Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Урок-состязание. Тема: «Цветковые растения». Задачи: 1) Углубить и расширить знания о цветковых растениях, активизировать школьников на изучение дополнительного материала; 2) Развитие памяти, мышления, сообразительности; 3) Воспитание творчества, активности, умения работать в группе, бережное отношение к природе. Оборудование: 1) Карточки с заданиями; 2) Набор цифр от 1 до 8, и от1 до 20; 3) Гербарии цветковых растений; 4) Набор карточек «Травянистые растения». Цель урока: Проверить уровень практических и теоретических знаний, вызвать познавательный интерес к предмету. Ход урока: Вступительное слово учителя. Ребята мы с вами закончили изучать цветковые растения , и сегодня мы проводим обобщающий урок по теме «Цветковые растения». Но урок у нас будет нестандартный, а проведем мы его в форме состязания. Урок включает несколько чередующихся игр, которые проводятся в быстром темпе и они позволяют проверить ваши практические и теоретические знания. Класс разделен на пять команд, каждая из которых представляет семейство отдела цветковых растений: Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые, Лилейные, Злаковые. Нашу игру будет оценивать жюри, в состав которого входят учащиеся 10 класса Итак, начинаем. Конкурс 1. «Знаете ли вы отличительные признаки растений класса однодольных и двудольных?». На доске выписаны признаки растений и названия семейств в определенном порядке: 1) Сетчатое; 2) Мочковатая; 3) Крестоцветные, розоцветные, пасленовые; 4) Одна семядоля; 5) Злаковые, лилейные; 6) Две семядоли; 7) Параллельное или дуговое; 8) Стержневая. Вы имеете набор цифр от 1 до 8. я буду зачитывать текст, в котором пропущены слова, выписанные на доске. По ходу чтения вы находите ответ, и показывается цифра, которой он обозначен. Текст: «У растений однодольных корневая система ___, у двудольных ___. У двудольных зародыш семени имеет ___, а у однодольных ___. У растений класса однодольных жилкование листьев ___, у класса двудольных ___. Из изученных семейств растений к классу двудольных относятся ___, к классу однодольных ___.» Ответ: 2,8,6,4,7,1,3,5. Конкурс 2. «Найди ошибку». Каждая команда получает карточку со схемами, отражающими систематическое положение предложенных видов растений, однако схемы эти содержат ошибки. Ваша задача – найти ошибки и нарисовать схему правильно. Конкурс 3. «Знаете ли вы признаки семейств растений?». Каждая группа учащихся получает карточку, расчерченную на пять клеток ( в каждой из них написано название одного из семейств: Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые, Лилейные, Злаковые), и фишки с цифрами от 1 до 20. я буду называть цифру и зачитывать признаки, а вы должны посовещаться и поместить фишку с цифрой в прямоугольник с соответствующим названием семейства. 1) Плод зерновка; 2) Цветок имеет один пестик и шесть тычинок одинаковой величины; 3) В цветке – один пестик и шесть тычинок, из которых два короткие и четыре длинные; 4) Многолетние растения с луковицами или корневищами; 5) Плод ягода или коробочка; 6) Листья длинные с параллельным жилкованием и длинными влагалищем; 7) Цветок имеет множество пестиков и тычинок; 8) Цветок имеет один пестик и пять тычинок; 9) Плод стручок или стручочек; 10) Стебель – соломина с узлами; 11) Цветок имеет две цветковые чешуи, три тычинки и один пестик; 12) Венчик цветка раздельнолепестный, состоит из пяти лепестков; 13) Венчик листка сростнолепестный, состоит из пяти лепестков; 14) Соцветие – кисть; 15) Число пестиков в цветках может быть неодинаковым; 16) Мелкие цветки собраны в соцветия – колоски, которые, в свою очередь, соединяются в более сложные соцветия; 17) Околоцветник состоит из четырех чашелистиков и четырех лепестков; 18) Листья тройчатосложные, перисто-сложные или пальчато-сложные с прилистниками; 19) Околоцветник простой, состоит из шести лепестков; 20) Чашечка цветка сростнолепестная, состоит из пяти чашелистиков. Ответы: Крестоцветные – 3,9,14,17; Розоцветные – 7,12,15,18; Пасленовые – 5,8,13,20; Лилейные – 2,4,19; Злаковые – 1,6,10,11,16. Конкурс 4. «Четвертый лишний». Каждая команда получает по четыре гербарных листа, прикрепленных скрепками к листкам бумаги, на обратной стороне которых написаны буквы. Необходимо сравнить растения и выделить среди них одно, которое по признакам отличается от остальных. После этого вы берете в руки гербарные листы, оказавшиеся лишними и поворачиваете к жюри обратной стороной. Если вы, верно, выполните задание, то жюри может прочитать слово. Конкурс 5. «Узнай название». Каждый ученик получает гербарный лист и определительную карточку. Задание – определить вид растения. Конкурс 6. «Цветочный магазин». В этом конкурсе мы проверим умение выделять характерные признаки растений. Карточки с изображениями знакомых трав раскладываются, чтобы из все видели. В каждой команде выбирается «продавец» и «покупатели». Чтобы «купить» растение, нужно, не называя, описать его, а «продавец» должен понять по описанию. Если «покупатель» дает неполное описание растения «продавец» может задавать дополнительные вопросы. «Продавец» каждой команды должен «продать» четыре растения «покупателям» из других команд. Конкурс 7. «Во саду ли, в огороде…». В этом конкурсе используется кроссворд, где большинство заданий по сельскохозяйственным растениям. На заполнение кроссворда дается пять минут. Далее используется самопроверка и самооценка. Учитель зачитывает вопросы и ответы. 6 1 2 7 8 3 4 9 5 По горизонтали: 1) Ценная зерновая продовольственная и кормовая культура семейства злаковых, завезенная в Европу из Южной Америки. (Кукуруза). 2) Есть такие растения, которые из Европы, переселились в Америку и завоевали себе там права гражданства. Одно из таких растений индийские племена прозвали «Следы белых». (Подорожник). 3) Продукт, полученный из пшеницы? (Хлеб); 4) Из этого растения изготавливают муку, печенье, шоколад, кофе, масло, колбасу, из семян получают молоко, простоквашу и даже сливки. Поэтому это растение прозвали «Зеленой коровой». (Соя); 5) У этого растения два общепринятых названия, одно из них происходит от итальянского названия и означает «Яблоко золотое», родина этого растения Южная Америка; По вертикали: 6) Цветками этого культурного растения из семейства пасленовых, в XVII веке украшали прически королев и петлицы камзолов придворных, родина этого растения Южная Америка. (Картофель); 7) Растения чувствительны к шуму. Индийские ученные установили, что определенным подбором шумовых тонов моно ускорять и замедлять рост растений. После семилетних опытов это растение было признано самым «музыкальным». (Рис); 8) Известный математик Древней Греции Пифагор, писал что это растение -веселое спокойное настроение духа. (Капуста); 9) Группа культурных растений обладающих общими качествами? (Сорт). Пятиминутка Айболита. Пока жюри подводит итоги, вам предлагается использовать полученные знаний о растениях на практике. Выходит ученик с перевязанной головой и укутанной шеей. - уважаемые знатоки растений. Помогите мне вылечится от недуга. Меня беспокоит кашель и насморк, болит горло, повышена температура. Что вы мне посоветуете? Крестоцветные: При простудных заболеваниях хорошее средство от кашля – редька с медом. Приготовить его надо так: взять черную редьку, вымыть ее, ножом нарезать сердцевину так, чтобы в нее вошли две чайные ложки меда. Положить редьку в чашку, накрыть плотной бумагой и оставить на 3-4 часа. Жидкость, образующуюся внутри редьки, пить 3-4 раза в день до еды. Розоцветные: При простудных заболеваниях хорошим жаропонижающим средством считаются сухие плоды малины, заваренные в виде чая. Для этого две столовые ложки сухой малины заваривают в стакане кипятка, настаивают 15-20 минут, процеживают и пьют как чай 2-3 раза в день с последующим укатыванием в постели. Пасленовые: Рекомендуем вдыхание пара, получаемого при раздавливании, только что сваренного картофеля. Он хорошо согревает верхние дыхательные пути. Злаковые: В качестве потогонного и отхаркивающегося средства мы советуем использовать настой корневища пырея ползучего. Для его приготовления берут 15-20 грамм корневищ, заливают двумя стаканами холодной воды и настаивают 10-12 часов. Лилейные: Если кашель только начинается, то поможет сок лука. Несколько луковиц надо мелко нарезать, положить в стеклянную посуду, густо посыпать сахаром и дать постоять. Для этого 1-2 столовые ложки натертого лука надо положить на дно чашки, которую поставить в посуду с горячей водой. Чашку накрывают воронкой из плотной бумаги и по переменно дышат через воронку, то одной, то другой ноздрей по 5-10 минут 3-4 раза в день. Подведение итогов, оценивание знаний учащихся. Команда «Крестоцветные». Схема 1. Царство: Отдел: Класс: Род: Семейство: Вид: Цветковые растения Растения Двудольные Редька Розоцветные Редька дикая Схема 2. Царство: Класс: Отдел: Семейство: Род: Вид: Растение Однодольные Цветковые растения Розоцветные Лесная Земляника Команда «Розоцветные». Схема 1. Царство: Класс: Отдел: Семейство: Род: Вид: Растение Однодольные Цветковые растения Бобовые Садовая Земляника Схема 2. Класс: Отдел: Царство: Семейство: Вид: Род: Двудольные Растения Цветковые растения Лилейные Роза дикая Роза Команда «Пасленовые». Схема 1. Отдел: Класс: Царство: Семейство: Род: Вид: Цветковые растения Двудольные Растения Сложноцветных Паслен Паслен черный Схема 2. Царство: Отдел: Класс: Семейство: Род: Вид: Цветковые растения Растения Однодольные Крестоцветных Горох Горох посевной Команда «Злаковые». Схема 1. Класс: Отдел: Царство: Род: Семейство: Вид: Однодольные Цветковые растения Растения Горох Бобовых Горох посевной Схема 2. Семейство: Класс: Царство: Род: Отдел: Вид: Злаков Двудольные Растения Тимофеевка Цветковые растения Тимофеевка луговая Команда «Лилейные». Схема 1. Семейство: Отдел: Царство: Класс: Вид: Род: Лилейные Цветковые растения Растения Двудольные Лилия тигровая Лилия Схема 2. Царство: Класс: Отдел: Семейство: Вид: Род: Цветковые растения Однодольные Растения Бобовые Акация белая Акация | |
Просмотров: 519 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|