Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Преподавание биологии в рамках обновленного содержания образования
Сегодня школа динамично меняет свой облик. Это связано, прежде всего, с серьезными переменами в казахстанском образовании. Перед учителями встают проблемы: «Как учить в век информатизации?», «Как повысить качество, как знания, полученные на уроках, помогут ученику стать конкурентоспособной личностью?».
Обновление содержания биологического образования, новая социокультурная ориентация школьной биологии, предполагающая развитие у школьников творческих способностей, требует совершенствования всей системы обучения биологии - использования современных педагогических технологий, форм, методов и средств обучения.
Обновление содержания образования в Республике Казахстан ставит перед собой главную цель: совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной программы и внедрение системы критериального оценивания. Данная программа основана на развитие спиральной формы образования, то есть постепенного наращивания знаний и умений как по вертикали, так и горизонтали (усложнение навыков по темам и по классам), а также иерархия целей обучения по таксономии Блума, основанная на закономерностях познания и классифицируемая по наиболее важным видам предметных операций. Развитие казахстанских учащихся проходит путем внедрения активных форм обучения, в ходе которых учащиеся самостоятельно развивают функциональную грамотность, активно «добывают» знания, с огромным желанием развивают коммуникативные навыки общения со сверстниками, и творчески подходят к решению проблем. Задача педагогов в ходе применения обновленной программы, привить учащимся основные человеческие нормы и морали, сформировать толерантность и уважение к другим культурам и точкам зрения, воспитать ответственного, здорового ребенка. Учитель должен способствовать формированию у учеников навыков самообразования, умения обучаться тому, как обучаться, становление их независимыми, самомотивированными, увлечёнными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях.
При современном обучении меняется не только роль ученика и учителя, но существенно меняется и содержание традиционного школьного урока. Меняются цели и задачи урока. Учащиеся подключаются к определению задач урока, последовательности и способов учебных действий, необходимых для решения поставленных задач.
При оценке результатов преобладают формы самоконтроля и взаимоконтроля. Учащиеся совместно с учителем определяют затруднения, встречающиеся несоответствия и намечают направления корректировки полученных результатов. Самооценка и взаимная оценка обязательно присутствуют в определении степени достижения поставленной цели и достижения планируемых результатов.
Урок является основной моделью организации учебного процесса в классе.

Из опыта работы представляю краткосрочное планирование урока биологии для 7 класса на тему: «Прямой и непрямой тип онтогенеза у животных». Раздел долгосрочного планирования 7.4.D Размножение. Рост и развитие.
Цели обучения, достигаемые на этом уроке 7.2.3.4 - сравнивать прямой и непрямой типы онтогенеза у животных.
Ожидаемые цели урока:
Все учащиеся: будут знать типы онтогенеза и их стадии.
Большинство учащихся: смогут охарактеризовать прямое развитие, непрямое развитие и развитие со сменой хозяина.
Некоторые учащиеся: смогут обосновать биологическое значение полного метаморфоза для вида.

Для оценки достижения поставленных целей разработаны критерии для разного уровня мыслительных навыков:
- Знают типы онтогенеза и их стадии.
- Понимают особенности прямого развития, непрямого и со сменой
хозяина.
- Применяют знания для обоснования биологического значения
полного метаморфоза для вида.
В течение урока планируется решение языковых задач, в результате чего:
Ученики могут: письменно и устно указывать различия этапов онтогенеза животных, обосновать биологическое значение полного метаморфоза для вида.
Предметная лексика и терминология: изменение, цикл, развитие, этапы, метаморфоз, яйцо, личинка, куколка, имаго.
Серия полезных фраз для диалога и письма:
Прямое развитие организма - ……………………………………………..
Непрямое развитие организма - …………………………………………..
Метаморфоз это - ………………………………………………………….
Полное- неполное превращение, состоит из стадий ……………………..
Привитие ценностей: Единство, согласие, уважение. Умение работать в группе развивая коммуникативные навыки.
Межпредметная связь:
Экология (занятие разных экологических ниш и разный способ питания личинок, куколок и имаго).
Гельминтология (рассмотрение стадий онтогенеза со сменой хозяина у червей паразитов).
Изобразительное исскуство (использование готовых рисунков с изображением различных стадий развития онтогенеза животных).
ИКТ (использование видеоролика и презентации)
Для достижения поставленных целей на уроке планируются следующие активные формы:
Начало урока:
Позитивный настрой. Создание проблемной ситуации. Объединение в группы.
Стратегии: «Стоп кадр», «Мозговой штурм».
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Стратегия «Стоп кадр»
Просмотр видеоролика фрагмента мультфильма «Красавица и чудовище» (превращение чудовища в принца)
Проблемный вопрос:
- Возможно ли в природе такое превращение из чудовища в красавицу?
Наш сегодняшний урок будет немного волшебным, так как сегодня мы будем работать с превращениями.
- Как Вы думаете какова тема нашего урока?
- Какие будут цели нашего урока?
Ф О: словестная похвала

Середина урока:
Стратегии:
«Флипчарт»; «Сортировка»; «Найди пару»; «Алгоритм»; «3-х минутное ЭССЕ».
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая
Стратегия «Флипчарт»
Уровень: знание и понимание.
- Составить кластер: Типы развития животных, его виды и указать стадии развития.



