Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Тимирязевская ОШГ им. С.Муканова Тимирязевского р-на Северо-Казахстанской области Учитель химии и биологии первой категории Попова Ирина Николаевна Тема: «Многообразие форм живых организмов». Предмет: Биология. Класс: 9. Базовый учебник: Пономарёва И.Н., Чернова Н.М., Корнилова О.А. Биология 9 класс (ВЕНТАНА-ГРАФ). Цели урока: • обобщить и закрепить знания учащихся о многообразии форм живых организмов; • определить биологическое значение всех царств живой природы для сохранения биосферы; • сформировать познавательный интерес на изучение живой природы; • сформировать у учащихся представление о единстве мира и ценности жизни во всех ее проявлениях Задачи: -обучающие • повторить и закрепить понятия царства живой природы; • сформировать значение биологического разнообразия для сохранения биосферы; • сформировать познавательный интерес на изучение живой природы; - развивающие: создание условий для развития приемов мышления (анализ, синтез, систематизация, обобщение, умение делать выводы); умение аргументировать свою позицию (коммуникативная компетентность); умение работать с источником биологической информации; умение решать проблемную ситуацию; - воспитательные: создание условий для воспитания активности и самостоятельности, убежденности в познаваемости мира. Тип урока: изучение нового материала. Форма организации учебной деятельности: коллективная Методы обучения : словесные, наглядные. Оформление и оборудование: учебник, компьютер, мультимедиапроектор, презентация «Уровни организации жизни», образовательный комплекс 1С: Школа. Биология, 9 кл. Ход урока: I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока, организация учащихся. II. Проверка домашнего задания. 1. Какие свойства присущи всем живым организмам? 2. Назовите основные химические элементы живого? 3. Дайте определение «жизнь». III. Актуализация опорных знаний. Учитель:Какие царства живой природы вы знаете? Ученики: Растения, Животные, Грибы, Бактерии. IV. Изучение нового материала: 1.Царства живой природы. На экране появляется схема. Учитель: Какое царство отсутствует на схеме? Ученики: Царство Вирусы. 2. Формы жизни. Учитель: Какие бывают формы жизни? Ученики: Клеточная и неклеточная. 3.Экологические группы организмов. Учитель: Назовите среды жизни. Какие организмы их населяют? Ученики: водная, наземная, почвенная и организменная. На экране появляется таблица. 4.Уровни организации живой материи. Учитель: Мы рассмотрели с вами царства живой природы; среды жизни организмов. А теперь предлагаю посмотреть презентацию Уровни организации жизни. Уровень- это функциональное место биологической структуры определённой степени сложности в общей иерархии живого. 1. Молекулярно-генетический уровень представлен отдельными биополимерами (ДНК, РНК, белками, липидами, углеводами и другими соединениями); на этом уровне жизни изучаются явления, связанные с изменениями (мутациями) и воспроизведением генетического материала, обменом веществ. 2. Субклеточный- представлен органоидами: ЭПС, АГ, рибосомы и т.д.. 3. Клеточный – уровень, на котором жизнь существует в форме клетки – структурной и функциональной единицы жизни. На этом уровне изучаются такие процессы, как обмен веществ и энергии, обмен информацией, размножение, фотосинтез, передача нервного импульса и многие другие. 4. Органно-тканевой- представлен тканями и органами; -ткань- совокупность клеток, сходных по строению и функциям, связанных межклеточным веществом; -орган- часть многоклеточного организма, выполняющая определённую функцию. 5. Организменный – это самостоятельное существование отдельной особи – одноклеточного или многоклеточного организма; организм- неделимая единица жизни, её реальный носитель, характеризующийся всеми её признаками; биосистема- живая система. 6. Популяционно-видовой – уровень, который представлен группой особей одного вида – популяцией; именно в популяции происходят элементарные эволюционные процессы – накопление, проявление и отбор мутаций; -популяция- совокупность особей одного вида, образующих обособленную генетическую систему, которая длительно существует в определённой части ареала, относительно обособленно от других особей вида; -вид- совокупность особей(популяций особей), способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства и занимающих определённый ареал. 7. Биоценотический- представлен биоценозами -биоценоз – это совокупность популяций разных видов, обитающих на определённой территории. 8. Биогеоценотический – представлен экосистемами, состоящими из разных популяций и среды их обитания ; -биогеоценоз-совокупность биоценозов и абиотических факторов среды (климат, почва). 9. Биосферный – уровень, представляющий совокупность всех биогеоценозов. В биосфере происходит круговорот веществ и превращение энергии с участием организмов. Продукты жизнедеятельности организмов участвуют в процессе эволюции Земли. IV.Закрепление. Учитель: 1.К какому царству относят цианобактерий? Какая это форма жизни? 2.Дрожжи и трутовик представители какого царства? К какой форме жизни они относятся? 3. К какому уровню жизни относятся : - таёжный лес - стадо овец - амёба обыкновенная - хлоропласт. VI.Подведение итогов урока. VII.Домашнее задание. Параграф 3, вопросы в конце параграфа. Источник: http://collegy.ucoz.ru/publ/42-0-0-0-1 | |
Просмотров: 2610 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|