Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Взаимосвязь отраслей естественно-научного цикла в общеобразовательной школе. Наше современное время характеризуется активным переплетением разных фундаментальных наук о природе, образование комплексных отраслей. и как следствие возникла необходимость уже в школе закладывать фундамент для восприятия новых знаний, стремительно входящих в нашу жизнь и практику. Для этого важно создание у учащихся представлений общей картины мира с многообразием и единством свойств неживой и живой природы как целостной структуре, где каждая наука дает частное объяснение тех или иных сторон проявления мира. Многие качества необходимы современному человеку, это глубокие и прочные знания, развитие интеллектуальных и творческих умений, формирование способности к саморазвитию. А главное рассматривать любой вопрос или проблему не узким взглядом, а широко, используя все доступные знания, устанавливая причинно-следственные связи явления. Ни одна научная дисциплина не является лишь собранием наблюдаемых фактов. Задача науки состоит не только в описании, но и в объяснении, а это не что иное, как нахождение зависимостей, которые позволяют одну группу явлений, часто весьма широкую, вывести на основе теории из другой, как правило, более узкой совокупности явлений. Биология не является точной наукой. Она изучает живой организм, но он так сложен и многообразен, что описать и объяснить все его характеристики и закономерности до сих пор является довольно трудной задачей. До сравнительно недавнего времени биология была описательной наукой, и не давала объяснения на многие явления, протекающие в организмах. Сейчас же бурное развитие физики, химии, кибернетики, вывело науку на новый очень высокий уровень, что дает возможность объективно объяснять структуру организма и явления протекающие в нем. Естественным событием как следствие стало возникновение биофизики, биохимии, бионики и др. Перед преподавателями естественно-научного цикла, в частности биологами, на современном этапе стоит задача научить учащихся видеть мир, живой мир, как целостную структуру, со всей своей многоплановостью и разнообразием, уметь находить и устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, протекающими в организме, уметь объяснять суть явления с физической или химической точки зрения. Показать, что жизнь – это есть проявление материи (химических элементов и веществ со своими свойствами) посредством физических явлений, происходящих в мире. К примеру, приспособление животных к различной температуре. Использование законов термодинамики. Большинство местообитаний на нашей планете имеют температуру от 0 до 50 градусов. Для того чтобы сохранить постоянную температуру тела животным необходимо либо уменьшить потерю тепла, создавая эффективную защиту, либо увеличить производство тепла. Важным приспособлением для сохранения тепла является жировой подкожный слой и шерстяной или перьевой покров. Опять же объяснить почему. Так как это связано со слабой теплопроводностью жира и воздуха. Защитная роль шерстяного покрова основана на задержке конвекционного потока тепла, особенностей структуры шерсти, ослаблении лучеиспускания. Температура лап и тела животных могут существенно отличаться. Так температура лап ниже, чем тела, вследствие этого теплообмен между организмом и окружающей средой снижается, снег вокруг прохладных лап тает слабо, это позволяет животному или птице не примерзать к снегу. В курсе изучения человеческого организма обратить внимание значению кожи в теплообмене организма с окружающей средой, описать особенность структуры и физиологии отдельных структурных элементов кожи, обеспечивающих данную функцию организма с точки зрения законов термодинамики. Примеров может быть очень много, допустим явление диффузии: газообмен в легких и тканях , тургор, биоэлектричество нервной ткани, создание разности потенциалов на границе мембраны клетки, акустическое ориентирование у летучих мышей и дельфинов, реактивное движение медуз и головоногих моллюсков и т.д. Главное, что я хотела бы отметить, так это важность показать детям взаимосвязь фундаментальных наук между собой, развивать у них умение ставить вопросы и находить ответы, используя полученные знания. Следуя этим путем, можно достичь повышения интереса у школьников к естественным наукам и как следствие получение ими более глубоких знаний, навыков исследовательской работы. А главное получение глубоко образованной, компетентной и широко развитой личности, так необходимой современному обществу. | |
Просмотров: 318 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|