Урок биологии 9 класс
Тема: Наследственные заболевания человека.
Цель: к концу урока учащиеся смогут определять виды наследственных заболеваний человека
Ожидаемый результат:
1.учащиеся определяют наследственные заболевания
2. Формулируют основные факторы, влияющие на наследственные заболевания человека.
План урока: I.Постановка УЗ
II.Решение УЗ
1. Актуализация знаний
2.Изучение нового материала
III. Д/з –п.31
Ход урока
I. Организационный момент: Приветствие учителя. Положительный настрой учащихся.
Эпиграф к уроку:
«О, разрешите мне загадку жизни
Мучительно старинную загадку.
Скажите , что такое человек.»
Г.Гейне
Звучит музыка Иоган Себостьяна Баха
Учитель: Мы не случайно наш урок начинаем с музыки Баха. Почти 300 лет его музыка захватывает человечество. В семье Бахов в 7 поколениях были не менее 53 выдающихся музыкантов и композиторов.
Людей всегда волновали вопросы, связанные с наследственностью и наследования выдающихся способностей.
Почему у гениального человека дети далеко не всегда гениальные? Почему одни люди рождаются талантливыми, а другие едва осваивают школьную программу?
Так от чего зависит наследственность человека? Чем обусловлены наследственные болезни человека? Почему среди жителей планеты нет 2-х абсолютно одинаковых людей?
Почему генетика человека долго не развивалась? (2 минуты)
Для генетических исследований человек является очень неудобным объектом, так как у человека:
- большое количество хромосом;
- невозможно экспериментальное получение потомства;
- поздно наступает половая зрелость;
- малое число потомков в каждой семье.
Кроссворд генетические термины: 1.Сумма генов, полученная организмом от родитеелй (генотип)
2.Гены, обеспечивающие развитие альтернативных признаков (аллельные)
3.Организм с разными аллелями в генотипе (гетерозиготный)
4.Наука о наследственности и изменчивости (генетика)
5.Организм с одинаковыми аллелями в генотипе (гомозиготный)
6.Основоположник генетики (Мендель)
7.Общее свойство всех организмов передавать свои признаки потомкам (наследственность)
8.Подавляемый признак (рецессивный)
9.Объекты, с которыми проводил свои опыты Т.Морган (дрозофилы)
II.Изучение новой темы:
1.Однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: «Учитель! Ты обладающий знаниями во многом большими, чем у нас, всегда сомневаешься в правильности своих ответов, которые нам кажутся очевидными. Почему?»
Начертив на песке посохом два круга — малый и большой, Зенон ответил: «Площадь малого круга — это познанное вами, площадь большого — познанное мною. Как видите, знаний у меня действительно больше, чем у вас. Но все, что за пределами этих кругов — непознанное ни вами, ни мною. Согласитесь, что длина большой окружности больше длины малой, а, следовательно, и граница моих знаний с непознанным больше, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений».
Учитель:Генетика человека - одна из наиболее интенсивно развивающихся отраслей науки.
Она является теоретической основой медицины, раскрывает биологические основы наследственных заболеваний. Знание генетической природы заболеваний позволяет вовремя поставить точный диагноз и осуществить нужное лечение.
Генетика человека дала ответы на многие из давно интересовавших людей вопросы,
например:
От чего зависит пол ребёнка?
Почему дети похожи на родителей?
Почему люди так не похожи друг на друга?
Учащиеся разделены на 4 группы (медики,генетики, корреспонденты, историки)
Рекомендации для обучающихся (весит на доске):
1) Рассказывайте, а не читайте подготовленный материал
2) Выступление стройте четко, обоснованно
3) Не говорите долго, лучше еще раз выступить, чем утомить всех длительным ответом.
4) Умейте слушать и критически оценивать ответы товарищей.
5) Грамотно и четко формулируйте выводы.
Генетики: познакомиться с наследственными заболеваниями человека
Историки: познакомиться с наукой евгеникой
Корреспонденты: изучить отношение общества к людям с наследственными заболеваниями
Медики: изучить меры профилактики наследственных болезней.
Группа генетики:
1.Обсудите в группе предложенный текст.
2.Каковы причины наследственных заболеваний
3.Расскажите о генных заболеваниях, приведите примеры.
4.Расскажите о хромосомных заболеваниях, приведите примеры.
5.Подготовьте выступление представителя группы
Группа историки:
Группа корреспонденты:
1.Прочитайте и обсудите предложенный текс
2.Как относится общество к людям с наследственными заболеваниями?
3.Изменилось ли ваше отношение к детям с наследственными заболеваниями?
4.Подготовьте выступление представителя от группы
Группа медики:
1. Прочитайте и обсудите в группе предложенный текст
2. Какова главная задача медико-генетического консультирования?
3. Что относится к методам дородовой диагностики?
4. Подготовьте выступление представителя от группы
Подведение итогов:
Учитель в завершении урока читает стих «Милосердие» Людмилы Сопиной.
***
А знаешь, есть в мире хорошие люди,
Есть люди –улыбки и люди сердца,
А значит наверное все еще будет.
Нам надо лишь жить от души, до конца.
Как важно быть добрее немного
Дарить души своей тепло,
Избрать судьбы своей дорогу,
Пройти ее смертям назло.
Как важно чувствовать и верить,
Что людям ты необходим,
Открыть души златые двери
И смыть слезами старый грим.
Как важно счастье видеть всюду
Смотря в глаза, как в зеркала
И просто сохранить как чудо,
Ту душу, что всегда светла.
Рефлексия: шкала оценивания (каждый учащийся отмечает свой уровень владения темой напротив оценки)
Оценивание учащихся
|