Открытый урок по биологии в 7 классе "Царство грибов" Автор: Калюжная Анна Михайловна, учитель биологии СШ № 33 Целиноградского района Акмолинской области: Тип урока (по целям): Обобщение и повторение изученного материала, проверка знаний. Вид урока (по форме проведения): Урок-путешествие и исследование. Цель урока: продиагностировать объем и глубину знаний по изученной теме путем интеграции предметов. Задачи: Образовательные: обобщить и повторить изученный материал по теме «Грибы», проверить объём и глубину знаний; Развивающие: развивать нестандартное мышление, диагностика и развитие таких интеллектуальных умений, как синтез, анализ, сравнение, вычленение главного, межтемное обобщение, умение применять знания в нестандартной ситуации, совершенствовать навыки самоконтроля, стимулировать любознательность; Воспитательные: воспитывать культуру общения, умение работать в заданном темпе, любовь к природе. Формы организации учебной деятельности: беседа, работа с компьютерной презентацией, выполнение различных заданий в проверочных листах, беседа, работа со слайдами компьютерной презентации, самоконтроль и взаимоконтроль, графическое тестирование, рефлексия. Характер деятельности учащихся: репродуктивный, поисково-исследовательский. Приемы деятельности учителя: работа с компьютерной презентацией, эвристическая беседа, обобщение высказываний учеников, подведение итогов. Принципы, соблюдаемые в деятельности учащихся и учителя: сотруд-ничество, соучастие. Методы обучения: 1. Перцептивный аспект (передачи знаний): словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые. 2. Логический аспект: обобщение, классификация, систематизация. 3. Управленческий аспект: работа под управлением учителя, самостоятельная работа. 4. Мотивационный аспект: занимательность, беседа. Формируемые компетенции: учебно-познавательные, информационные, ком-муникативные, личностного самосовершенствования. Биологическая систематика: Царство Грибы. План урока: 1. Организационный момент. 2. Обобщение и повторение изученного материала. 3. Презентация. 4. Продолжение работы в проверочных листах. 5. Практическая работа. 6. Рефлексия. 7. Итог урока. Оборудование: мультимедийный комплекс, маршрутные листы, выставка творческих работ учащихся по данной теме, графические тесты. И я сказал им, кто, когда, И почему, и отчего, Сказал, откуда и куда, И как, и где, и для чего; Что было раньше, что потом, И кто кого, и что к чему, И что подумали о том, И если нет, то почему? А.Милн ХОД УРОКА I этап. Организационный. Мы заканчиваем изучение очередной темы, завершается еще одно наше путешествие в страну знаний, дороги которого в этот раз пролегли через вездесущее царство Грибов. В пути мы познакомились с разными группами этих организмов. Нам стали понятны особенности их жизнедеятельности, мы узнали, как они устроены, какие у них отношения с другими живыми организмами... Давайте вспомним все, что мы знаем о грибах... II этап. Обобщение и повторение. Задание №1 «Галерея ученых». Перед вами галерея портретов ученых, внесших определенный вклад в решение проблем, связанных с изучением грибов: 1. Карл Линней. 2. Александр Флеминг. 3. Антуан де Бари. 4. М.С. Воронин. 5. Антони ван Левенгук. 6. И.И. Мечников. Вопросы 1. Многие народы издавна знакомы с дрожжами – это подтверждают археологические раскопки. Например, на территории Древнего Египта и Междуречья обнаружены развалины пивоварен и пекарен, построенных за 2 и даже 6 тысячелетий до н.э. А кто же открыл дрожжи? Случилось это около 300 лет назад в Голландии. Первым их увидел в микроскопе и зарисовал... (Антони ван Левенгук.) 2. В 1928 г. произошло замечательное событие – был открыт вид плесени из рода Пенициллиум, убивающий бактерии. Выделяемое этим грибом вещество назвали пенициллином. В чистом виде оно было выделено только в 1940 г. Вскоре в медицине начали применять и другие вещества с подобными свойствами, которые назвали антибиотиками. Кто из ученых открыл пенициллин? (Александр Флеминг.) 3. Мы говорим: вешенка обыкновенная; дождевик ежевиднокольчатый; шампиньон двуспоровый; сыроежка желтая... А кто из ученых придумал бинарную номенклатуру? (Карл Линней.) 4. Есть дрожжи, которые образуют не круглые, а игловидные споры. Впервые их обнаружил русский ученый в 1884 г. в теле дафний, обитавших в бассейне ботанического сада в Париже. Оказывается, игловидная форма помогает спорам прокалывать стенку кишечника хозяина, куда гриб попадает вместе с водой. Теперь эти дрожжи носят имя ученого, обнаружившего их. Назовите их полное название. (Дрожжи Мечникова.) 5. Картофельной гнилью, чумой или холерой называли болезнь, принявшую в Европе в 40-х гг. XIX в. форму эпидемии. Кто из ученых нашел выход из создавшейся ситуации, установив, что картофельную гниль вызывает микроскопический гриб с красивым латинским названием «фитофтора инфестанс», что в переводе на русский означает «губитель растений, их мучающий». (Антуан де Бари.) 6. Именно этот ученый подверг сомнению предположение Георга Фрезениуса, что в почве гриб артроботрис весьма мирно уживается с червями – нематодами. Его догадка окончательно подтвердилась лишь в конце XIX в., когда были открыты грибы–хищники. Назовите имя этого ученого. (Михаил Степанович Воронин.) Задание №2 . Дать определение: Грибы – Микология – Эукариоты- Задание №3 . Найди пару: Аспергилл Мукор Пеницилл. А теперь немного отдохнём, мы входим в Город загадок, главное условие – отвечать хором. Готовы? Отгадай, кто Я? Под старой сосною, Где склонился пень-старик, Окружен своей семьею Найден первый... Очень дружные сестрички Ходят в рыженьких беретах. Осень в лес приносят летом. Золотистые... В лисичках никогда не заводятся черви. Наберу грибов молодых, Самых-самых разных: Под дубами голубых, Под сосною красных. Сыроежка. Правильно! В лесу растет больше всего сыроежек. Свое название мы получили, за то, что в засоле очень скоро, через сутки становимся готовыми к употреблению. Сыроежки – друзья малоопытных грибников. В лесу на лужочке Гнилые пенечки, А на каждом из них Много братьев лихих. (Опята) Есть старуха вредная, На ней шляпа бледная, А нога в ботинке, На чулке пестринки. Кто к ней прикоснется, Тот и не проснется. (Бледная поганка) В отличие от поганки природа наделила меня красотой, но моя красота обманчива… Задание №4 . Реши задачу. Разрастание грибницы идет во все стороны радиально и ежегодно увеличивается на 20-30 см. Установите возраст грибницы, если диаметр её круга равен 12 м. III этап. Презентация. Заранее формируются три группы. 1 группа. Изучает грибы применяемые в народной медицине. 2 группа. Шляпочные грибы Акмолинской области. 3 группа. Биотехнологии. Каждая группа представляет свою тему (регламент 5-6 мин.) IV этап. Продолжение работы в проверочных листах. Викторина (если позволяет время). 1. В лисичках никогда не заводятся черви. (Да) 2. Рекомендуется собирать грибы вблизи заводов, фабрик, автодорог. (Нет) 3. Симбиоз – полезное сожительство гриба с деревом. (Да) 4. Мицелий является телом гриба. (Да) 5. Гифы – это грибные нити, образующие тело гриба. (Да) 6. Наука о грибах называется мифология. (Нет) 7. Опята – грибы, растущие на камнях. (Нет) V этап. Практическая работа. Техника безопасности. Опыт. «Образование плесени на продуктах питания» Оборудование: стеклянная банка с крышкой, речной песок, кусочки белого хлеба, микроскоп, препаровальная игла. На дно стеклянной банки я насыпал слой песка и немного увлажнил его. На песок положил кусочки белого хлеба и их тоже увлажнил. Банку поставил в теплое место с температурой +20–22 °C, закрыл крышкой, выложенной изнутри фильтрованной бумагой. Песок и фильтрованную бумагу в банке все время поддерживал во влажном состоянии. через 2 дня на хлебе появился пушок. Под микроскопом я увидел, что он состоит из тонких бесцветных нитей мукора. Через 4 дня плесень стала черного цвета – это образовались черные головки со спорами. Вывод. Благоприятными для прорастания грибницы мукора являются влажная питательная среда и комнатная температура (20–22 °C). В этих условиях мицелий грибов появляется и развивается быстро. Мукор питается готовыми органическими веществами. На пищевых продуктах и на почве поселяются и другие плесневые грибы. Один из них – пеницилл. Мириады его спор рассеяны повсюду. Главное место его обитания – почва. Не будь пеницилла и его многочисленных родственников, наша планета была бы погребена под горами различного мусора и жизнь бы прекратилась. Именно эти грибы первыми утилизируют лесные отходы, поскольку выделяют ферменты, быстро и эффективно превращающие целлюлозу, не усваиваемую животными, в растворимые сахара. Грибница пеницилла состоит из ветвящихся нитей, разделенных перегородками на отдельные клетки. Этим она отличается от одноклеточной грибницы мукора. Споры пеницилла расположены не в головках, как у мукора, а на концах некоторых нитей грибницы в мелких кисточках. Этот гриб разводят специально, чтобы получать из него лекарство – антибиотик пенициллин. Пенициллин широко применяется для подавления жизнедеятельности многих болезнетворных бактерий. В разных городах нашей страны работают предприятия по производству пенициллина, где его получают, выращивая зеленую плесень в огромных чанах. Пенициллин, совершенно безвредный для человека, убивает опасный золотистый стафилококк, подавляет развитие микробов – возбудителей дифтерии, менингита, воспаления легких и других болезней. VI. Этап рефлексии: закончите одно из предложений. • 1. Сегодня на уроке мне понравилось… • 2. Мне сегодня удалось… • 3. До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю… • 4. Мне не понравилось…
|