Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
БИОЛОГИЯ 8 класс Тема: Происхождение человека и этапы исторического развития I.Организационный момент. Войти, поздороваться. Спросить у дежурных, кто отсутствует, отметить в журнале. II.Домашнее задание. Проверить выполнено ли домашнее задание. Выставить оценки. III.Цель урока: Рассказать о потомках современного человека, о процессе развития от обезьян к человеку. IV.Объяснение нового материала. История развития человека сложна и противоречива. Эволюция приматов, как и других отрядов млекопитающих животных, проходила в третичный период, который начался 60 млн. лет назад. Широко распространённая во второй половине третичного периода группа высших обезьян – дриопитеков дала начало 2 эволюционным линиям: понгиды и гоминиды. Потомки понгидов – гориллы и шимпанзе – живут и сегодня. К гоминидам в наше время относится один вид – Человек разумный. Трудно проследить, как развивалась наша ветвь. Существуют разные версии эволюции. Рамапитеки.Ряд ученых полагает, что только 14 млн. лет назад на нашей планете появились обезьяны, которых можно отнести к семейству гоминид. Это рамапитеки. Они обитали на территории Индии, Восточной Европы, России. Зубы их были более совершенны, чем у первых обезьян, между резцами и коренными зубами появились клыки. Питались рамапитеки растительной пищей – семенами, корнями и стеблями растений, которые необходимо искать, срывать и выкапывать, подносить ко рту совершая при этом много движений передними конечностями, наклоняясь и выпрямляясь. Австралопитеки. Многочисленные их останки найдены на территории современной Южной и Восточной Африки. Австралопитеки были значительно больше похожи на человека, чем их предшественники. Это были небольшие, прямоходящие существа (рост 120-130 см, масса тела 25-45 кг), с плоским лицом и объёмом мозга, составлявшем в среднем 530 см в кубе. Человек умелый (Homohabilis). В этот же исторический период существовали и животные, внешне очень схожие с австралопитеками. Объём их мозга был больше 650-1100 см в кубе. Стопа имела свод, как у современных людей, т.е. они свободно передвигались на 2 ногах. Кисти рук этих гоминидов были более совершенны, большой палец противопоставлялся другим. Человек умелый мог держать в руках каменные орудия и использовать их в работе. Ученым удалось обнаружить несколько примитивных инструментов из камня на местах стоянок. Предполагают, что именно ветвь Человек умелый является прародителем современного человека. В эволюции ученые выделяют три стадии: древнейшие люди, древние люди, современные люди. Человек прямоходящий (Homoerektus). Останки их найдены в Азии, Европе, Африке, что говорит о их расселение по всей планете. Жили они от 1 млн. до 300 тыс. лет тому назад. Первые ископаемые нашел французский ученый Дюбуа в 80-е годы 19века на о. Ява. Это были существа среднего роста (160 см). Они отличались от современных людей низким лбом, мощными надбровными дугами, массивной тяжелой нижней челюстью, мало выделявшейся подбородок. Эти люди вели активный образ жизни: охотились, изготовляли примитивные орудия труда, помогающие резать растения и мясо. Жили группами, так легче защищаться от врагов и охотиться, строить жилье. Некоторые находки говорят, что они пользовались огнём. Их основные эволюционные навыки: изготовление орудий, мышление, зачатки речи. Неандертальцы – стадия древних людей. Останки найдены в Европе, Азии, Африке. Жили неандертальцы 300-40 тыс. лет назад. Объем мозга 1600 см в кубе. Надбровные валики и мало выделявшейся подбородок остались в чертах строения. Рост 170 см. Жили они в ледниковый период. Спасаясь от холода, научились добывать и поддерживать огонь, шить из шкур примитивную одежду. Жили группами по 15-20 человек. Охотились, занимались собиранием плодов и кореньев, изготавливали из камня – ножи, скребки, топоры и молотки. Современные люди или кроманьонцы. Жили примерно 40 тыс. лет назад , среди неандертальцев (найдены в местности Кро-Маньон - Франция). Их называют кроманьонцы. Это были высокие люди до 180 см, с объемом мозга 1800 см в кубе. Были внешне похожи на нас. Их называют Человек разумный. К тому же виду относят и нас. V.Закрепление. 1.Какие общие черты у человека и его предковых форм? 2.Чем современный человек отличается от древних человекообразных обезьян? 3.Кто такие австралопитеки? 4.Как переводится хомо сапиенс, хомоэректус и хомохабилис? 5.Кто такие неандертальцы? VI.Вывод Познакомила учащихся с историческими этапами развития человека VII.Домашнее задание § 3 VIII. Оценки за урок | |
Просмотров: 2418 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|