни завязь содержит только один семязачаток. У хлопчатника их несколько десятков, а у мака их число достигает несколько тысяч. Но в данном случае у нас семязачаток один. Подъезжая к семязачатку, спермии обратили внимание, что со всех сторон семязачаток окружен несколькими рядами высоких, прочных стен и только в одном месте они увидели ворота, которые назы-вались «Пыльцевходом», так как через них прибывали только гости с корабля «Пылинка» который при-летал с планеты «Тычинка». Так как ворота были открыты, космонавты поняли, что их уже ждут и по-спешили во внутрь, но, попав туда, они сначала растерялись, оказавшись среди множества маленьких кле-точек, но их внимание быстро привлекли две большие клетки. Одна из них стояла недалеко у входа в со-провождении двух телохранителей. Явно она была самой главной, так как выделялась размерами и своим важным видом. Это была «Яйцеклетка», давайте запишем: Яйцеклетка – это женская гамета. Но, несмотря на всю важность яйцеклетки, не уступала ей в размерах, стоящая в центре внимания центральная крупная клетка. И для выполнения задания спермиям пришлось разделиться. Первый спер-мии подошел к яйцеклетки, которая сообщила, что тот материал, который доставил спермий им очень необходим для образования семени, потому что планета на грани гибели и нужно создать базу то есть банк данных для ее возрождения. И спермий ни минуты не раздумывая отдал всю свою информацию, то есть ядра и цитоплазма этих двух клеток объединились. Он не пожалел даже жизни, что бы помочь друзьям. Такое же слияние гамет в единое целое называют оплодотворением. Давайте запишем: Оплодотворение - это процесс слияния половых клеток или гамет. Второй спермий тоже отдал свою информацию центральной крупной клетке, та-ким образом, в семязачатке произошло одновременно два оплодотворения. Это явле-ние называют двойным оплодотворением. Данный процесс открыл в 1898 году русский ботаник, академик Сергей Гаврило-вич Навашин. 3. Таким образом, мы с вами познакомились с оплодотворением у цветко-вых растений. 4. Закрепление. Итак: давайте ребята подведем итог урока. Что нового мы узна-ли сегодня на уроке и узнаем, как мы справились с поставленными задачами: 1. Что предшествует процессу оплодотворения? 2. Что такое опыление? 3. Какие приспособления имеют пыльцевые зерна и рыльца пестика к опылению? 4. Что называют оплодотворением? 5. Каково строение пыльцевого зерна? 6. Какие клетки участвуют в оплодотворении? 7. Где находиться яйцеклетка? 8. Как происходит двойное оплодотворение у цветковых растений? 5. А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание параграф № 23 от-ветить на вопросы устно в конце параграфа. На следующем уроке мы узнаем, что же происходит в семязачатке после опло-дотворения? I. Запись в тетради должна быть 1. Наружная оболочка 2. Внутренняя оболочка 3. Спермии. II. Половые клетки – Гаметы (термин биологический) мужские женские спермии яйцеклетка III. Оплодотворение – это процесс слияния половых клеток или гамет. IV. Спермий № 1. + Яйцеклетка Двойным оплодотворением Спермий № 2 + Центральная крупная клетка V. 1898 г. С.Г.Навашин. VI. Вывод: Так как у цветковых растений происходит слияние двух спермиев с двумя клетками оплодотворение называют двойным. VII Домашнее задание S 25, 91-92 г. Семей, ВКО, 2010 г.
|