Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
«Проблемно-исследовательская технология на уроке биологии и экологии». . Для достижения положительного решения проблем вопросов существуют проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализацию знаний, анализа и т.д. Использование различных методических приёмов стимулирует творческую активность учащихся. С некоторыми из них я хочу познакомить и вас. подведение школьников к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения. Этот приём часто используют при решении исследовательских задач, которые могут быть и текстовыми и практическими, и даже математическими. Например, «комнатная муха может дать 6 поколений, или 5 триллионов мух, общей массой 500 тысяч тот. Однако этих насекомых в природе существует менее чем, образуется при размножении». Почему? Проблемный метод обучения. 1. Почему хорошо что-то забывать? 2. Почему дети похожи на родителей? 3. Может ли быть золотое сердце? 4. Можно-ли утверждать, что чем больше мозг(голова) тем умнее человек? 5. Изменяется-ли состав костей с возрастом? Предлагаю классу рассмотреть явление с различных позиций. Данный приём хорошо использовать при проведении сложно-ролевых игр, когда одно и тоже явление рассматривают люди разных, например, профессий - юрист, финансист, педагог. Особенно проявляется эффективность урока, когда я использую приём связанный с побуждением учащихся сравнивать, делать свои обобщения, выводы, сопоставлять факты. Этому приёму отвечает проведение лабораторных работ, которые могут носить различный характер: поисковый, исследовательский, включать несколько заданий. И в каждом таком варианте необходимы своя конкретная цель, свой способ организации усвоения. 1. Полезно ли жевать жвачку? 2. В ритме какого танца работает сердце? Почему оно работает всю жизнь? 3. Почему полезно двигаться При исследовательской работе 1 Работая в группе первое задание выполняется индивидуально Сядьте удобно, успокойтесь, внимательно посмотрите что лежит у вас на столе и закройте глаза Вы ничего не видите не слышите и молчите Сосредоточьтесь на этом состоянии Теперь протяните руку и возьмите предмет лежащий в центре стола Исследуйте его пользуясь другими органами чувств Сделайте для себя вывод Услышав музыку и голос учителя отметьте какое чувство вы испытали Не открывая глаз задайте уточняющие вопросы учителю или товарищам по группе Откройте глаза и посмотрите вокруг Какие эмоции вы испытываете В каком состоянии интереснее и легче жить Правильно ли вы определили предмет на столе Что еще можно о нем рассказать Сделайте вывод о взаимосвязи и взаимодействии анализаторов Распределение функций между учителем и учеником можно проследить при работе с микроскопом. Микроскоп можно использовать для наблюдения (движение цитоплазмы), восприятие нового для организации исследовательской работы (сравнение клеток различных тканей). Во всех этих случаях наблюдается своё, отличное от других познавательная деятельность учащихся. в старших классах, один из методических приёмов, таких как расстановка проблемной задачи(с недостаточными или избыточными данными) позволит развивать творческую деятельность. Т.к. чтобы ответить на такие вопросы, ученик должен иметь предварительные знания, интересными мне представляются знания для решения этой цели к теме «Развития органического мира» в 1 О классе. Например, 1) Опишите основные ароморфозы в мере растений и живших в архейскую палеозойскую эры. 2) Докажите, что ароморфоз - одно из ведущих направлений эволюции, , обеспечивающих прогрессивное развитие органического мира. Проблемные задачи могут быть разной степени сложности. У каждой задачи своё поле поиска. В трудных ситуациях ученикам необходимо помочь, но так, чтобы сохранялась необходимость творческого мышления. Например, докажите что в состав растений входят органические вещества. каким опытом можно доказать, что крахмал образуется только в зеленой части листа? Приведите примеры в доказательство того, что растительный организм есть не сумма органов, а единое целое. Задания такого же типа являются репродуктивными, если на прежних занятиях эти доказательства уже приводились, то ученикам их нужно собрать воедино. Для реализации проблем технологии необходимо: отбор самых актуальных существенных задач личностный подход учителя, способность вызвать познавательную деятельность. Наиболее эффективным средством развития творческих способностей учащихся является эвристическая беседа. При любом методе могут использоваться разные источники - слово, интерактивная доска наглядность, практическая деятельность; Все средства обучения - учебник, ИКТ разные формы - лабораторная работа, опыт, эксперимент. Эти методы могут применяться при разнообразных организационных формах – семинары конференции зачеты не говоря об обычном уроке главное чтобы все это способствовало решению проблемных ситуаций г. Семей ГУ СОШ №20 РО Мендыбаева КК учитель биологии | |
Просмотров: 1549 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|