Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
План урока Тема: «Круглые черви» Цель: Изучение особенностей строения, жизнедеятельности Круглых червей. Задачи урока: Обучающие: • изучить особенности строения и развития различных представителей круглых червей. Развивающие: • обогащение и усложнение словарного запаса, развитие коммуникативных качеств, воображения, внимания, памяти, формирование навыков исследовательской деятельности, развивать критическое мышление через чтение информационного текста. Воспитательные: • на данном учебном материале продолжить формирование навыков личной гигиены, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью. Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация, флипчарт, видео, ватманы, маркеры, стикеры, информационный раздаточный материал на каждую парту, индивидуальные оценочные и рабочие листы, влажный препарат аскариды. Тип урока: комбинированный; усвоение новых знаний с использованием технологий критического мышления. Методические приемы: «Мозговой штурм», «Маркировка текста», графический органайзер – «Кластер». Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. Методы: частично–поисковые, словесно-наглядные, дедуктивные (от общего к частному), самостоятельная работа с элементами беседы. Результаты обучения: Узнают особенности строения и жизнедеятельности круглых червей. Выявят вред круглых червей и их опасность для здоровья человека Сформулируют правила гигиены Научаться сравнивать плоских и круглых червей. Структура урока (45 минут): 1.Организационные момент (2мин.) 2.Актуализация опорных знаний (10мин.) 3. Стадия вызова (актуализация имеющихся знаний, побуждение интереса к получению новой информации, постановка учеником собственных целей обучения (4 мин) 4. Стадия осмысления (получение новой информации) (15 мин) 5.Первичная проверка понимания учащимися нового материала. (7мин) 6. Стадия рефлексии (анализ, интерпретация изученной информации) (5 мин) 7. Подведение итого урока, задание на дом. (2мин) Этапы: 1.Стадия вызова. Присутствие этой стадии в уроке обязательно с точки зрения данной технологии и позволяет: • Актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме; • Пробудить интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; • Пробудить ученика к активной деятельности на уроке. 2. На стадии осмысления задача – получение новой информации, ее осмысление и соотнесение с собственными знаниями. 3. Заключительная стадия – стадия размышления (рефлексия). Основные задачи деятельности на этой стадии: • Целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации; • Выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного – тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»). • Анализ всего процесса изучения материала. Ход урока: Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников Вызов Целеполагание. Учитель зачитывает информацию для осмысления. Организует прогнозирование задач урока. Осмысление информации. Предположения учащихся Осмысление Учитель организует работу с текстом и рисунком. Чтение текста с пометками. Составляют кластер. Рефлексия Предлагает ответить на вопрос урока. Предлагает выполнить задание «Лови ошибку» по теме урока. Новое осмысление информации, предложенной в начале урока. выписать не верные значения Итоги урока Подводит итоги урока. Записывают Д/З Конспект урока: 1. Организационный момент: - Добрый день! Все готовы к уроку? Проверьте своё рабочее место. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Надеюсь, что наше сотрудничество на уроке будет интересным, плодотворным и полезным! Говорят, как день начнешь, так его и проведёшь. Давайте начнем сегодняшний день с улыбки, улыбнемся друг другу и с таким настроением проведём весь урок. Мне хочется, чтобы вы были на уроке внимательны, находчивы, а главное – чтобы вы показали, что знаете и как умеете работать. Теперь обратите внимание на доску. На ней записаны слова Генриха Форда, которые я предлагаю взять в качестве девиза урока: Слайд 1. Собраться вместе – это начало. Держаться вместе – это прогресс. Работать вместе – это успех. 2. Актуализация опорных знаний (повторение пройденного) Проверка знаний по теме «Тип Плоские черви». Перед Вами «Индивидуальные листы для контроля знаний», с заданиями которые Вы должны выполнять в течение урока. И «Оценочные листы», куда вы переносите заработанные баллы и подведете итоги в конце урока, оценив себя. Подпишите их. В начале оценочного листа в квадрате нарисуйте смайлик вашего настроения на начало урока. 1. Стратегия «Корзина понятий» - Термины. Подумайте и вспомните основные термины по червям-паразитам, и запишите их на стикерах плодов и бросьте в корзину. На доске написаны определения, а ответы спрятаны, и все закрыто инструментом- шторкой. Учитель читает определения, открывая шторку, все учащиеся на местах записывают по порядку – термины (ответы). После окончания, 1 ученик выходит к доске и с помощью инструмента – лупы, по очереди открывает ответы. А все учащиеся осуществляют самопроверку и самооценку, баллы по количеству правильных ответов и записывают свои результаты в листы контроля. 1. Эндопаразиты – организмы, обитающие в полостях тела, тканях или клетках. 2. Гельминтология – раздел зоологии, изучающий паразитических червей. 3. Основной хозяин – организм, в теле которого паразит размножается половым путем. 4. Промежуточный хозяин – организм, в теле которого паразит проходит личиночные стадии развития. 5. Гельминты – общее название паразитических червей. 2 тест «Выберите верные утверждения». Укажите правильные утверждения знаком “+”, а неправильные знаком “-”. 1. Плоским червям присуща радиальная симметрия. 2. К типу плоских червей относят классы ресничных червей, сосальщиков и ленточных червей. 3. Для плоских червей характерна дыхательная система. 4. Заражение человека бычьим цепнем происходит при контакте с животными. 5. Ресничные черви относятся к свободноживущим плоским червям. 6. Планарии – хищники. 7. Плоские черви – раздельнополые животные. 8. Плоские черви имеют вытянутое и уплощённое тело. 9. Анального отверстия в пищеварительной системе плоских червей нет. 10. Сосальщики имеют длинное членистое тело. 11.Малый прудовик – промежуточный хозяин печёночного сосальщика. 12.У ленточных червей хорошо развита пищеварительная система. 13.Основным хозяином бычьего цепня является человек. 14. Яйцо печёночного сосальщика начинает развиваться, только попав в воду. Формативное оценивание – сигнальная карточка. Работа в парах Учитель: Поменяйтесь заданиями в группе и проверьте работу товарища по шаблону на доске. Подсчитайте количество правильных ответов и поставьте баллы в оценочный лист. – обмениваются листочками – взаимопроверка (используя ключ ответов) и оценка, записывают балы в оценочные листы. 3. «Бутылочная почта» К нам попала бутылка с письмом, но часть текста было повреждено водой. Ваша задача – заполнить пробелы. а) Задание: допиши подходящее по смыслу. Рисунок 1. Тип – ….(Плоские черви) Класс – ….(Ресничные) Вид –….. (Белая планария) Образ жизни – ……(свободноживущий хищник) Среда обитания – …..(пресноводная) б) Задание: Схемы, каких систем органов планарии здесь представлены? Подпиши. (Пищеварительная выделительная нервная половая) ……………… …………………… ………………… …………….. Рисунок 2. 4. Биологические задачи для групп: 1. Органы чувств и нервная система у свиного, бычьего цепней развиты слабо, а органы пищеварения вообще отсутствуют. О чем свидетельствуют эти признаки? 2. Паразитические плоские черви отличаются от свободноживущих огромной плодовитостью. Так бычий цепень за свою 20-летнюю жизнь в организме хозяина откладывает 11 млрд. яиц. Какое значение это имеет для паразита? 3. В XIX-м веке петербургский врач Вейс заметил, что у детей, которым в лечебных целях прописывали есть сырое мясо, часто обнаруживались после этого ленточные черви. Объясните, почему? 4. Иногда ребята едят щавель с сырых лугов, дикий лук или просто жуют траву. Объясните, почему этого делать нельзя? 3. Стадия вызова 1. Мозговой штурм – Для выяснения темы нашего урока я продемонстрирую вам небольшой отрывок из сенсационного фильма, который шокировал многих, а почему это произошло, вы узнаете, посмотрев его сами (видео-отрывок) После просмотра фильма у меня появилось вопросы: 1. Какой это червь по форме? Какая же тема нашего урока? «Круглые черви». Мы продолжаем изучать червей, и сегодня рассмотрим следующий тип – это Круглые черви. Проблемные вопросы: - Как же червь мог попасть в глаз? - Как избежать повторения подобного? Чтобы ответить на эти вопросы, нам нужно знать строение и жизнедеятельность червей. Давайте вместе сформулируем цель нашего урока - «Изучение особенностей строения жизнедеятельности Круглых червей». Ответы на эти вопросы мы можем получить в конце урока. Эпиграфом к нашему уроку я взяла латинскую пословицу “Кто предупрежден – тот вооружен”. И в конце урока вы сами ответите на вопрос: «Почему к данной теме подходит это высказывание?». Распределение по группам Итак, мы с Вами проводим своеобразное исследование, а помогут нам группы экспертов. Перед вами лежат разные картинки, выберите те, которые вам больше понравились (рассаживаются по новым группам) В исследовании примут участие 4 группы экспертов: 1. биологи 2. врачи-эпидемиологи 3. туроператоры 4. сотрудники института гигиены 4. Стадия осмысления (получение новой информации) Учитель: Круглые черви распространены по всему земному шару. Ученые не знают таких сред обитания, где бы не было круглых червей. Они встречаются на дне морей и океанов, прудов и озер. Они проникли в почвенные воды и почву, овладели органами и тканями животных, человека и растений, начиная от водорослей до покрытосеменных. Круглые черви встречаются свободноживущие: хищники и растительноядные, но чаще – паразиты. Наряду с микроскопическими – до 1 мм, известны и настоящие гиганты – так, в кашалоте однажды был найден круглый червь длиной 8 м. 1. Задание: Индивидуальная работа с источником информации. Стратегии «Маркировка текста» и графический организатор «Кластер» Работа в группах. Каждая из групп получает свой текст. Чтение и маркировка текста происходит индивидуально, а его обсуждение в группах. Далее группа составляет кластер: из нарезанных фраз, выбирает и сопоставляет нужные, составляя схему. Задание группе биологов: Изучить особенности внешнего и внутреннего строения червя. На основании изученного материала представить краткую характеристику Типа Круглых червей Задание врачам: Выяснить, какими паразитическими червями данного типа могут заразиться школьники. (Аскарида, острица, трихинелла.) Задание туроператорам: Выяснить, встречались ли их клиенты со случаями заражения такими червями в других странах? Задание сотрудникам института гигиены: Составить гигиенические рекомендации для детей, туристов Вы хорошо потрудились, и теперь перед защитой ваших работ я вам предлагаю физминутку «Поймай комара» Ребята расставляют ладошки и медленно приближают, что бы ни спугнуть комара, при этом произносят звук писка комара, когда хлопают, происходит автоматический вдох. Защита кластера. Представители от каждой группы выступает с презентацией и защитой кластера по своей теме. Остальные группы делают заметки в листах контроля. 5. Стадия рефлексии Учитель: Исследование подошло к концу, мы получили ответы на вопросы, поставленные в начале урока? Скажите, почему к нашей теме урока подошла латинская пословица (кто предупрежден, тот вооружен)? А сейчас проверим, как Вы усвоили новый материал. 1. Задания на применение знаний Решаем задачу: В конце XIX-го века один врач на опыте, поставленном на себе, выяснил, что из, только что отложенных самкой аскариды, яиц, проглоченных человеком, не развиваются личинки и в дальнейшем взрослые черви. Чем объяснить результаты, полученные в опыте? Ответ: В цикле развития аскариды два кислородных этапа. Яйца аскариды обязательно должны находиться во внешней кислородной среде не менее двух недель. И только после этого они будут жизнеспособными. 2. Задание для проверки знаний на базовом уровне В редакции при подготовке материалов допустили ошибки. Найдите биологические ошибки в статье и отправьте SMS с их номерами. Каждая группа выбирает не правильные предложения и проверяет себя. 1. Второе название круглых червей нематоды. 2. Тело в поперечном сечении у круглых червей круглое. 3. Форма тела - кольчатая. 4. Снаружи тело имеет реснички. 5. Полость тела, заполненная водяной жидкостью – гидроскелетом. 6. Круглые черви дышат всей поверхностью тела. 7. У круглых червей есть кровеносная система. 8. Аскариды живут в толстом кишечнике человека, чаще всего у детей Ответ: 3,4,7,8 6. Итоги урока: Прием «Рейтинг» ученик самостоятельно оценивает себя за урок, по критериям, и учитель выставляет оценку за урок по выполненным заданиям и активности самого ученика. Рефлексия Составить текст-миниатюру от имени червя-паразита на тему: “Как мне повезло” от имени червя паразита “Как мне не повезло” от имени червя паразита Закончите любое из предложений • Я всегда буду… _________________________________________________ • Я не буду… _____________________________________________________ • Сегодня я понял…________________________________________________ • Сегодня я задумался…____________________________________________ В конце оценочного листа в квадрате нарисуйте смайлик вашего настроения в конце урока. К доске прикреплено «Дерево здоровья». Итак, ребята, изучив тему, круглые черви давайте подведем итоги и оденем «Дерево здоровья» в листву. А для этого вспомним, что нужно сделать, чтобы не заболеть глистными заболеваниями, записать на листочках-стикерах и приклеить не дерево. Домашнее задание: 1. § 39 2. Творческое задание (на выбор): а) Круглые черви – паразиты растений (презентация) в) Интересные факты, о круглых червях (презентация) А знаете ли Вы…… Благодарю всех за урок! Оценочный лист по теме «Круглые черви» Фамилия, имя ученика_______________________________________________ № п/п Этапы урока Максимальное кол-во баллов Заработанные баллы 1. «Корзина понятий» 6 2. «Выбери верные утверждения» 8 3. «Бутылочная почта» 9 4. Задачи на применение знаний 3 5. «Кластер» 10 6. «Лови ошибку» 4 7. Итог: 40 Критерии оценки: Оценка _______________ От 35 до 40 баллов – «5» От 28 до 34 баллов – «4» От 21 до 27 баллов – «3» Менее 20 баллов – «2» Рефлексия Составить текст-миниатюру от имени червя-паразита на тему: “Как мне повезло…..” от имени червя паразита “Как мне не повезло……” от имени червя паразита __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Закончите любое из предложений • Я всегда буду… ______________________________________________________ • Я не буду… _________________________________________________________ • Сегодня я понял…___________________________________________________ • Сегодня я задумался…_______________________________________________ В конце оценочного листа наклейте смайлик вашего настроения в конце урока. | |
Просмотров: 1980 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|