Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Энергетическое обеспечение клетки за счет окисления органических веществ.
Тема урока : Энергетическое обеспечение клетки за счет окисления органических веществ.

Задачи:
Образовательные:
• Раскрытие особенностей 3-х этапов энергетического обмена.
• понимание закономерности и практической значимости обмена веществ и превращения энергии в жизни человека;
Развивающие:
• развитие умения анализировать и обобщать полученные знания
• продолжить формирование умений использовать свои предметные знания в повседневной жизни.

Воспитательные:
• способствовать формированию картины мира

ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний.
1. Какие ассоциации у вас возникают с этой фразой.
2. Тема состоит из трех слов: обмен, вещества и энергия. Если между ними связь?
3. Обмениваются чем?
4. Что за вещества, откуда они берутся?
5. Для чего нужна энергия, откуда она берется?
6. Что входит в состав пищи?
7. Между чем происходит обмен?
2. Изучение новой темы. Как мы уже отмечали, одним из свойств живого является обмен веществ между организмом и окружающей средой.
Вопросы к учащимся:
1. Как еще научно называется этот процесс? (метаболизм)
2. Дать, определение этому процессу (совокупность реакций ассимиляции и диссимиляции)
3. Что представляет собой процесс ассимиляции веществ? (реакции синтеза)
4. Что представляет собой процесс диссимиляции? (химическое расщепление – распад веществ до конечных продуктов)
Обмен веществ – совокупность химических превращений, происходящих в живом организме и обеспечивающие его рост, жизнедеятельность, воспроизведение и постоянный контакт с окружающей средой.

Схема на доске.
Метаболизм

Пластический энергетический
/анаболизм/ /катаболизм/

Синтез органических в-в распад /окисление/ органических в-в
/ассимиляция/ /диссимиляция/

Поглощение энергии выделение энергии

Распад АТФ Синтез АТФ

Энергетические процессы связаны с освобождением энергии из сложных органических соединений, находящихся изначально в пищевых продуктах, поступающих в наш организм, и происходят во всех живых клетках.

3 этапа энергетического обмена. Класс поделен на 3 группы .
1 группа подготовительный этап – готовит кластер, 2 -2 этап. 3 – третий этап.

Каждая группа защищает свой кластер.

Итак, сейчас вам предстоит обобщить полученные знания и внести их таблицу в тетради .

Этапы Химические реакции Выход энергии Образование АТФ КПД
I этап - Подготовительный в пищеварительной системе (С6Н10О5)n —>С6Н12О6 Ф-ты: птиалин, амилаза, мальтоза
II этап (анаэробный) - Гликолиз или цикл пировиноградной кислоты. Идет без О2 в цитоплазме клетки С6Н2О —> 2ПВК —> 2С3Н6Оз
СбН2О6 + 2Н3РО4 + 2АДФ —>
—> 2С3Н6О3 + 2 АТФ + 2Н2О
У растений анаэробный гликолиз идет по типу спиртового брожения. С6Н12Об + 2Н3РО4 + 2АДФ —> 2СО2 + 2С2Н5ОН (этиловый спирт) + 2АТФ + 2Н2О Брожение отличается тем, что образуется конечное органическое соединение. 50000 Ккал
200 КДж

Большая часть глюкозы > 2 АТФ
20000 Ккал
80 КДж
> поступает в мышечные органы, т.к. > 40%

> они совершают работу.
III этап (аэробный)
- идет в присутствии О2 в митохондриях (дыхание) Делится на 3 подэтапа:
1.Окислительное декарбоксилирование ПВК с отщеплением СО2 на наружной мембране
2. Цикл Кребса (англ. ученый Ганс Кребс, открыл цикл в З0-е годы 1953 г. Нобелевская премия)
З. а) цепь переноса на внутрен. мембр. электронов
б) окислительное фосфорилирование
в) дыхательная цепь открыл в 1931 г. выдающийся русский биохимик В.А.Энгельгард
2ПВК + 6О2 + 36АДФ + 36Ф —>
—> 6СО2 + 42Н2О + 36АТФ

650000 Ккал

2600КДЖ

2АТФ

34АТФ
36 АТФ
360000 Ккал
или 1440
КДж

55%
Итоговое суммарное уравнение: 1 .Упрощенный вариант:
С6Н12О6 + 6О2 —> 6СО2 + 6Н2О
2. C6H206 + 6О2 + 38АДФ + 38Н3РО4 —> 6СО2 + 44Н2О + 38 АТФ 700000 ~
2800 КДж 38 г-м АТФ
~ 1520КДж Т.е. 55%

Несмотря на то, что синтез АТФ энергетически невыгодный процесс, кпд его достаточно высок. Обратите внимание на следующие данные:
КПД парового двигателя – 12-15 %, турбины ГЭС – 20-25 %, двигателя внутреннего сгорания – 35 %.

По эффективности преобразования энергии живая клетка превосходит многие технические преобразователи.

3. Практикум:
Задача1. В процессе диссимиляции произошло расщепление 7 моль глюкозы, из которых полному (кислородному) расщеплению подверглось только 2 моль. Определите:
а) сколько молей молочной кислоты и углекислого газа при этом образовано;
б) сколько молей АТФ при этом синтезировано;
в) сколько энергии и в какой форме аккумулировано в этих молекулах АТФ;
г) Сколько молей кислорода израсходовано на окисление образовавшейся при этом молочной кислоты.

Задача 2. В результате диссимиляции в клетках образовалось 5 моль молочной кислоты и 27 моль углекислого газа. Определите:
а) сколько всего молей глюкозы израсходовано;
б) сколько из них подверглось только неполному и сколько полному расщеплению;
в) сколько АТФ при этом синтезировано и сколько энергии аккумулировано;
г) сколько молей кислорода израсходовано на окисление образовавшейся молочной кислоты.

4. Закрепление: Проверь себя….
Задание №1. Заполните пропуски в тексте:
Органические вещества образуются в растительных клетках из __________ и ________ в процессе ______________.
Животные получают эти вещества в __________________________.
В клетках гетеротрофных организмов при _______________________ органических веществ их энергия переходит в энергию _______________. При этом гетеротрофные организмы выделяют _____________ и __________ .

Задание №2. Укажите пункт, в котором правильно записан процесс расщепления органических веществ в организме животного:
А) белки —> нуклеотиды —> углекислый газ и вода
Б) жиры —> глицерин + жирные кислоты —> углекислый газ и вода
В) углеводы —> моносахариды —> дисахариды —> углекислый газ и вода
Г) белки —> аминокислоты —> вода и аммиак.

Задание №3. На первом этапе своего расщепления глюкоза:
А) окисляется до углекислого газа и воды
Б) не изменяется
В) подвергается брожению
Г) расщепляется до двух трёхуглеродных молекул.

Задание №4. Окисление ПВК при аэробном дыхании происходит в:
A. хлоропластах
B. цитоплазме
C. матриксе
D. Митохондриях

Задание №5. Ступенчатость окисления глюкозы позволяет:
A. Получить больше энергии
B. Предохранить клетку от перегрева
C. Экономнее расходовать кислород
D. Сократить количество получаемой энергии

Задание №6. Где протекает синтез АТФ:
A. хлоропластах
B. цитоплазме
C. матриксе
D. митохондриях
Задание №7. Анаэробный гликолиз происходит в:
А) клетках мышц при накоплении молочной кислоты
Б) митохондриях при образовании АТФ
В) эритроцитах человека
Г) хлоропластах в световой фазе
Задание №8. Получают энергию за счёт анаэробного гликолиза:
А) камбала
Б) бычий цепень
В) глюкоза
Г) воробей
Задание №9. Если сравнить АТФ с аккумулятором, то в каком случае “аккумулятор” заряжается, а каком разряжается.

5.Домашнее задание.
6.Рефлексия. Подведение итогов.
Какие знания и умения, которые вы получили на уроке, потребуются вам в жизни?
Категория: Биология | Добавил: tanya_nazarova_72 (2016-03-17) | Автор: Назарова Татьяна Николаевна E
Просмотров: 2579 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 7:14 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru