Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Тема урока : Энергетическое обеспечение клетки за счет окисления органических веществ. Задачи: Образовательные: • Раскрытие особенностей 3-х этапов энергетического обмена. • понимание закономерности и практической значимости обмена веществ и превращения энергии в жизни человека; Развивающие: • развитие умения анализировать и обобщать полученные знания • продолжить формирование умений использовать свои предметные знания в повседневной жизни. Воспитательные: • способствовать формированию картины мира ХОД УРОКА I. Актуализация знаний. 1. Какие ассоциации у вас возникают с этой фразой. 2. Тема состоит из трех слов: обмен, вещества и энергия. Если между ними связь? 3. Обмениваются чем? 4. Что за вещества, откуда они берутся? 5. Для чего нужна энергия, откуда она берется? 6. Что входит в состав пищи? 7. Между чем происходит обмен? 2. Изучение новой темы. Как мы уже отмечали, одним из свойств живого является обмен веществ между организмом и окружающей средой. Вопросы к учащимся: 1. Как еще научно называется этот процесс? (метаболизм) 2. Дать, определение этому процессу (совокупность реакций ассимиляции и диссимиляции) 3. Что представляет собой процесс ассимиляции веществ? (реакции синтеза) 4. Что представляет собой процесс диссимиляции? (химическое расщепление – распад веществ до конечных продуктов) Обмен веществ – совокупность химических превращений, происходящих в живом организме и обеспечивающие его рост, жизнедеятельность, воспроизведение и постоянный контакт с окружающей средой. Схема на доске. Метаболизм Пластический энергетический /анаболизм/ /катаболизм/ Синтез органических в-в распад /окисление/ органических в-в /ассимиляция/ /диссимиляция/ Поглощение энергии выделение энергии Распад АТФ Синтез АТФ Энергетические процессы связаны с освобождением энергии из сложных органических соединений, находящихся изначально в пищевых продуктах, поступающих в наш организм, и происходят во всех живых клетках. 3 этапа энергетического обмена. Класс поделен на 3 группы . 1 группа подготовительный этап – готовит кластер, 2 -2 этап. 3 – третий этап. Каждая группа защищает свой кластер. Итак, сейчас вам предстоит обобщить полученные знания и внести их таблицу в тетради . Этапы Химические реакции Выход энергии Образование АТФ КПД I этап - Подготовительный в пищеварительной системе (С6Н10О5)n —>С6Н12О6 Ф-ты: птиалин, амилаза, мальтоза II этап (анаэробный) - Гликолиз или цикл пировиноградной кислоты. Идет без О2 в цитоплазме клетки С6Н2О —> 2ПВК —> 2С3Н6Оз СбН2О6 + 2Н3РО4 + 2АДФ —> —> 2С3Н6О3 + 2 АТФ + 2Н2О У растений анаэробный гликолиз идет по типу спиртового брожения. С6Н12Об + 2Н3РО4 + 2АДФ —> 2СО2 + 2С2Н5ОН (этиловый спирт) + 2АТФ + 2Н2О Брожение отличается тем, что образуется конечное органическое соединение. 50000 Ккал 200 КДж Большая часть глюкозы > 2 АТФ 20000 Ккал 80 КДж > поступает в мышечные органы, т.к. > 40% > они совершают работу. III этап (аэробный) - идет в присутствии О2 в митохондриях (дыхание) Делится на 3 подэтапа: 1.Окислительное декарбоксилирование ПВК с отщеплением СО2 на наружной мембране 2. Цикл Кребса (англ. ученый Ганс Кребс, открыл цикл в З0-е годы 1953 г. Нобелевская премия) З. а) цепь переноса на внутрен. мембр. электронов б) окислительное фосфорилирование в) дыхательная цепь открыл в 1931 г. выдающийся русский биохимик В.А.Энгельгард 2ПВК + 6О2 + 36АДФ + 36Ф —> —> 6СО2 + 42Н2О + 36АТФ 650000 Ккал 2600КДЖ 2АТФ 34АТФ 36 АТФ 360000 Ккал или 1440 КДж 55% Итоговое суммарное уравнение: 1 .Упрощенный вариант: С6Н12О6 + 6О2 —> 6СО2 + 6Н2О 2. C6H206 + 6О2 + 38АДФ + 38Н3РО4 —> 6СО2 + 44Н2О + 38 АТФ 700000 ~ 2800 КДж 38 г-м АТФ ~ 1520КДж Т.е. 55% Несмотря на то, что синтез АТФ энергетически невыгодный процесс, кпд его достаточно высок. Обратите внимание на следующие данные: КПД парового двигателя – 12-15 %, турбины ГЭС – 20-25 %, двигателя внутреннего сгорания – 35 %. По эффективности преобразования энергии живая клетка превосходит многие технические преобразователи. 3. Практикум: Задача1. В процессе диссимиляции произошло расщепление 7 моль глюкозы, из которых полному (кислородному) расщеплению подверглось только 2 моль. Определите: а) сколько молей молочной кислоты и углекислого газа при этом образовано; б) сколько молей АТФ при этом синтезировано; в) сколько энергии и в какой форме аккумулировано в этих молекулах АТФ; г) Сколько молей кислорода израсходовано на окисление образовавшейся при этом молочной кислоты. Задача 2. В результате диссимиляции в клетках образовалось 5 моль молочной кислоты и 27 моль углекислого газа. Определите: а) сколько всего молей глюкозы израсходовано; б) сколько из них подверглось только неполному и сколько полному расщеплению; в) сколько АТФ при этом синтезировано и сколько энергии аккумулировано; г) сколько молей кислорода израсходовано на окисление образовавшейся молочной кислоты. 4. Закрепление: Проверь себя…. Задание №1. Заполните пропуски в тексте: Органические вещества образуются в растительных клетках из __________ и ________ в процессе ______________. Животные получают эти вещества в __________________________. В клетках гетеротрофных организмов при _______________________ органических веществ их энергия переходит в энергию _______________. При этом гетеротрофные организмы выделяют _____________ и __________ . Задание №2. Укажите пункт, в котором правильно записан процесс расщепления органических веществ в организме животного: А) белки —> нуклеотиды —> углекислый газ и вода Б) жиры —> глицерин + жирные кислоты —> углекислый газ и вода В) углеводы —> моносахариды —> дисахариды —> углекислый газ и вода Г) белки —> аминокислоты —> вода и аммиак. Задание №3. На первом этапе своего расщепления глюкоза: А) окисляется до углекислого газа и воды Б) не изменяется В) подвергается брожению Г) расщепляется до двух трёхуглеродных молекул. Задание №4. Окисление ПВК при аэробном дыхании происходит в: A. хлоропластах B. цитоплазме C. матриксе D. Митохондриях Задание №5. Ступенчатость окисления глюкозы позволяет: A. Получить больше энергии B. Предохранить клетку от перегрева C. Экономнее расходовать кислород D. Сократить количество получаемой энергии Задание №6. Где протекает синтез АТФ: A. хлоропластах B. цитоплазме C. матриксе D. митохондриях Задание №7. Анаэробный гликолиз происходит в: А) клетках мышц при накоплении молочной кислоты Б) митохондриях при образовании АТФ В) эритроцитах человека Г) хлоропластах в световой фазе Задание №8. Получают энергию за счёт анаэробного гликолиза: А) камбала Б) бычий цепень В) глюкоза Г) воробей Задание №9. Если сравнить АТФ с аккумулятором, то в каком случае “аккумулятор” заряжается, а каком разряжается. 5.Домашнее задание. 6.Рефлексия. Подведение итогов. Какие знания и умения, которые вы получили на уроке, потребуются вам в жизни? | |
Просмотров: 2595 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|