Учитель биологии ГУ «средняя общеобразовательная школа-лицей №7» г. Семей Файль Галина Ивановна 11 класс ЕМ Тема: Взгляды и традиции казахского народа по охране природы Задачи: 1.Убедить учеников, что человек является дериватом (производным) природы. Для чего следует объяснить необходимость рационального использования и защиты окружающей природной среды, применения экологических знаний. 2. Раскрыть особенности и содержание национальных традиций в охране природы. 3. Способствовать изучению культуры казахского народа, формированию экологической образованности и культуры учащихся. Оборудование: картины, рисунки природы Казахстана. Тип урока: Этноэкологический Межпредметная связь: история, литература, биология, география. План урока: 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний. Проверка пройденного материала. Экологический диктант. 1. Экология – это…. 2. Экологическая этика-… 3. Ноосфера …. 4. Живое вещество-…. 5.Экологическая грамотность- …. 6. Экологическое мышление-… 7. Социальная экология -…. 8.Биосфера -… 9. Факультет «география-экология» впервые был открыт в …… 3. Изучение нового материала. Рассказ учителя. Каждая нация и народность имеет свои традиции в использовании природы, сформированные веками. Эти тради¬ции передаются с молоком матери из поколения в поколе-ние. Традиции по охране природы являются в основном следствием связи данного народа c природной средой. Необходимость сохранности окружающей среды, ее защиты должна проникнуть в национальное самосознание. Содержание национальных традиций формировалось веками, и в них имеются свои особенности в деле охраны природы, характерные для той или иной народности. Традиция казахского народа вести кочевой образ жизни способствовала лучшему пониманию явлений природы, помогала чувствовать их, учила сосуществовать, приспосаб¬ливаясь к ним. A также религия, поклонение луне, ночи, воде, горам и огню способствовали пpобуждению y человека чувства понимания могущественности природы, формиро¬вали национальное самосознание. Как и y других народностей, в традициях казахского народа придавалось важное значение особым природным явлениям, заповедникам и целебным источникам, природным памятникам, деревьям-гигантам, зверям и птицам. B текстах преданий, рассказов, сказок, песен рассказывалось об уважительном, бережном отношении к природе. B эволюции развития человека были отмечены различного вида традиции в использовании древних приpодных заповедников. Это приручение диких зверей и птиц, посте¬пенное культивирование растений. Вместо безразличия к природному фонду постепенно начали формироваться гуманные и благородные привычки. Человек, осваивая природные богатства для удовлет¬ворения своих материальных благ, стал понимать и ценить их значимость. Стали развиваться традиции создания заповедных зон, защита птиц и зверей, сохранение лесного богатства. Например, в России царь Петр I издал закон об охране леса и содержащихся в нем птиц и зверей. В историческом сообществе человечества возникли благородные традиции. Относясь c уважением к творению пpиpоды, возносить ее, строить дворцы стало традицией. Например, в Китае, Индии, Египте, Греции и в других странах построены дворцы, символизирующие гармонию творения природы и человека. B Казахстане есть много природных исторических памятников. Каменные статуи в Кокшетау, горы Заилий¬ского Алатау и Алтая, возвышенности Устюрта, Мангис¬тау и Улытау. Немало их и на просторах Бетпакдалы. Как итог поиска райского места предком народа Асаном Кайгы земля, превращенная в легенду, c гордостью называется землей Казахстана. Групповая работа учащихся Класс делится на 4 группы, каждая из них получает текст и задание. 1 группа. Мухтар Ауэзов Возвращение …..Он ударил коня, поскакал вперёд и до самой лощины (овраг с пологими склонами) Есембая ни разу не оглянулся назад. Караульная сопка, Тайное ущелье – все эти места зна¬комы Абаю не хуже, чем родной аул. Два раза в год весной и осенью – аул Кунанбая прикочёвывает сюда и надолго здесь располагается. Каждое ущелье, овраг, ло¬щина, места, где привязывают жеребят или ставят юрты, овечьи пастбища на возвышенности – всё это знакомо и мило Абаю. B прошлом году, когда он отправлялся в го¬род учиться, ему пришлось выехать как раз отсюда, из Есембая. И всё кажется ему здесь родным, всё дышит не¬передаваемой теплотой. Недавно ещё он веселился здесь, бегая c мальчишками наперегонки, устраивая скачки на жеребятах-однолетках, играя в бабки(детская игра в кости). И когда там, в го¬роде, нападала на него тоска по родному аулу, в его вос¬поминаниях не раз вставали незабываемые дни, прове¬дённые именно здесь, в Есембае. Мирные жёлтые сопки, зелёные луга, необъятный про¬стор серебристого ковыля, подёрнутый вдали дрожащей дымкой. С нежностью и волнением смотрит Абай на ок-ружающий его мир – на бескрайнюю степь, на простор, на сопки, где он родился и где провёл детство. Ему хочет¬ся обнять всё это и покрыть горячими поцелуями. Какая нега в прохладном степном ветерке! Сочная тучная степь вся колышется от этого ветерка, и волнами переливается ковыль. Да нет, не степь это – бескрайнее море, сказочное море... Абай не может ото¬рвать от него глаз. Он безмолвно погружается взором в вольную ширь. Она ничуть не пугает его. Если бы он смог, он охватил бы её всю, прижался бы к ней и шептал : « Я так соскучился по тебе! Может быть, другим ты кажешься страшной –только не мне! Родная моя, милая степь!..» И мальчик скачет вперёд, чуть видный среди зеленовато-серебряных просторов. Удержать его невозможно. К закату путники подъехали к аулу Кунанбая на Кольгайнаре, где жила и родная мать Абая – Улжан. Кольгайнар славился своим прозрачным родником. Возле юрт самого Кунанбая теснились юрты его родных. Дыхание жизни оживляло вечернюю степь. Лай собак, окрики пастухов, блеяние овец и ягнят, топот коней, скачущих на водопой и поднимающих золотистую дымку пыли ржание жеребят, только что спущенных c привязи и мечущихся по степи в поисках маток... Дым, поднимающийся от костров к прозрачному вечернему небу, висит над юртами сплошной тёмно-серой завесой... Вот o чём тосковал в городе мальчик! Вот что заставляет его сердце биться радостном волнении, подобно играющему скакуну, в властно захватывает все его чувства! Задание. 1.Охарактеризуйте образ жизни казахского народа, процессы ведения хозяйства, выращивания скота и другие виды деятельности. 2. Расскажите о сезонном использовании природных пастбищ, упомянутых в тексте. 2. Как вы думаете, почему Абай так спешил домой? Найдите в тексте слова, которые говорят o чувствах к родному краю. 2 группа. Сакен Сейфуллин Кокшетау. Как нарядный и стройный девичий стан, Погруженная в синий прозрачный туман, Кокшетау стоит- Голубая гора- На границе твоей, Казахстан Любят ветры степные её навешать, Любят тёплые зори её обнимать, Караваны лучистых степных облаков Вечерами слетаются к ней ночевать... Как прозрачный янтарь1 в драгоценном кесё, Спят озёра долин в первозданной красе, Ароматами трав воздух там напоён – Подышав, навсегда будешь им опьянён ... Задание. 1. C каким чувством описал поэт родной край? 2. Какие сравнения нашёл поэт, чтобы описать красоту родно¬го края? 3. Опиши Кокшетау. 4. Каково географическое положение, какова природа данного региона? 5. Как используют люди земли Северного Казахстана? Что происходило в 50-ые годы в Северном Казахстане? 3 группа. гора Бура. Казахская легенда. Бурабай – край удивительных песен и легенд. Именно этой земле сказано: «лучше один раз увидеть, чем сто раз у слышать» Природа создала здесь волшебный мир красок и звуков. Одна легенда рассказывает, что много лет назад здесь жил двугорбый верблюд, белый, как снег. Был он мирным, спокойно пасся у подножья Кокшетау – Синих гор. Но если случалась беда – джут или война – верблюд преображался.. Стремительно взлетал он на вершину горы. От его рева содрогались скалы, замирала степь. Люди слышали призыв и собирались вместе, отводили беду от родной земли. Народ любил белого верблюда. Но однажды встретил верблюда жестокий хан и пустил в него стрелу. Упал верблюд, застонал от боли и пополз к озеру глотнуть -живительной влаги. Но сил не хватило. Превратился верблюд в камень, стал горой. C тек пор гора и носит название Бура, что в переводе с казахского означает «верблюд». Задание. 1. О каком природном памятнике идет речь? 2.Что такое джут? 3. Какую роль в экологическом воспитании и образовании играют легенды? 4. Какие легенды нашего края вы знаете? Назовите названия гор, рек, озер нашего края. 4 группа. С. Мауленов 0 степь моя! Дастархан у нас, как степь, широк, Горы высоки и величавы. Сколь гостеприимен мой народ, Каждым, кто бывал здесь, Отмечалось. Родина, Любимая земля, Кланяюсь степям твоим, долинам! Я бы нежно обнял всю тебя, Если б великаном стал былинным. Блеск вершин, безбрежие озёр, Буйство белых речек; И без края. Без конца, куда ни бросишь взор, Степь лежит - То мать моя вторая. Обнимает Каспий и Алтай Степь моя, великая по праву. Носятся ветра из края в край. По земле Её разносят славу. Если бы я мог тебя обнять, Как батыр, 0 степь моя! 0 мать! Задание. 1. Опишите природу Казахстана. Какие природные зоны описаны в стихотворении? 2. Какие черты, особенности казахского народа сравниваются с природой? Откладывают ли отпечаток природные условия на характерные черты народа? Конкурс пословиц и поговорок. Большую роль в воспитании любви к природе казахи придавали пословицам и поговоркам. По очереди каждая группа говорит пословицу или поговорку. Все остальные анализируют, обращая внимание на экологические понятия. 1. Дикие животные едины с природой. 2. Где много водорослей, там много рыбы. 3. Летучая мышь не любит света. 4. Пчела садится на цветок, а журавль на воду. 5. Аист прилетел, лето наступило. 6.Дрофа любит пустыню, гуси, утки – озеро. 7. Земля –мать, дитя – народ. 8. Земля богата, народ богат. 9. Земля щедра, если умеешь ухаживать. 10. В неплодородной земле не бывает достатка. Заключение. С древних времен казахи уделяли большое внимание охране природы. Образ жизни казахского народа был связан с природой. Природа – среда обитания и существования человека.. Человек – часть природы. Он должен служить природе, защищать ее, любить и только тогда это будет взаимно! Земля моя! В зеленом летнем платье Ты ловишь солнце будущего дня. Родимая, какое это счастье, Что ты всегда со мной и для меня! Домашнее задание. § 36. Составить экологический рассказ о применении системы сезонного использования природных пастбищ.( зимовка, весенние пастбища, жайлау, осенние пастбища)
|