Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Урок биологии в 8-м классе Тема: Нервная система
Содержание Методы, приемы и ФОПД
1. 1.Организационный момент
2.Актуализация знаний.
Постановка проблемной задачи:
Если на человека напала собака, то он пытается от нее защититься или убегает. У него в это время активно работают скелетные мышцы, одновременно меняется работа внутренних органов: суживаются сосуды, учащается сердцебиение, выделяется пот, приостанавливается образование желудочного сока, происходит перераспределение крови – большая ее часть направляется к скелетным мышцам.
Как же регулируются и согласовываются все необходимые реакции при этом состоянии человека

Главный вопрос урока
Как строение НС обеспечивает функцию объединения органов для совместной работы?

3.Задания на обобщение и систематизацию знаний учащихся
3.1 Нервная система сложно организована и высоко специализирована.
• Назовите отделы нервной системы.
• Что является структурной единицей НС?
• На экране сделайте надписи к рисунку «Строение нейрона»
• По функциям нейроны делятся на 3 вида. Какие?
3.2. Определите и докажите, какие из перечисленных реакций организмов – рефлексы, а какие рефлексами назвать нельзя? Что такое рефлекс?

3.3 Нервная система бывает трех типов. По рисунку дайте их названия.


3.4 Что такое рефлекторная дуга? Показать по рисунку последовательность всех составляющих рефлекторно дуги.

3.5 Задания двух уровней.
Задание №1 Вставьте пропущенные слова в текст.
Спинной мозг имеет вид шнура диаметром около … и длиной 42-45 см. В центре спинного мозга расположен узкий… … , проходящий по всей его длине. Он заполнен … жидкостью. Белое вещество в спинном мозге расположено … , оно образовано скоплением … нервных клеток. Серое вещество расположено в … спинного мозга и представлено … нервных клеток. Спинной мозг состоит из … сегмента. От каждого из них отходит пара … … . Начинаются они двумя … : передним и задним.
Задание №2 (творческий уровень)
Рассмотрите механизм события: вы шли босиком и наступили на колючку, подпрыгнули, нагнулись и стали рассматривать поврежденное место. Какие функции спинного мозга здесь проявились? Включите схему рефлекторной дуги в рисунок спинного мозга. Как головной мозг получил информацию об уколе? Сделайте вывод о функциях спинного мозга.

3.6 Покажите из каких отделов состоит головной мозг. Назовите функции этих отделов.

3.7 Найти биологические ошибки в тексте «Большие полушария головного мозга»
Большие полушария мозга – это самый крупный и эволюционно самый старый отдел головного мозга. Поверхность больших полушарий образована белым веществом – корой. Под корой располагается серое вещество, а в его толще образуются подкорковые ядра. Каждое полушарие делится крупными извилинами на лобную, теменную, затылочную и височную доли, в которых располагаются сенсорные зоны. Зрительная зона находится в лобной доли, слуховая – в височной доли, кожно-мышечная чувствительность - в теменной доли. Двигательные зоны коры – зоны, при раздражении которых возникает движение. Они не взаимодействуют с чувствительными зонами.

Вывод: Нервная система регулирует деятельность всех органов с целью обеспечения их функционального единства и связи организма как единого целого с окружающей средой. Функции нервной системы обеспечиваются анатомическим строением.
«Мозг – самое совершенное и сложное создание земной природы» И.П.Павлов

Нужно ли беречь мозг?
Какие факторы могут отрицательно повлиять на мозг?
• физические, умственные, психически перегрузки
• алкоголь
• курение (никотин, наркотики)
Одна из функций коры больших полушарий – сознание. Поэтому человек может воспитывать положительные эмоции, способствующие здоровью и приятные для окружающих и подавлять отрицательные (печаль, вялость, апатия, злость, зависть), вредные для себя и неприятные для окружающих людей.
4.Итог урока
Составьте синквейн на понятие «мозг»
Синквейн учителя:
Мозг
Головной, спинной
Регулирует, контролирует, проводит
Центр управления процессами организма
Центр

Вопросы рефлексии:
1. Были ли у вас затруднения при выполнении заданий?
2. Узнали ли вы сегодня что-то новое?
Оценки выставляются за работу на листочках и за устные ответы на уроке
Д/з: подготовиться к тестированию по данной теме.


беседа
Вывод: Регулирует нервная система

Устный опрос

Работа на интерактивной доске

Вывод: для осуществления рефлекса необходимо участие НС

Материал из курса зоологии

Работа на интерактивной доске

Индивидуальная работа учащихся по карточкам-заданиям.
Взаимопроверка по правильному тексту на экране.

Работу выполняют ученики с высоким уровнем познавательной активности. При проверке один ученик демонстрирует рисунок-схему на экране

Работа на интерактивной доске. Устный ответ.

Работа в парах по карточкам-заданиям.
Проверка. Подчеркнуть ошибки на экране и дать объяснения.

Беседа

Несколько учеников зачитывают свои синквейны

Категория: Биология | Добавил: Cerg68 (2011-01-24) | Автор: Буксман Татьяна Васильевна
Просмотров: 6626 | Комментарии: 3 | Теги: биология, нервная система | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 8:43 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru