УРОК 9 ТЕМА УРОКА: Корень – орган минерального питания растений. Видоизменения корня Класс: Дата проведения: Цели и задачи: Дать понятие о минеральном питании растений, о корнеплодах, корнях-присосках, корнях-опорах, воздушных корнях, клубневых корнях; Познакомить учащихся с минеральными веществами, видами удобрений и правильности их применения, с растениями, для которых характерны видоизменения корня; Изучить и научиться определять растения с недостатком или избытком минеральных веществ. Тип урока: комбинированный урок Оборудование урока: таблицы, схемы, презентация урока Ход урока: 1. Организационный момент 2. Опрос домашнего задания Фронтальный опрос: 1. Из каких участков состоит корень? 2. Почему зону с корневыми волосками называют зоной всасывания? 3. Почему корневой чехлик не относиться к зонам корня? 4. Докажите, что корень растет своей верхушкой 5. Из каких слоев состоит зона деления? 3. Объяснение нового материала: Минеральное питание – поглощение корнями растений необходимых питательный элементов из почвы. Большинство питательных веществ доставляется надземным органам растений в виде минеральных растворов. Растения поглощают их корнями. Проводящая система корней распределяет питательные вещества по тканям (слайд 2). Для нормального роста и развития растениям абсолютно необходимы многие элементы, но прежде всего – Азот – при нехватке растение отстает в развитии, листья желтеют и опадают раньше времени, боковые ветви не развиваются. Пшеница куститься медленно, меняется окраска листьев, они засыхают и опадают (слайд 3). Фосфор – играет особую роль в образовании клеточной оболочки. Увеличивает сахаристость плодов и накопление масла в семенах. При нехватке – замедляется образование плодов и уменьшается их масса (слайд 4). Калий – при недостатке растения отстают в росте. Стебли и листья плохо развиваются. Растения полегают из-за слабой опорной ткани и плохо развитых стеблей. Необходим для нормального развития корней и корнеплодов, для отложения питательных веществ в запас (слайд 5). Магний – при нехватке листья светлеют. Кальций – недостаток ведет к повреждению и отмиранию верхушечных почек и корней (слайд 6). Одно из условий повышения плодородия почвы – внесение удобрений. Органические – продукты растительного и животного происхождения. Легко усваиваются растениями после их переработки микроорганизмами, поэтому их обычно вносят осенью, и тогда к весне они будут готовы к использованию растениями. Минеральные – азотные, фосфорные, калийные, комплексные и микроудобрения, их вносят в определенные сроки, на разных фазах роста и развития растений (слайд 7). Видоизменения корней: Корнеплоды Мощные сочные подземные органы некоторых растений. Они образуются в результате накапливания и откладывания в запас различных органических веществ, отчего корень утолщается и видоизменяется. Морковь, свекла, редька, редис, брюква, сельдерей и другие (слайд 8). Корни-присоски: Развиваются у растений-паразитов. Присоски вначале появляются в виде нароста на коже побега. Он вонзается в ткани растения-хозяина и начинает высасывать питательные вещества. Приспособление растения к условиям жизни. Повилика, заразиха и другие (слайд 9). Корни-опоры: Придаточные корни, встречаются у деревьев тропических лесов. Придаточные корни увеличиваются в количестве и утолщаются, достигая почвы. Опираясь на такие корни, деревья растут с тонким стволом и длинным остовом. Фикус индийский (слайд 10). Воздушные корни: Выполняют дыхательные функции у растений, произрастающих на бескислородных суглинистых и болотистых почвах. Развиваются из стеблей. У растений, не имеющих листьев, воздушные корни осуществляют фотосинтез. Мангровое дерево, плющ, монстера, кипарис, орхидея и другие (слайд 11). Корневые клубни: Растения откладывают питательные вещества в запас в корнях (как главный корень, так и боковые корни), которые утолщаются и превращаются в сочные клубневые корни. Клубневые корни используются для перезимовки, а также для бесполого, вегетативного размножения. Георгин, батат, эремурус (слайд 12). 4. Закрепление: Тест: 1. Как узнать о том, что растениям не хватает азота? a) Листья не развиваются b) Мелкие клубни c) Плоды долго не созревают d) Листья обесцвечиваются e) Стебли становятся слабыми 2. Какой микроэлемент необходимо внести, если высыхает точка роста комнатных растений? a) Бор b) Азот c) Калий d) Фосфор e) Кальций 3. Какого элемента не хватает в почве, если рост растения замедляется и стебель слабеет. a) Азот b) Калий c) Фосфор d) Медь e) Кальций 4. Видоизменение корня георгина называется: a) Корнеплоды b) Корни-присоски c) Корни-опоры d) Воздушные корни e) Корневые клубни 5. Видоизменение корня моркови называется: a) Корнеплоды b) Корни-присоски c) Корни-опоры d) Воздушные корни e) Корневые клубни (слайд 13-14) Ответы: 1 – d, 2 – e, 3 – b, 4 – e, 5 –a. (слайд 15) 5. Домашнее задание: §7,8 ответить на вопросы на странице 37,39 (слайд 16)
|