ЦЕЛЬ УРОКА: углубить и систематизировать знания учащихся о водорослях как низших растениях ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: • выяснить особенности внешнего строения водорослей • показать особенности клеточного строения водорослей • раскрыть особенности размножения и развития водорослей • показать значение водорослей в природе и жизни человека • дать представление о систематике водорослей • совершенствовать навыки работы с текстом, видеоматериалом ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ • воспитание любознательности • воспитание бережного отношения к природе РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ • развитие предметно-речевых навыков • обучение приемам аналитико-синтетической деятельности ТИП УРОКА: контроль знаний учащихся МЕТОДЫ РАБОТЫ: частично-поисковый, исследовательский ФОРМЫ РАБОТЫ: общеклассные, групповые, индивидуальные СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: учебник, дополнительная литература, таблицы, цветные иллюстрации /интерактивная доска / ХОД УРОКА ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Вводное слово учителя - объявляет тему урока « Погружение в мир водорослей » /Слайд 1/ Из царства растений мы выбрали древнейших представителей. Они занимают в растительном царстве совершенно особое место, как в историческом аспекте, так и по той роли, которая принадлежит им в общем круговороте веществ в природе. Они живут рядом снами, часто помогают нам, но мы не замечаем их присутствия. Так давайте повнимательнее присмотримся к этому, часто скрытому от нас удивительному миру растений. / Слайд 2 / АКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕМЫ Учитель проводит разминку: Альгология – это наука … / Слайд 3 / Водоросли – это … - Проблемный вопрос: Почему водоросли относятся к категории низших растений? Какое другое подцарство растений существует? / Слайд 4 / - Мини – исследование учащегося по теме « Водоросли и палеонтология » - Учитель – Какова среда обитания водорослей? Водоросли обитают в соленой и в пресной воде, на суше, на поверхности растений, камней или зданий, в сырых затененных местах. / Слайд 5 / - Учитель: если водоросли – это низшие растения, то как называется их тело? Тело водорослей – таллом / Слайд 6 / Работа учащихся - Выполнение задания учащимися на оценочных листах – определить структуру водорослей и привести примеры. Проверка / Слайд 7 / - Выполнения задания учащимися на оценочных листах – строение водоросли хламидомонады / Слайд 8 / - Выполнение задания учащимися – найди в тексте 4 ошибки / Слайд 9 / Проверка / Слайд 10 / - Учитель: у водорослей нет корней, стеблей и листьев, а как они удерживаются на почве дна? Ризоиды- тонкие нитевидные выросты. / Слайд 11 / - Учитель: существуют и колониальные водоросли - Мини- сообщение учащегося « Водоросли и литература » / по произведению Ж.Верна « Двадцать тысяч лье под водой » - Учитель: причудлива окраска и форма водорослей в подводном царстве / Слайд 12, 13 / Окраска водорослей бывает зеленой, красной, бледно- розовой, темно- фиолетовой, бурой и золотисто-желтой. Отчего зависит окраска водорослей? Пигмент хроматофора разный, поэтому и окраска разная. Хроматофор какой водоросли чашевидной формы? У какой водоросли в виде спирали? / Слайд 14 / У какой в форме браслета? / Слайд 15 / На какие основные группы можно разделить водоросли по их окраске? Зеленые, бурые и красные. / Слайд 16 / Работа учащихся - Выполнения задания учащимися – тестовое задание / Слайд 17/ - Мини – исследование учащегося по теме « Водоросли и гиганты » / макроцистис/ / Слайд 18 / - Учитель: Широкая область распространения водорослей связана с их размножением Работа учащихся - Задание для учащихся – определите способы и особенности размножения водорослей - выполняют на оценочных листах. / Слайд 19 / - Учитель: какое значение играют водоросли в природе? / Слайд 20 / Какое значение играют водоросли в жизни человека? / Слайд 21 / - Мини- исследование учащегося по теме « Водоросли и кулинария » - Учитель: Сточные воды полей, содержащие растворенные удобрения, а также сточные воды городов и других населенных пунктов загрязняют реки и озера. В загрязненных озерах постепенно исчезают зеленые водоросли, которыми питаются водные обитатели. Очистка сточных промышленных и полевых вод от вредных химических веществ – один из эффективных способов защиты водорослей. / Слайд 22 / ВЫВОД И ОБОБЩЕНИЕ: Водоросли – необходимое условие нормальной жизни водоёма. Если в них сбрасывают нечистоты, химические отходы, металлический лом, гниющую древесину и другие материалы, то это неизбежно ведет к гибели водорослей, других растений и животных, болезням человека и появлению мертвых и зараженных морей, озер, прудов. - Контроль знаний – проверка работ учащихся на оценочных листах. - Алгоритм рефлексии Я – как чувствовал себя в процессе учения, было ли мне комфортно, доволен ли собой, с каким настроением работал. МЫ – насколько комфортно работалось в классе ДЕЛО – я достиг цели учения, мне этот материал нужен для самообразования просто интересно, в чем затруднялся, как преодолеть проблемы. - Подведение итогов урока - Пожелания успехов и новых побед - ПРИЛОЖЕНИЕ: ПРЕЗЕНТАЦИЯ
|