Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Значение, строение и функции органов дыхания
Учитель биологии и географии Чекоманской ЧСОШ Касенова Бахытгул

Тема: Значение, строение и функции органов дыхания.
Цели и задачи:
1)Образовательные: Сформировать знания учащихся о значении
строении и функциях органов дыхания.
2)Развивающие: Развивать познавательный интерес к теме
урока, умение работать с материалом учебника.
3)Воспитательные: Выработка навыков демократического
общения, уважительного отношения друг к другу.
Воспитание умения заботиться о своем здоровье.
Тип урока: Изучение нового материала.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.
Оборудование: Таблицы «Строение органов дыхания», « Строение легких»,
слайды.
Ход урока:
1Взаимное приветствие.
2Проверка готовности к уроку.
3Мотивация.
Ребята, сегодня на уроке мы выясним значение дыхания, познакомимся
со строением органов дыхания.
Психологический настрой:
«Улыбнитесь друг другу .Демонстрируя тем самым другому человеку свою
симпатию. Многие люди верят: улыбка поднимает настроение».
А теперь откройте тетради, запишите тему урока
4 Операционно-исполнительный этап.
«Вызов»
5 Составление ассоциативной карты:



Органы дыхания

6 Изучение текста
Строение органов дыхания у человека

У человека и у других позвоночных, дышащих воздухом, дыхательная система состоит из легких и путей, по которым воздух проходит в легкие. Анатомию этой системы можно усвоить, проследив путь молекул кислорода, входящих в организм . Воздух входит через наружные носовые отверстия, или ноздри, которые ведут в носовую полость - большое пространство, находящееся выше ротовой полости и ниже головного мозга. Носовая полость содержит орган обоняния и выстлана эпителием, отделяющим слизь. Проходя через эту полость, воздух очищается от пыли и согревается. Когда капилляры носовой полости чрезмерно расширяются, вызывая избыточное образование слизи, то появляется насморк.
Из носа воздух проходит через внутренние ноздри, или хоаны, в глотку, где перекрещиваются пути пищеварительной и дыхательной систем. Пища проходит из глотки в желудок по пищеводу, а воздух идет дальше через гортань и трахею. Для того чтобы пища не попадала в гортань и трахею и не повреждала нежные оболочки, выстилающие эти органы, при каждом проглатывании пищи отверстие гортани прикрывается особым хрящом, называемым надгортанником. К счастью, это происходит автоматически, и нам не приходится всякий раз, когда мы глотаем, вспоминать о том, что нужно закрыть надгортанник; изредка этот автоматический механизм подводит нас, и пища попадает «не в то горло».
Гортань иногда образующая видимый снаружи выступ - кадык) содержит голосовые связки - эпителиальные складки, которые при прохождении между ними воздуха вибрируют, производя звук. Натяжение голосовых связок регулируется особыми мышцами, что позволяет издавать звуки разной высоты. Трахею, или дыхательное горло, можно отличить от пищевода по хрящевым кольцам, находящимся внутри ее стенок и не позволяющим ей спадаться. Во время вдоха давление воздуха в трахее ниже атмосферного, и без хрящевых колец она была бы сдавлена.

На уровне прикрепления первого ребра к грудине трахея разветвляется на два хрящевых бронха, идущих в легкие. Внутри легкого каждый бронх разветвляется на бронхиолы, которые в свою очередь повторно ветвятся на все более узкие трубочки, ведущие к концевым полостям - альвеолярным мешочкам. В стенках наиболее тонких бронхиол и альвеолярных мешочков находятся мельчайшие чашеобразные полости, называемые альвеолами, окруженные густой сетью кровеносных капилляров . Стенки альвеол тонки и влажны, что позволяет молекулам газов легко проходить через них в капилляры. По приблизительной оценке, общая поверхность альвеол, через которую могут диффундировать газы, составляет свыше 100 м2, т. е. в 50 с лишним раз больше поверхности кожи.
Стенки трахеи и бронхов состоят из внутреннего эпителиального слоя, наружного соединительнотканного слоя и среднего слоя, содержащего хрящевые кольца и гладкие мышечные волокна (у человека, страдающего астмой, эти мышечные волокна чрезмерно сильно сокращаются, что вызывает сужение просвета мелких бронхов и затрудняет дыхание). В эпителии содержатся ресничные клетки. Биение ресничек происходит непрерывно в одном направлении, и когда твердые частицы, например пылинки, попадают на влажную поверхность эпителия, они задерживаются выделяемой эпителием слизью, и биение ресничек выносит их обратно к глотке. Это важный механизм защиты организма от вдыхаемых бактерий.
По мере того как бронхиолы и их разветвления становятся уже, стенки их делаются тоньше, хрящевой слой исчезает, а ресничные клетки замещаются плоским эпителием. Стенки альвеол состоят только из одного слоя плоских эпителиальных клётда. Предполагалось, что альвеолярный эпителий также однослойный, однако исследования при помощи электронного микроскопа показали, что он состоит из двух слоев - альвеолярного эпителия и эндотелия капилляров, отделяющего воздух, находящийся в альвеолах, от крови. Между альвеолами расположены поддерживающие их тяжи эластической соединительной ткани. Это придает легким такую эластичность, что если непосредственно после извлечения из тела животного надуть их через трахею, как воздушный шар, и после этого открыть отверстие трахеи, то они благодаря своей упругости сжимаются и выталкивают воздух наружу. Легкое снабжено как двигательными нервами, идущими к гладкой мускулатуре бронхов и бронхиол, так и чувствительными нервами, разветвляющимися повсюду. Каждое легкое, так же как и внутренняя поверхность стенки грудной полости, в которой находятся легкие, покрыто тонким словхМ гладкого эпителия, называемого плеврой. Оба листка плевры всегда влажны, что уменьшает трение, когда легкие при дыхании двигаются в грудной полости. Давление в плевральной полости (между двумя листками плевры) обычно бывает ниже атмосферного. Легкие в силу своей упругости стремятся отойти от грудной стенки, в результате чего в грудной полости создается частичный вакуум. При воспалении плевры ее эпителий выделяет жидкость, скапливающуюся в полости между легким и грудной стенкой; это состояние называется плевритом. В случаях тяжелого туберкулеза иногда необходимо бывает вызвать спадение одного легкого, чтобы предоставить покой инфицированным тканям. Этого достигают, прокалывая грудную стенку и впуская в плевральную полость стерильный воздух; в результате легкое спадается благодаря своей собственной эластичности.
7 Коллективная актуализация знаний.
«Знаю – хочу узнать – узнал» - это работа с таблицей. При изучении темы
предлагаю учащимся разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1графу
таблицы ( что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации,
конкретные сведения предположения) после обсуждения полученных
результатов в классе учащиеся сами формулируют: что я хочу узнать?
Затем заполняют вторую графу.
Выступления учащихся.
Реализация.
А чтобы узнать что такое дыхание, каково строение дыхательной
системы. Вы должны самостоятельно поработать с материалом учебника
и дополнительной литературой. Затем обсудить прочитанное в группе
проанализируйте прочитанную информацию, сделайте записи в тетрадях в
виде схем.
Промежуточная диагностика:
а) Групповая работа (учащимся даются вопросы для обсуждения, озвучивание
ответов, обмен мнениями между группами).
б) Индивидуальная работа по карточкам.
в) Заполнение таблицы: «Органы дыхания и их функции»
6 Рефлексия. Проводится по модели «Презентация».
Предоставляется слово учащимся для объяснения своего отрывка с 1 по4
поочередно. Итоги работы подводит экспертная группа.
В заключении урока учащимся предлагается написать синквейн.

Дыхание
быстрое, короткое
работает, останавливается, замедляется
« Дыхание – главная основа жизни».
Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Категория: Биология | Добавил: Альфи (2011-03-28)
Просмотров: 4159 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 11:16 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru