Урок №12 Тема: Химический состав семян. Условия прорастания семян. Цели: проверить знания учащихся особенностей строения семян однодольных и двудольных растений; дать представления учащимся об условиях прорастания семян, зависимости прорастания от факторов окружающей среды (температуры, влажности, воздуха) познакомить учащихся с особенностями посева семян, роста и питании проростков; развивать у учащихся умение классифицировать, видеть причинно-следственные связи; показать практическое значение знаний об условиях прорастания семян. Оборудование семена, электронное пособие «Уроки Кирилла и Мефодия -6 класс». Тип урока: комбинированный. Методы: ИКТ, частично-поисковый, репродуктивный. Формы: лабораторный, беседа, самостоятельная работа, тест, рассказ. ФОДУ: индивидуальная, фронтальная План урока: 1. Организационно-мотивационный этап. 2. Результаты и рефлексия проверочной работы. На доске задания, которые были на прошлом уроке. Проверяем еще раз все вместе. 3. Обобщение и систематизация знаний по теме: « Строение семян» и проверка знаний. Фронтальная беседа и на доске 1 ученик ставит цифры напротив частей семени. 1. Это вегетативная или генеративная часть растения? 2. Для чего семенам фасоли нужна плотная семенная кожура? 3. Какие растения называют однодольными, а какие двудольными? 4. Приведите примеры этих растений. 5. Какие общие черты можно выделить у однодольных и двудольных растений? 6. Что такое эндосперм? 7. Почему семядолю пшеницы называют щиток? Проверка ученика у доски. Письменная проверочная работа. Таймер 6 минут Вставьте пропущенное слово: Семя - …орган растения. … служит для размножения растений. Отверстие через которое проникает вода называется … . След от прикрепления семени к стенке плода называют … . Корень будущего растения развивается из … , а стебель из … . На верхушке зародышевого стебелька можно разглядеть … . Почечка представлена … тканью. Задание «Выбери верные утверждения». Раздается каждому. 4. Целеполагание. Химический состав семян уже изучен в теме «Состав растительной клетки». 4. Актуализация знаний по изученной теме «Строение семян». Выберите верные утверждения: 1. Семя – вегетативная часть растения. 2. Семя является зародышем будущего растения. 3. Семена некоторых растений весят миллионные доли грамма. 4. Рубчик – след от повреждения семени скальпелем. 5. Семявход – маленькое отверстие в семенной кожуре, через которое происходит газообмен. 6. Эндосперм – особая запасающая ткань растения. 7. Фасоль относится к двудольным растениям. 8. Большую часть зерновки пшеницы занимает зародыш. 9. Семядоли семени фасоли это первые зародышевые листья будущего растения. 5. Целеполагание. Химический состав семян уже изучен в теме «Состав растительной клетки». Вспомните, каков химический состав клетки? Сегодня еще раз проведем опыты, доказывающие наличие веществ в растениях. Ученик рассказывает опыты, подтверждающие состав семян. Беседа и работа по флипчату. Обобщение по химическим свойствам и запись в тетради. 6. Рассказ учителя с элементами беседы и демонстрации урока на учебном диске. Вспомните, какова основная функция семян? Дети отвечают: размножение растений. Но семя, прежде всего зародыш будущего растения. Для того чтобы дать жизнь новому растению, семя должно прорасти. Появившееся при прорастании растение называется проростком. Кто из вас знает, что нужно сделать, чтобы семя проросло? (Дети отвечают). Для этого необходимо положить семя во влажную среду. Во влажной среде семена набухают. Благодаря чему внутрь семени проникает вода? (дети отвечают: благодаря особому отверстию – семявходу) Способность семян к прорастанию называют всхожестью. Семена с погибшим зародышем никогда не прорастут. До прорастания зародыш в семени находится в состоянии покоя. В этом состоянии семена могут находиться от нескольких суток до нескольких лет. Для прорастания им необходимы определенные условия. Как вы считаете, какие? (Дети отвечают), учитель корректирует их ответы и подводит итоги: для прорастания семян необходимы следующие условия: вода, воздух и определенная температура. 7. Зарядка. 8. Обобщение изученного материала проводится по учебному диску (тест) и по вопросам на флипчате: 1. Из каких веществ состоят семена? 2. Какими опытами можно доказать присутствие в семенах неорганических и органических веществ? 3. Почему лен, подсолнечник относят к масличным культурам? 4. Какие условия необходимы для прорастания семян? 5. Что происходит с неживыми семенами при замачивании? 6. Почему не все набухшие семена всходят? 7. Для чего прорастающим семенам необходима вода? 8. Охарактеризуйте опыт, доказывающий, что прорастающие семена дышат? 9. Почему в переувлажненной почве семена не всходят? 10. Закрепление. Тестирование. 8. Домашнее задание: изучить параграф 11, ответить на вопросы, выполнить задание к параграфу и в рабочей тетради. Внимательно прочитать рубрику «Это вы должны понять и запомнить из данного раздела» 1. Это вегетативная или генеративная часть растения? 2. Для чего семенам фасоли нужна плотная семенная кожура? 3. Какие растения называют однодольными, а какие двудольными? 4. Приведите примеры этих растений. 5. Какие общие черты можно выделить у однодольных и двудольных растений? 6. Что такое эндосперм? 7. Почему семядолю пшеницы называют щиток? <a href=http://ukraine.turia.com.ua/ >база отдыха под киевом</a>
|