Театрализованно-ролевая игра «Экологический суд» Цели:1. Привлечь внимание детей к проблеме потери растительного и животного мира; проблеме загрязнения мест обитания растений и животных. 2. Развивать сообразительность, память, логическое мышление; учить правилам поведения в природе. 3. Воспитывать экологическую культуру, доброе отношение ко всему живому, любовь к природе. Оборудование: таблички с названиями главных участников судебного процесса: судья, обвинитель, защитник, присяжные, карточки-символы, обозначающие действия: разрушающие природу – с красной обводкой, зеленым цветом – природоохранные работы, желтым – знаки-предупреждения. Изображение двух безлиственных деревьев, зеленые листья. Надпись на плакате «Человек – царь природы!» Ход мероприятия. Учитель: Здравствуйте, ребята! 1 учащийся: Здравствуйте, леса и реки, моря и озера, поля и горы! 2 учащийся: Здравствуйте, птицы: соловьи, совы, воробьи и голуби! 3 учащийся: Здравствуйте, звери: тигры, львы, слоны, волки! Учитель: Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже больше никогда не увидим, люди уничтожили их. Уничтожение продолжается и сейчас. Как вы думаете: зачем, с какой целью человек уничтожает ценности природы? (Ответы детей. За каждый правильный ответ прикрепляется листочек к дереву). Прежде разделить зал на две команды. Причины уничтожения разные: 1. кто-то хочет получить больше денег за продажу редкого животного или его меха 2. кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие 3. кто-то просто вырывает с корнем цветы, помнет их и бросит 4. кто-то убивает палкой лягушку потому, что она ему не нравится 5. кто-то развлекается, бросая камнем в птицу 6. кто-то не загасил костер 7. кому-то захотелось съесть дичи 8. кому-то необходимы дрова 9. кто-то хочет достать ягоду высоко и ломает ветки и т.д. Учитель: Ребята, вы слышали такое выражение: «Человек – царь природы!» - Кто поставил человека над природой? Кто дал ему такое звание? Звери? Птицы? Растения? (Ответы детей). Учитель: Правильно, это сделал сам человек, он сам почувствовал себя царем природы. - А может ли человек существовать без природы? - Что такое природа? (Ответы детей) Конечно, человек никогда не сможет существовать без воды, без воздуха, без пения птиц, без ароматов цветов, шелеста листьев и т.д. Это невозможно. Представьте себе, что на Земле исчезнут все растения. К чему это может привести? (Ответы детей) Учитель: Все, что у нас есть – это щедро дает нам природа. - Просит ли она от нас что-то взамен? Мы ей что-то отдаем? (Ответы детей) Учитель: Все, что нужно от нас природе – это бережное, доброе отношение к ней. Но вся беда в том, что ни растения, ни животные не могут говорить. А если бы могли? Давайте представим себе, что они вдруг заговорили. Дадим им слово. Итак, слушаем. (Все звери сидят за столом: зубр, тур, дрофа, собака, лягушка, ландыш, лес, вода, воздух, почва) Зубр: Нам надоело так жить, надоело терпеть этого человека. Давайте будем судить его. Все хором: Давайте! Давайте! Правильно! Тур: Итак, суд. Суд над человеком. Дрофа: Я, как птица, занесенная в Красную книгу, считаю, что судьей должен быть зубр, так как он много горя перенес по вине человека. Учитель: Ребята, как вы думаете, почему звери судьей решили выбрать именно зубра? Может кто, ребята, слышал о нем? Этот замечательный зверь вызывает восхищение и уважение. Ведь было время, когда жизнь его висела на волоске. Зубров, не задумываясь, истребляли. Дрофа: Главным обвинителем будет Тур. Учитель: Почему же главным обвинителем выбран тур? (Ответы детей). Пояснения учителя: потому, что последний тур был убит человеком в 17 веке. Дрофа: А кто же может быть Защитником человека? (Ответы детей) Конечно, собака. Учитель: Как вы думаете, ребята, почему звери решили выбрать защитником человека именно собаку, а не кошку или другое домашнее животное? Дрофа: Присяжные заседатели – все, кто находится здесь за столом. Зубр. Прошу внимания! Судебное разбирательство начинается! Слово – главному обвинителю - туру. Тур. Мне трудно говорить. И не только потому, что меня давно уже не существует на свете. Я боюсь, что еще много видов животных и растений исчезнут так, как исчез мой вид. А ведь виноват в этом только человек. Я не могу понять одного, ведь человек тоже создан природой. Он не имеет права выносить смертельный приговор тем существам, которые, по его мнению, вредны или опасны? Он не понимает, что природа от этого гибнет. Почему? (Ответы детей) – Потому, что нарушается равновесие в природе. Я обвиняю человека в том, что он уничтожил такое замечательное животное, как зебра-квагга, стеллерова корова, дикая лошадь тарпан, бизоны, странствующие голуби. А леса, которые он погубил? Где бы ни появлялся человек, он всегда что-нибудь разрушал или кого-нибудь убивал. (Обращается к человеку) А что делается сейчас? Оглянитесь вокруг – вы не понимаете то, что вы творите. Отравлены воздух, реки, земля…. Зубр. Какое наказание, по-вашему, уважаемый тур, заслуживает человек? Тур. Он сам себя наказал и продолжает наказывать! Зубр. Теперь слово защите. Собака. Да, да! Кто, как не мы, домашние животные, знаем человека. Потому мы и будем защищать его. Тур. Смешно! Вам невыгодно его обвинять потому, что он кормит и поит вас. Вы же полностью зависите от человека. Собака. А знаете ли вы, что первый заповедник и первый национальный парк был создан человеком в Америке, где природе был нанесен самый большой вред? И нечего человека винить! Учитель: Ребята, а что такое заповедник? Национальный парк? (Заповедник – это участок земли, находящийся под охраной государства. Там запрещена любая деятельность, ведутся только наблюдения за живой природой. Национальный парк – это то же, что и заповедник, только туда допускаются посетители для отдыха) Какие заповедники вы знаете? (Барсакелмесский, Наурузумский, Аксу-Жабаглинский, Алматинский, Кургальджинский, Маркакольский). Какой из них находится у нас – в ВКО? (Маркакольский) Зубр. Давайте выслушаем свидетелей и со стороны обвинения, и со стороны защиты. Первый свидетель обвинения – воздух. Воздух. Да, я воздух! Мне очень плохо, у меня постоянные головные боли от избытка углекислого газа. Представьте себе: 5 миллиардов тонн углекислого газа ежегодно поступает в атмосферу. Это вызывает раковые заболевания. Мне бы больше кислорода, но его с каждым годом становится все меньше. А человеку нет никакого дела до этого. Увеличивается количество выхлопных газов от транспорта, котельных, заводов черной и цветной металлургии. Надо принимать какие-то меры. Учитель: Через нос проходит в грудь И обратно держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не сможем. Что это? (Воздух) - Где есть воздух? - Что такое воздух? - Нужно ли охранять воздух? Как? - Кто загрязняет воздух? Как? Зубр. Второй свидетель обвинения – вода. Вода. Вы не представляете, как тяжело мне – воде. Все водоемы загрязнены. Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в чистых льдах Арктики нашли стиральный порошок. Во многих реках нельзя купаться. Из-за этих вредных веществ стали появляться рыбы-уроды ( с двумя хвостами, с двумя головами и т.д.) А сколько нефти в воде. Ведь это губит все живое, обитающее в воде. Я считаю, что основной виновник – человек. Учитель: - Как будет вода на казахском языке? - Почему опять виноват человек? - Что же делать человеку, чтобы вода была чистой? - Какая вода является самой чистой? - Что это такое? (Показать круговорот воды в природе) - Какая вода участвует в круговороте? - Сколько ее на Земле? Это много или мало? Зубр. Свидетель – почва. Почва. Быстро ли образуется почва? – Нет. Образование почвы идет очень медленно, нужны сотни и тысячи лет! А вот разрушить ее можно очень быстро. Как человек умудряется это делать? Человек постепенно, внося в почву удобрения, химикаты стал ее засаливать, стал травить и почву, и себя. Надо остановить человека, пока он не погубил все вокруг себя. Учитель: - Почему же почва так долго образуется? - Из чего она состоит? Зубр. Что скажет защита? Собака. Я за то, чтобы человека не судили так строго. Ведь ему все равно не прожить без воды, воздуха и почвы. Чтобы получить одну тонну стали необходимо 150 тонн воды. Чтобы получить одну тонну бумаги, необходимо 250 тонн воды. Чтобы вырастить урожай, ему необходимы и почва, и воздух, и вода. Зубр. С вами, защита, все ясно. Давайте послушаем еще несколько свидетелей. Лягушка. Человеческая жестокость не имеет границ. Нас, лягушек, человек не любит. За что? Он считает нас противными, некрасивыми. Каждый, кто проходит мимо, обязательно кинет в нас камнем. Разве так можно? А ведь мы приносим большую пользу человеку и природе. Как жаль, что мы беспомощны и беззащитны. Учитель: - Какую же пользу приносит лягушка? - Что же произойдет, если человек вдруг уничтожит всех лягушек? Зубр. Следующий свидетель – сова. Сова. Все животные интересны, но больше всего человека интересуем мы, птицы. Кому-то хочется посадить нас в клетку, кому-то хочется сделать чучело, кому-то нужен пух, кому-то мясо. А мальчишки любят стрелять в нас из рогатин. Что мы плохого делаем человеку. Ведь без нас он просто погибнет. Как ему это объяснить? Ведь мы приносим большую пользу. За последние 150 лет с лица Земли исчезло 150 видов птиц. Учитель: - О какой пользе говорит сова? - Как будет сова на казахском языке? Растения. Как беспощадно человек нас губит. Сколько нас уже занесено в Красную книгу. Мы самые полезные на всем белом свете. Сможет ли человек жить без нас? Посмотрите, как уменьшается площадь лесов? Сколько лет нужно для того, чтобы вырастить одно деревце. Человек, я призываю тебя беречь лес, иначе ты сам погибнешь. Учитель: В Красную книгу занесено более 20 тысяч видов растений. Это говорит о безответственном отношении человека к природе. Например, из 100 видов сосен уже под охраной находятся 5 видов. - А что будет с нашими соснами, если человек будет продолжать их сжигать, рубить? - Почему у сосны в лесу нижние ветки отмирают, а у ели – нет? - Почему погибает лес, если вырубают старые дуплистые деревья? - Какое болотное растение можно использовать вместо ваты? - Плоды каких кустарников богаты витамином С? - Какая трава сочень горькая, но очень популярна в медицине? - В березовой роще появилась маленькая ель. Выживет ли она? - Почему сосну сажают для укрепления песков, а ель – нет? - Плод и цветок хвастались друг перед другом своими особенностями. Угадай, какими? ( Красотой, привлечением насекомых, ароматом, пользой людям, птицам, зверям, запахом, нектаром и соком: наличием семян и способностью спать, складывая свои части). Зубр. Мы выслушали всех свидетелей. После всего, что мы здесь узнали, что же нам делать с человеком? Собака. На любом суде дается слово обвиняемому. Давайте послушаем человека. Что он нам скажет? Человек. Я не буду оправдываться. Я действительно виновен и хочу попросить у вас прощения. Собака. Я считаю, что человек действительно совершил ужасное преступление. Но ведь он сам и взялся за спасение исчезающих видов животных и растений. Именно человек создал Красную книгу. Именно он создает заповедники и национальные парки и охраняет их. Ведь люди на Земле разные. Зубр. Я этого не отрицаю. Именно человек помог мне выжить. Тур. Но благодаря людям вы же чуть совсем не исчезли с лица Земли? Лягушка. Что же получается, мы все зависим от человека? Растения. Ужасно! Ведь мы погибнем! Кошка. Хотя я и домашнее животное, но с вами согласна. Надо наказать человека. Сколько раз он выгонял меня из дома, бросал, где попало, не давал есть. Зубр. Какое решение мы примем? (совещаются) - Прошу внимания! Внимательно изучив материалы дела, мы установили, что каждому пятому виду зверей, каждому четвертому виду пресмыкающихся, каждому пятому виду птиц нашей фауны сегодня угрожает опасность. 25 тысяч видов растений планеты на грани уничтожения. Очень сильно загрязнены многие реки и моря. Среди них Волга, Каспийское, Черное, Азовское, Аральское моря. Решение – пусть человек исправит то, что пока еще можно исправить. А если не исправит? Тогда он, как и тур просто исчезнет с лица Земли. Лягушка. Получается так, что человек сам подписывает себе смертный приговор. Зубр. Получается так. Все. Какой ужас! Учитель. Вы согласны с тем, что человек опасен для природы? Из-за него происходят пожары, и разливается нефть. Но самое опасное – он бездумно уничтожает все живое. Чтобы человек помнил об ответственности за жизнь животных и растений, существуют знаки предупреждения. И сейчас мы проверим, знаете ли вы, что они обозначают. Представьте, что во время прогулки, вы встретили знак. Как вы объясните своим друзьям, что это за знак и для чего он нужен? Конкурс «Расшифруйте знак» Эта неделя – экологическая. И вам, ребята предстоит совершить много добрых дел, чтобы все деревья стояли зелеными, как эти два, которые вы одели листвой. Чем меньше мусора будет на планете: в вашем дворе, на вашей площадке, на вашей улице, в вашем городе, тем чище будет воздух, тем зеленее станут деревья, тем легче будет дышаться человеку. Подведение итогов игры. Победила Дружба!!! Награждение активных участников недели экологии Конкурс рисунков «Я люблю эту землю»
Источник: http://Журналы методические |