Критерий оценивания:
Обучающийся
• Описывает типы развития животных;
• Приводит примеры животных с разными типами развития
• Определяет черты сходства и отличия прямого и непрямого типов онтогенеза у животных
1 команда защищает свой кластер, остальные обмениваются кластерами, проверяют и дополняют
ФО – «2 звезды 1 пожелание»
(взаимооценивание)

Стратегия «Сортировка»
Уровень: Применение
- Распределить указанных животных по типам развития.
1. Стрекоза. 6. Муравей. 11. Майский жук.
2. Таракан. 7. Лошадь. 12. Крокодил.
3. Пчела. 8. Богомол. 13. Дятел.
4. Ящерица. 9. Муха. 14. Кузнечик.
5. Зебра. 10. Бабочка. 15. Клоп

№ Тип развития животных Животные
1 Прямое развитие
2 Непрямоеразвие с полным метаморфозом
3 Непрямое развитие с неполным метаморфозом
Критерий оценивания: определяет типы развития животных.
Дескрипторы:
Обучающийся: - определяет типы развития у конкретных животных.
1 команда презентует таблицу, остальные проверяют и дополняют.
ФО – «Светофор»
Стратегия «Алгоритм»
Уровень: Синтез
Существует два типа онтогенеза: прямой (без превращения) и непрямой (с превращением).
На рисунке изображены этапы развития лягушки, бабочки, курицы, жука, рыбы и человека.




- Предложите алгоритм определения типов онтогенеза изображенных на рисунках.
Дескрипторы:
Обучающийся:
- устанавливает тип развития и онтогенеза;
- составляет алгоритм определения типа онтогенеза на примере млекопитающих, земноводных,рыб, насекомых с полным и неполным превращением.
1 команда презентует алгоритм действий, остальные дополняют.
ФО –«Сендвич»

Задание 5. Стратегия «3-х минутное ЭССЕ»
Уровень: Оценивание.
- Обоснуйте биологическое значение полного метаморфоза для вида.
Дескрипторы:
Обучающийся:
- обосновывают эффективность полного метаморфоза и его биологического значения.
1 команда зачитывает свое эссе, остальные дополняют.
ФО – знаки рукой «Большой палец»

Конец урока:
Рефлексия Стратегия «Мишень»
Дифференцированное дом. задание.
Формы работы: индивидуальная

Рефлексия Стратегия «Мишень»

Учащиеся на стикерах пишут свое имя и приклеивают на сектор мишени.



Для каждого задания разрабатываются критерии и дескрипторы, что позволяет определить степень усвоения и понимания материала.

Данные методы, дают ученикам возможность развивать навык саморефлексии, и позволяют стать активным участником образовательного процесса, развивать отношения со сверстниками, увеличить познавательную активность.

При планировании данного урока учтена дифференциация, которая прослеживается в следующем:
1.Проблемный вопрос в начале урока.
2.Диалог и оказание поддержки
3. Исходя из ожидаепмых задач обучения учащиеся будут обьеединяться в группы с разными запросами.
4.Разноуровневые задания, по Блуму в середине урока, где уровень мыслительных навыков в 3,4,5 заданиях, это навыки высокого порядка.
5. При выполнении заданий по таксономии Блума на знание и понимание учащимся будет оказана максимальная поддержка, на применение – средняя поддержка, на анализ и синтез – будет оказана минимальная поддержка.
6. Использование печатных и электронных источников информации, некоторые ученики могут работать с более сложными источниками информации.
7.Оценивание – учащиеся постоянно оцениваются, таким образом, в зависимости от потребностей учащихся могут корректироваться и другие виды деятельности. В связи с этим на каждом этапе урока я планирую формативное оценивание.
Критериальное оценивание. Приемы формативного оценивания:
Словестная похвала
«2 звезды 1 пожелание»
«Светофор»
Знаки рукой «Большой палец»
«Сэндвич»
Взаимооценивание и самооценивание.
Рефлексия «Мишень»

Непрерывное применение этих приемов обеспечивает обратную связь между учителем и учеником, что позволяет направлять учебный процесс и вносить в него коррективы без выставления оценок.
Таким образом, ключевыми моментами урока в обновленной образовательной программе являются: активное обучение, критериальное оценивание и дифференциация.
Категория: Биология | Добавил: skarzovai (2018-11-11) | Автор: Скарзова Инесса Федоровна E
Просмотров: 1909 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 11:34 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru