Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Урок биологии в 7 классе
Открытый урок по биологии в 7 классе "Царство грибов"
Автор: Калюжная Анна Михайловна,
учитель биологии СШ № 33
Целиноградского района
Акмолинской области:

Тип урока (по целям): Обобщение и повторение изученного материала, проверка знаний.

Вид урока (по форме проведения): Урок-путешествие и исследование.

Цель урока: продиагностировать объем и глубину знаний по изученной теме путем интеграции предметов.

Задачи:

Образовательные: обобщить и повторить изученный материал по теме «Грибы», проверить объём и глубину знаний;
Развивающие: развивать нестандартное мышление, диагностика и развитие таких интеллектуальных умений, как синтез, анализ, сравнение, вычленение главного, межтемное обобщение, умение применять знания в нестандартной ситуации, совершенствовать навыки самоконтроля, стимулировать любознательность;
Воспитательные: воспитывать культуру общения, умение работать в заданном темпе, любовь к природе.

Формы организации учебной деятельности: беседа, работа с компьютерной презентацией, выполнение различных заданий в проверочных листах, беседа, работа со слайдами компьютерной презентации, самоконтроль и взаимоконтроль, графическое тестирование, рефлексия.

Характер деятельности учащихся: репродуктивный, поисково-исследовательский.

Приемы деятельности учителя:
работа с компьютерной презентацией, эвристическая беседа, обобщение высказываний учеников, подведение итогов.

Принципы, соблюдаемые в деятельности учащихся и учителя: сотруд-ничество, соучастие.

Методы обучения:
1. Перцептивный аспект (передачи знаний): словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые.
2. Логический аспект: обобщение, классификация, систематизация.
3. Управленческий аспект: работа под управлением учителя, самостоятельная работа.
4. Мотивационный аспект: занимательность, беседа.

Формируемые компетенции: учебно-познавательные, информационные, ком-муникативные, личностного самосовершенствования.

Биологическая систематика: Царство Грибы.

План урока:
1. Организационный момент.
2. Обобщение и повторение изученного материала.
3. Презентация.
4. Продолжение работы в проверочных листах.
5. Практическая работа.
6. Рефлексия.
7. Итог урока.

Оборудование: мультимедийный комплекс, маршрутные листы, выставка творческих работ учащихся по данной теме, графические тесты.

И я сказал им, кто, когда,
И почему, и отчего,
Сказал, откуда и куда,
И как, и где, и для чего;
Что было раньше, что потом,
И кто кого, и что к чему,
И что подумали о том,
И если нет, то почему?
А.Милн
ХОД УРОКА
I этап. Организационный.
Мы заканчиваем изучение очередной темы, завершается еще одно наше путешествие в страну знаний, дороги которого в этот раз пролегли через вездесущее царство Грибов. В пути мы познакомились с разными группами этих организмов. Нам стали понятны особенности их жизнедеятельности, мы узнали, как они устроены, какие у них отношения с другими живыми организмами... Давайте вспомним все, что мы знаем о грибах...
II этап. Обобщение и повторение.
Задание №1 «Галерея ученых».
Перед вами галерея портретов ученых, внесших определенный вклад в решение проблем, связанных с изучением грибов:
1. Карл Линней.
2. Александр Флеминг.
3. Антуан де Бари.
4. М.С. Воронин.
5. Антони ван Левенгук.
6. И.И. Мечников.
Вопросы
1. Многие народы издавна знакомы с дрожжами – это подтверждают археологические раскопки. Например, на территории Древнего Египта и Междуречья обнаружены развалины пивоварен и пекарен, построенных за 2 и даже 6 тысячелетий до н.э.
А кто же открыл дрожжи? Случилось это около 300 лет назад в Голландии. Первым их увидел в микроскопе и зарисовал... (Антони ван Левенгук.)
2. В 1928 г. произошло замечательное событие – был открыт вид плесени из рода Пенициллиум, убивающий бактерии. Выделяемое этим грибом вещество назвали пенициллином. В чистом виде оно было выделено только в 1940 г. Вскоре в медицине начали применять и другие вещества с подобными свойствами, которые назвали антибиотиками.
Кто из ученых открыл пенициллин? (Александр Флеминг.)
3. Мы говорим:
вешенка обыкновенная;
дождевик ежевиднокольчатый;
шампиньон двуспоровый;
сыроежка желтая...
А кто из ученых придумал бинарную номенклатуру? (Карл Линней.)
4. Есть дрожжи, которые образуют не круглые, а игловидные споры. Впервые их обнаружил русский ученый в 1884 г. в теле дафний, обитавших в бассейне ботанического сада в Париже. Оказывается, игловидная форма помогает спорам прокалывать стенку кишечника хозяина, куда гриб попадает вместе с водой. Теперь эти дрожжи носят имя ученого, обнаружившего их. Назовите их полное название. (Дрожжи Мечникова.)
5. Картофельной гнилью, чумой или холерой называли болезнь, принявшую в Европе в 40-х гг. XIX в. форму эпидемии. Кто из ученых нашел выход из создавшейся ситуации, установив, что картофельную гниль вызывает микроскопический гриб с красивым латинским названием «фитофтора инфестанс», что в переводе на русский означает «губитель растений, их мучающий». (Антуан де Бари.)
6. Именно этот ученый подверг сомнению предположение Георга Фрезениуса, что в почве гриб артроботрис весьма мирно уживается с червями – нематодами. Его догадка окончательно подтвердилась лишь в конце XIX в., когда были открыты грибы–хищники.
Назовите имя этого ученого. (Михаил Степанович Воронин.)
Задание №2 .
Дать определение:
Грибы –
Микология –
Эукариоты-
Задание №3 .
Найди пару: Аспергилл
Мукор
Пеницилл.

А теперь немного отдохнём, мы входим в Город загадок, главное условие – отвечать хором. Готовы?
Отгадай, кто Я?
Под старой сосною,
Где склонился пень-старик,
Окружен своей семьею
Найден первый...
Очень дружные сестрички
Ходят в рыженьких беретах.
Осень в лес приносят летом.
Золотистые... В лисичках никогда не заводятся черви.
Наберу грибов молодых,
Самых-самых разных:
Под дубами голубых,
Под сосною красных.
Сыроежка. Правильно! В лесу растет больше всего сыроежек. Свое название мы получили, за то, что в засоле очень скоро, через сутки становимся готовыми к употреблению. Сыроежки – друзья малоопытных грибников.
В лесу на лужочке
Гнилые пенечки,
А на каждом из них
Много братьев лихих. (Опята)
Есть старуха вредная,
На ней шляпа бледная,
А нога в ботинке,
На чулке пестринки.
Кто к ней прикоснется,
Тот и не проснется. (Бледная поганка)
В отличие от поганки природа наделила меня красотой, но моя красота обманчива…

Задание №4 . Реши задачу. Разрастание грибницы идет во все стороны радиально и ежегодно увеличивается на 20-30 см. Установите возраст грибницы, если диаметр её круга равен 12 м.
III этап. Презентация. Заранее формируются три группы.
1 группа. Изучает грибы применяемые в народной медицине.
2 группа. Шляпочные грибы Акмолинской области.
3 группа. Биотехнологии.
Каждая группа представляет свою тему (регламент 5-6 мин.)
IV этап. Продолжение работы в проверочных листах.
Викторина (если позволяет время).
1. В лисичках никогда не заводятся черви. (Да)
2. Рекомендуется собирать грибы вблизи заводов, фабрик, автодорог. (Нет)
3. Симбиоз – полезное сожительство гриба с деревом. (Да)
4. Мицелий является телом гриба. (Да)
5. Гифы – это грибные нити, образующие тело гриба. (Да)
6. Наука о грибах называется мифология. (Нет)
7. Опята – грибы, растущие на камнях. (Нет)

V этап. Практическая работа.
Техника безопасности.
Опыт. «Образование плесени на продуктах питания»
Оборудование: стеклянная банка с крышкой, речной песок, кусочки белого хлеба, микроскоп, препаровальная игла.
На дно стеклянной банки я насыпал слой песка и немного увлажнил его. На песок положил кусочки белого хлеба и их тоже увлажнил. Банку поставил в теплое место с температурой +20–22 °C, закрыл крышкой, выложенной изнутри фильтрованной бумагой. Песок и фильтрованную бумагу в банке все время поддерживал во влажном состоянии.
через 2 дня на хлебе появился пушок. Под микроскопом я увидел, что он состоит из тонких бесцветных нитей мукора. Через 4 дня плесень стала черного цвета – это образовались черные головки со спорами.
Вывод. Благоприятными для прорастания грибницы мукора являются влажная питательная среда и комнатная температура (20–22 °C). В этих условиях мицелий грибов появляется и развивается быстро. Мукор питается готовыми органическими веществами.
На пищевых продуктах и на почве поселяются и другие плесневые грибы. Один из них – пеницилл. Мириады его спор рассеяны повсюду. Главное место его обитания – почва. Не будь пеницилла и его многочисленных родственников, наша планета была бы погребена под горами различного мусора и жизнь бы прекратилась. Именно эти грибы первыми утилизируют лесные отходы, поскольку выделяют ферменты, быстро и эффективно превращающие целлюлозу, не усваиваемую животными, в растворимые сахара.
Грибница пеницилла состоит из ветвящихся нитей, разделенных перегородками на отдельные клетки. Этим она отличается от одноклеточной грибницы мукора. Споры пеницилла расположены не в головках, как у мукора, а на концах некоторых нитей грибницы в мелких кисточках.
Этот гриб разводят специально, чтобы получать из него лекарство – антибиотик пенициллин. Пенициллин широко применяется для подавления жизнедеятельности многих болезнетворных бактерий. В разных городах нашей страны работают предприятия по производству пенициллина, где его получают, выращивая зеленую плесень в огромных чанах. Пенициллин, совершенно безвредный для человека, убивает опасный золотистый стафилококк, подавляет развитие микробов – возбудителей дифтерии, менингита, воспаления легких и других болезней.
VI. Этап рефлексии:
закончите одно из предложений.
• 1. Сегодня на уроке мне понравилось…
• 2. Мне сегодня удалось…
• 3. До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю…
• 4. Мне не понравилось…

Категория: Биология | Добавил: zulfiya (2011-03-25) | Автор: Калюжная Анна Михайловна
Просмотров: 6943 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 9:22 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru