Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Воробьева Л.В.
(ГККП «Дворец школьников» КГУ «Управление образования акимата Северо-Казахстанской области»)

Способность мыслить нестандартно, видеть проблемы окружающего мира была важна для человека всегда. Особую актуальность эта задача получила в современном информационном обществе, которое отличается динамичностью и быстро увеличивающимся объемом информации. Президент нашей республики в основных направлениях развития образования в современной школе приоритетной назвал деятельность, в ходе которой обучающиеся научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать свои возможности.
Собственный многолетний опыт работы в школе доказал, что нужно стремиться не только сообщать ученику новые знания, но и помогать ему лучше и глубже познать то, что он уже знает. Поэтому сделать «живыми» уже имеющиеся у него основные научные знания, научить сознательно ими распоряжаться, пробудить желание применить эти знания – задача, которая может быть решена с использованием разных инструментов [1. стр. 56].
Один из способов дать толчок к активной мыслительной деятельности обучающихся - создание проектов. Проектная деятельность - это выполнение долговременных, трудоёмких, среднесрочных или краткосрочных творческих заданий, требующих от учеников самостоятельной и глубокой проработки материала. Над проектом обычно работает один человек или небольшая группа, конечным результатом проекта является отчёт о работе, компьютерная презентация.
Проектная деятельность позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично свой результат. Это работа, направленная на решение интересной проблемы, когда результат этой деятельности - найденный способ носит практический характер, имеет важное прикладное значение и интересен и значим для самих открывателей [2. стр.63].
Важным воспитывающим фактором является самоконтроль ученика и контроль со стороны учителя за выполнением плана проекта. Это позволяет и в повседневной жизни проявлять ответственное отношение к построению и выполнению с планированного результата. Презентация – не менее важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию. Необходимо приучать ученика к тому, что, если поставил цель, распределил задачи, выполнил работу, расскажи, что получилось, сделай вывод, разрекламируй свою работу.
Руководителем научного общества учащихся (НОУ) работаю более 17 лет, мной ведется целенаправленная работа по организации исследовательской деятельности школьников предметов естественно-научного цикла. Большое значение в этом случае имеет использование исследовательской деятельности по биологии, химии и экологии. Здесь, как и во всех учебных предметах, применима технология, позволяющая продуктивно усваивать знания, учиться их анализировать, обобщать, интегрировать, делать их более практико-ориентированными. В процессе исследовательской деятельности у школьников крепнет и формируется характер, развивается чувство взаимопомощи и коллективизма. Исследовательская деятельность на основе компьютерных технологий помогает разнообразить учебную деятельность, повысить мотивацию учащихся к самостоятельному изучению предметов. Общая структура доклада может быть следующей:
1. Формулировка темы исследования.
2. Исполнители (Ф.И.О, класс, № школы, название населенного пункта).
3. Руководитель (Ф.И.О., должность, место работы).
4. Актуальность исследования (чем интересно направление исследований,
в чём заключается его важность).
5. Цели работы (в общих чертах соответствует формулировке темы
исследования и может уточнять её).
6. Задачи исследования (конкретизирует цель работы, «раскладывая» её на составляющие).
7. Методика проведения исследования (подробное описание всех
действий, связанных с получением результатов).
8. Результаты исследования (краткое словесное изложение новой
информации об объектах или явлениях).
9. Выводы исследования (умозаключения, сформулированные в
обобщенной конспективной форме).
Вышеперечисленные сведения приводятся и при оформлении научных проектов для Республиканского конкурса научных проектов школьников [3. стр. 247].
Для работы выбираются темы, которые затрагивают реальный мир, жизненные ситуации, встречающиеся каждому человеку. Такие проекты, как «Биоритмы и их влияние на здоровье человека», «Влияние предпочитаемых способов досуга на самочувствие, активность, настроение (САН) учащихся и их биоритмы», «Влияние структурированной воды шунгитом на биологические объекты», «Вирусы как индикаторы здоровья человека», «Вермикультура - основа экологического земледелия», «Как накормить человечество», «Нетрадиционные способы выращивания растений» взывают у школьников интерес и возможность реализовывать поставленные цели и задачи в ходе исследований. Работа «Биоритмы и их влияние на здоровье человека») носит глубокий исследовательский характер. При выполнении работы был изучен большой объем литературы по данному вопросу. В работе было уделено внимание практической стороне данной темы. С помощью анкетирования, лабораторных наблюдений, измерений составлены графики и диаграммы биоритмов человека зависимости от времени суток, физической нагрузки, активности и эмоционального состояния. В ходе работы было выяснено, как с помощью простых наблюдений и исследований составить свой режим дня, правильно распределить время подготовки домашнего задания, сочетать учебные занятия с отдыхом. Интересным фактом оказалось, что учащиеся могут регулировать исходя из режима учебного дня увеличение качества и успеваемости, рационально распределять свое время.
Проект был отмечен поощрительной грамотой за 4 место на городском конкурсе проектов (2014 г).
При работе над проектом «Влияние проведения способов досуга на состояние здоровья учащихся и их биоритмы» были поставлены следующие задачи:
1) проведение анализа литературы и других источников по данной проблеме;
2) выяснить, какое влияние оказывают предпочитаемые способы досуга на биоритмы учеников на их успеваемость и здоровье;
3) узнать, как можно сохранить здоровье, живя в мире электромагнитных излучений.
Автор провёл анкетирование среди учеников и родителей по вопросам сотовой связи, ознакомился с материалами медицинского кабинета школы, провёл тестирование среди учащихся 5-10 классов.
Ученики взяли интервью у родителей по следующим вопросам:
-Как Вы думаете, нужен ли ребенку сотовый телефон?
- Как Вы считаете, оказывает ли сотовый телефон вредное действие на организм ребенка?
- Какое влияние оказывает компьютер на эмоциональное состояние ребенка?
- Является ли учебная нагрузка оптимальной для ученика?
В результате выявлено, электромагнитное излучение, влияние сотовых телефонов и компьютера ухудшает память и вызывает быстрое утомление, даны рекомендации по предпочитаемым способам досуга для учащихся связанные с подвижными играми и физическими упражнениями.
Проект занял 2 место на городском конкурсе и 3 место на областном конкурсе научных проектов (2017г.).
При выполнении проекта «Влияние структурированной воды шунгитом на биологические объекты», ученица исследовала физические, химические свойства шунгитовой воды, оценила качество. Были составлены сравнительные таблицы, проведены опыты по воздействию шунгитовой воды на прорастание семян растений. Структурированная вода изменяет свою пространственную конфигурацию и влияет на темпы прорастания семян. Сокращается срок прорастания семян, усиливается вегетация растений.
При работе над проектом «Вирусы как индикаторы здоровья человека» было проведено анкетирование обучающихся 8 – 11-х классов, которые включали вопросы, связанные с путями заражения вирусами и профилактическими мерами борьбы с вирусами. Авторы данного проекта выяснили влияние вирусных заболеваний на состояние здоровья и на успеваемость обучающихся. Были проведены беседы, анкетирование среди учащихся по профилактике вирусных заболеваний. По итогам работы составлена и распространена среди учащихся и их родителей памятка работы составлена и распространена среди учащихся и их родителей памятка о значении вирусов в природе и жизни человека, о правилах поведения и соблюдения мер предосторожности.
Работа над проектом помогает выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми переживать вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из принудительной работы в результативную созидательную творческую работу.
Организация учебно-исследовательской работы с учащимися предъявляет и особые требования к педагогу: положительное отношение к ребенку; проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом; признание права личности быть непохожей на других; предоставление права на свободу выбора; оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков; учет индивидуально-психологических особенностей детей [4. стр. 45 ]. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Как сделать так, чтобы талант учащихся имел возможность развиваться и совершенствоваться? Для этого необходимо начинать работу с учащимися как можно раньше, и внеурочная работа с учащимися, ее организация и деятельность - одна из главных ступеней этого процесса
Таким образом, исследовательская деятельность имеет высокую социально-педагогическую значимость для развития мотивации поиска, самоопределения личности и гуманизации образования [5. стр. 21].
Строить исследовательскую деятельность учеников, как на уроках, так и внеурочное время, на занятиях кружковой работы дополнительного образования необходимо так, чтобы каждый ученик делал открытие для самого себя, а затем уже для развития современной науки.Химия и биология - школьные предметы естественнонаучного цикла, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.

Список литература:
1. Масленникова А.В. Основы исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская деятельность, 2004. - № 1. – С.56
2. Биутова Т.Р. Методическое пособие по разработке и защите научных проектов. Астана, 2011. – 63 с.
3. Гостев, А.Г. Инновационная образовательно-профессиональная среда как фактор внедрения современных технологий обучения: монография / А. Г. Гостев, Е. В. Киприянова. - Екатеринбург, 2008. - 290с. - Библиогр. С.246-250.
4. Тигров, В.В. Проектная деятельность учащихся в условиях творческой технологической среды / В. В. Тигров// Педагогика. - 2013. -№10. - С.43-48.
5. Янушевский, В.Н. Учебное проектирование школьников: первые шаги в новой образовательной реальности / В. Н. Янушевский
Категория: Биология | Добавил: lara882010 (2019-10-14) | Автор: Воробьева Лариса Викторовна E
Просмотров: 374 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 9:15 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru