Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Урок биологии в 10 классе по теме "Вирусы"
Северо-Казахстанская область
Тайыншинский район
КГУ «Леонидовская средняя школа»
Учитель: Закревская Ирина Владимировна
Тема Вирусы и фаги. Вирус СПИДа
Цель: Знать особенности строения и жизнедеятельности вирусов и фагов
Критерии успешности:
1. Знать меры профилактики заражения вирусами
2. Уметь соблюдать правила гигиены для профилактики вирусных заболеваний
3. Понимать профилактическое значение прививок.
Задачи учителя:
1.Ознакомить с особенностями жизнедеятельности представителей Царства Вирусы.
2. Продолжить развитие естественнонвучной функциональной грамотности.
3.Способствовать воспитанию ЗОЖ для профилактики заражения вич-инфекцией.
ТСО: компьютер, интерактивная доска, флипчарт, презентация «Профилактика СПИДа», анимация «ВИЧ».
Ход урока:
1. Создание коллаборативной среды. (3 мин.)
Демонстрация презентации о ЗОЖ.
Деление класса на группы
2. Стадия вызова. (5 мин)
Стратегия «Пятый лишний».
Учитель предлагает презентацию из пяти слайдов. На каждом слайде взаимосвязанные организмы (признаки и т.п.). Выбрать лишнее. (каждое лишнее изображение начинается с букв В,И,Р,У,С; т.е. после выполнения задания должно получится слово ВИРУС).
Учащиеся определяют тему урока.
3. Стадия осмысления.
Учитель проводит мозаику «Джигсоу».
Первоначально класс делится на три группы по 5 учащихся. (7 мин.)
В группах изучаются вопросы ( каждый ученик делает записи в «бортовом журнале»):
1 группа. История открытия вируса. ( Приложение А)
2 группа. Строение вируса. Фаги. (Приложение Б)
3 группа. Профилактика вирусных заболеваний. (Приложение В)

Формируются 5 групп по три ученика. ( 7 мин)
В группах учащиеся обмениваются информацией.
(Делают записи в «бортовом журнале» (Приложение Г)).
Учащиеся возвращаются в группы первоначального состава. (7 мин.)
Учащиеся составляют постер «ВИРУСЫ».
Презентация постера ( 3 мин.)
Каждая группа оценивает постеры с помощью смайликов.

Учитель демонстрирует анимацию строение ВИЧ.( 3 мин)
Ученик А демонстрирует презентацию «Профилактика СПИДа» (з мин.)
4. Рефлексия. Приём «Интервью» ( 6 мин)
Учитель берёт интервью у учащихся А, В, С. (вопросы записаны на карточках, учитель предлагает учащимся выбрать вопрос и ответить на него).
Вопросы для интервью:
1. Помогут ли тебе знания о жизнедеятельности вирусов в профилактике вирусных заболеваний?
2. Можно ли лечить вирусные заболевания с помощью антибиотиков?
3. Как ты понимаешь высказывание «СПИД- социальное заболевание».
(учащиеся выбирают вопрос и отвечают на него)

5. Учитель комментирует оценки за урок. (1 мин)

Литература:
1.Касымбаева Т., Мухамбетжанов К. Общая биология: Учебник для 10 класса естественно-математического направления общеобразовательных школ. – 3-е изд., перераб., доп. –Алматы, Мектеп, 2014. -368 с.
2.Общая биология: Хрестоматия. Учеб.пособие для 10 кл. естественно-математического направления общеобразовательных школ./ Составители: Касымбаева Т., Мухамбетжанов К. – 2-е. изд.- Алматы: Мектеп, 2010. – 208 с.
3.Пименов А.В., Уроки биологии в 10(11) классе. Развёрнутое планирование – Ярославль: Академия развития, 2001 . – 272 с.

Приложение А
История открытия вирусов.
История открытия вирусов
В 80-е годы 19 века на юге России табачные плантации подверглись грозному нашествию. Отмирали верхушки растений, на листьях появлялись светлые пятна, год от года число пораженных полей увеличивалось, а причина заболеваний неизвестна.
В Бессарабию и Украину была направлена экспедиция, в которую входили Д.И. Ивановский и В.В. Половцев.
В 1892 году Ивановский открыл новое царство живых существ.
На поиски возбудителей болезни Ивановский потратил несколько лет. Он собирал факты, делал наблюдения, расспрашивал крестьян о симптомах болезни, и экспериментировал. Опыты показали, что дело не в составляющих растения – корневой системе, семенах, пыльце или цветках: болезнетворное начало поражает растения иным путём. Тогда молодой учёный ставит простой опыт. Он собирает больные листья, измельчает их и закапывает на участках со здоровыми растениями. Через некоторое время растения заболевают. Итак, путь от больного растения к здоровому найден. Возбудитель передаётся листьями, попавшими в почву, перезимовывает и весной поражает посевы.
Но о самом возбудителе он так ничего и не узнал. Его опыты показали лишь одно, – нечто заразное содержится в соке. В эти годы ещё несколько учёных в мире бились над опознанием этого "нечто".А. Майер в Голландии предложил, что заразное начало – бактерии. Однако Ивановский доказал, что Майер ошибся, посчитав носителями болезни бактерии. Профильтровав заразный сок через тонкопористые фарфоровые фильтры, он осадил на них бактерии. Теперь бактерии удалены… но заразность сока сохранилась.
Итак, этот непонятный агент, вызывающий болезнь не размножается на искусственных средах, проникает сквозь самые тонкие поры, погибает при нагревании. Фильтруемый яд. Таким был вывод ученого. Но яд это – вещество, а возбудитель болезни табака был существом. Он отлично размножался в листьях растений.
Так Ивановский открыл новое царство живых организмов, самых мелких из всех живых и потому невидимых в световом микроскопе, проходящих сквозь тончайшие фильтры, сохраняющихся в соке годами и при этом не теряющих вирулентности.
1897 год – М. Бейеринк ввел термин «вирус» (от латинского – «яд»)

Приложение Б
Строение вирусов. Фаги.
Общие сведения о вирусах
• Вирус (от лат. virus-яд) - микроскопическая частица, способная инфицировать
клетки живых организмов
• Вирусы неклеточные формы жизни, т.е. имеют неклеточную природу
• Вирусы являются облигатными внутриклеточными паразитами (ведут только паразитический образ жизни и не выживают без связи с хозяином)
Вирусы это:
• Мельчайшие живые организмы
• Размеры варьируют от 20 до 300нм
• В среднем в 50 раз меньше бактерий
• Нельзя увидеть с помощью светового микроскопа
Вирусы устроены очень просто. Они состоят из фрагментов генетического материала, либо ДНК, либо РНК, составляющей сердцевину вируса, и окружающей эту сердцевину защитной белковой оболочки, которую называют капсидом. Полностью сформированная инфекционная частица называется вирионом. У некоторых вирусов, таких, как вирусы герпеса или гриппа, есть еще и дополнительная липопротеидная оболочка, которая возникает из плазматической мембраны клетки- хозяина. В отличие от всех остальных организмов вирусы не имеют клеточного строения. В зависимости от того какой нуклеиновой кислотой представлена их генетическая информация они подразделяются на РНК и ДНК содержащие.
• Вирусы избирательны. Они проникают внутрь совершенно определенной
клетки, и именно эта зараженная клетка превращается в «завод» по
производству вирусов. Для клетки вирус-это не что иное, как плохая новость в белковой оболочке.


Строение бактериофага.

• 1917 год - Ф. д Эррель открыл бактериофаг - вирус, поражающий бактерии.

Приложение В
Профилактика вирусных заболеваний
Вирусы – болезнетворные микроорганизмы, которые способны размножаться в организме человека, животных и растений,вызывая различные заболевания.

Пути заражения вирусными заболеваниями:
-Контакт с больными.
-Бытовой (через предметы быта- посуду, зубную щётку, бритву).
-Через не стерильные медицинские инструменты (шприцы, стоматологические и гинекологические инструменты).

Вирусные заболевания человека.
1.Все виды гриппа (А, В и С), все виды простуды, которые характеризуются воспалительным процессом в организме, сопровождаются высокой температурой, общей слабостью, а также болью в горле. Лечение таких заболеваний проводят антивирусными препаратами, общеукрепляющими средствами.
2.Краснуха. Чаще встречается в детском возрасте, реже у взрослых. Характеризуется поражением дыхательных путей, шейных лимфатических узлов, глаз и кожи. Возбудителем заболевания является вирус краснухи. Распространяются подобные вирусы капельным путем, сопровождаются кожными высыпаниями, высокой температурой.
3. Свинка – серьезное вирусное заболевание, которое характеризуется поражением дыхательных путей, при этом особенно страдают слюнные железы. В редких случаях заболевание встречается у взрослых мужчин, у которых отмечается поражение вирусом семенников.
4. Корь – чаще заболеванием страдают дети, болезнь характеризуется поражением дыхательных путей, а также кожи и кишечника. Распространяется заболевание, как и многие другие, воздушно-капельным путем, возбудителем является парамиксовирус.
5. Реже встречаются желтая лихорадка, которая переносится клещами и комарами. Заболевание характеризуется выстилкой кровеносных сосудов и печени.
6. Полиомиелит – второе название заболевания детский паралич. Возбудителем является вирус полиомиелита, известно три вида штаммов. Болезнь поражает сначала дыхательные пути и кишечник, затем переносится на кровь. Если произошло поражение двигательных нейронов головного мозга, наступает паралич. Распространяется капельным путем, иногда через испражнения (например, через продукты или воду, зараженные экскрементами больного, через загрязненные предметы). Также переносчиками могут быть насекомые, которые перелетели с зараженных фекалий на продукты.
7. Сифилис – заболевание передается половым путем, характеризуется поражением половых органов, затем поражаются глаза, суставы и внутренние органы, в том числе сердце и печень. Для лечения применяют антибактериальные препараты. Болезнь может долго протекать бессимптомно, поэтому важно регулярно проходить обследование у врача и сдавать необходимые анализы.
8. Тиф – на сегодняшний день встречается довольно редко, характеризуется поражением кровеносных сосудов, что может стать причиной образования тромбов, а также сыпью на коже. Для профилактики заболевания проводится вакцинация убитыми бактериями и живыми клетками. Для лечения назначают антибактериальные препараты (тетрациклин, хлорамфеникол), в зависимости от численности переносчиков. Переносчиком эпидемического тифа являются вши, эндемический тиф передается от крысиных блох.
Массовое поражение инфекционными заболеваниями называют эпидемией.

Профилактика заражения вирусными заболеваниями
Основным профилактическим методом подобных заболеваний является вакцинация, которой в первую очередь подлежат:
• Новорожденные дети
• Подростки (ревакцинация)
• Медицинский персонал, который контактирует с кровью и другими биологическими жидкостями пациентов
• Люди, которые проживают с больным вирусным заболеванием
• Пациенты, которые получали донорскую кровь
• Онкологические больные, а также пациенты, которые находятся на гемодиализе
• Пациенты из группы риска
• Кроме этого, борьба с вирусными заболеваниями эффективна при соблюдении мер предосторожности:
- Отказ от наркотиков
- Воздержание от случайных половых контактов
- Использование презервативов во время половых контактов
- Соблюдение основных правил личной гигиены, использование индивидуальных маникюрных и бритвенных принадлежностей, зубных щеток и полотенец
- Особое внимание на гигиену следует обратить желающим сделать пирсинг или татуировку. Такие процедуры рекомендуется проводить только в специализированных салонах.

Приложение Г
«Бортовой журнал»
Объект изучения Результаты изучения
История открытия вирусов
Строение вирусов и фагов
Профилактика вирусных заболеваний
Категория: Биология | Добавил: zakrevskayairina71 (2016-12-06) | Автор: Закревская Ирина Владимировна E
Просмотров: 1051 | Комментарии: 3 | Теги: фаги, вирусы, профилактика | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 2:46 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru