Дидактический этап Содержание Формы, методы, приемы 1. Организационный момент 2. Проверка знаний 3. Изучение нового материала 4. Закрепление 5. Итог урока Приветствие. Настрой на работу. Сегодня на уроке мы продолжаем изучение темы: Размножение и развитие организмов Что называется размножением? Какие вы знаете способы размножения? В чем их различия? Что является основой размножения? Задание №1 Распределите события, перечисленные ниже, по их принадлежности к митозу и мейозу А) деление соматических клеток; Б) коньюгация хромосом; В) образование половых клеток; Г) образование диплоидных клеток; Д) образование гаплоидных клеток; Е) кроссинговер; Ж) образование 4-х дочерних клеток; З) образование 2-х дочерних клеток; И) репликация ДНК; К) два сменяющихся друг друга деления. Митоз Мейоз Укажите биологическое значение каждого способа деления. Задание № 2 Выберите из списка событий те, которые относятся к овогенезу А) происходит в женском организме; Б) происходит в мужском организме; В) заканчивается образованием 4-х гамет; Г) заканчивается образованием одной гаметы; Д) происходит в яичниках; Е) происходит в семенниках; Ж) начинается при половом созревании; З) начинается при эмбриогенезе. А в чем сходство овогенеза и сперматогенеза? Задание № 3 Какой процесс показан на схеме? В чем его биологическое значение? Какие особенности оплодотворения характерны для цветковых растений? При половом размножении начало всему организму дает одна клетка – зигота, при бесполом размножении – одна клетка или несколько клеток родительской особи. Но в любом случае, для того чтобы малое число клеток превратилось в полноценный организм, необходим целый ряд сложных, сменяющихся друг друга превращений. Цель нашего урока: расширить знания об этапах индивидуального развития организмов, показать вредное влияние различных факторов на формирующийся организм. Что происходит с зиготой после оплодотворения? Задание № 4 При помощи стрелок покажите соответствие этапов эмбриогенеза процессам, происходящим на этих этапах. Дробление Закладка нервной трубки, хорды, пищеварительной трубки Зигота Многоклеточный однослойный шарообразный зародыш Нейруляция Оплодотворенная яйцеклетка Формирование Дальнейшая бластулы специализация клеток и формирование тканей и органов Гистогенез и Многократное органогенез деление клеток без процесса роста бластомеров Гаструляция Формирование 2-х или 3-х слойного зародыша Наука эмбриология. Ее основатель. Работа по схеме «Виды постэмбрионального развития» (схема) Обобщение изученного материала Составление схемы (опорного конспекта) «Онтогенез» Отрывок стих. Абу Али ибн Сина «Поэма о медицине» О детях, находящихся Еще в утробе матери: Как следует, о том веду я речь. Дитя в утробе матери беречь. Ничто зловредное его пусть не коснется, Пусть мать питается не как придется, А ест еду и влагу с пользой пьет, Так, чтоб нормально развивался плод. Пускай отбросов в пище будет мало, Чтоб кровь она при этом очищала. Как вы понимаете строки этого стихотворения, написанного более тысячи лет назад? Какие факторы оказывают отрицательное влияние на развитие эмбриона? Видеофильм. Задание № 5 Выберите правильные утверждения: 1. Онтогенез существует как у многоклеточных, так и у одноклеточных организмов. 2. Онтогенез амебы сопровождается ростом, изменением реакций, изменениями в процессе обмена веществ. 3. Онтогенез насекомого начинается с момента образования гамет. 4. Онтогенез – это период развития организма от оплодотворения до смерти. 5. В процессе дробления зиготы образуется бластула – многоклеточный зародыш сферической формы. 6. На стадии гаструлы происходит формирование тканей и органов. Что нового вы сегодня узнали? Что для вас было самым важным? Д\з подготовиться к тестированию по всему изученному разделу. Фронтальный опрос Индивидуальная работа по карточкам Дифференцированный подход Взаимопроверка по правильным ответам на экране Устный ответ Демонстрация ответа на экране Показать на схеме Устный ответ Все ученики сдают листочки для оценивания Просмотр видеофрагмента «Эмбриогенез» Выполнение задания на интерактивной доске Рассказ про К.Бэра Беседа Работа на интерактивной доске и в тетрадях Беседа, просмотр видеофрагмента Работа на интерактивной доске Рефлексия
|