урок обобщения знаний 8 классе по теме: «Дыхание» Кротова Е.Е.-учитель биологии ССШ№2 г.Актобе Тема урока: Цели и задачи: Закрепить и повторить, проверить знания о дыхательной системе её строении, функциях. Продолжить формировать умения работать с таблицами, тестами и схемами. Оборудование: Таблицы, тесты. I. Разминка. 1.Как называется наука, изучающая строение организма, его органов, тканей, клеток. (Анатомия) 2. Как называется наука, изучающая функции целостного организма, отдельных клеток, органов и их систем. (Физиология). 3. Как называется наука об общих закономерностях психических процессов и индивидуально-личностных свойствах конкретного человека. (Психология). 4. Перечислите неорганические вещества, входящие в состав клетки. (вода, соли). 5. Перечислите органические вещества, входящие в состав клетки. (белки, жиры, углеводы). 6. Перечислите органоиды клетки. (ядро, рибосомы, клеточный центр, митохондрии) 7. Какие системы органов вы знаете? (Пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, эндокринная, нервная). 8.Из каких органов состоит кровеносная система? (Сердце, кровеносные сосуды). 9. Из каких органов состоит дыхательная система? (Носовая полость, гортань, трахеи, бронхи, легкие). II Конкурс: «Строение органов Дыхания» Подписать органы дыхания на рисунке обозначенные цифрами. III конкурс. « Что это такое?» 1 участник команды отрывает лепесток от ромашки, на котором написан термин. Участник должен ответить, что означает этот термин. ТЕРМИНЫ: чихание, кашель, Жизненная ёмкость лёгких, плевра, плевральная полость, голосовая щель, дыхательный центр, легочные пузырьки, диффузия. IV конкурс: Конкурс капитанов. 1. Каков механизм вдоха и выдоха? Какую роль играют при этом рёбра, межрёберные мышцы, диафрагма? 2. Как и почему происходит газообмен в легких? 3. Как и почему происходит газообмен в тканях? V конкурс. Домашнее задание. 1. Из истории табакокурения. 2. О распространении курения в России и первых мерах борьбы с вредной привычкой. 3. Борьба курения в нашей стране и зарубежных странах. 1 вариант. 1Из перечня органов дыхательной системы (1-10) выберите правильные полные ответы на вопросы (I-XII) и зашифруйте их: 1. Слизистая оболочка 6. Надгортанник 2. Легочные пузырьки 7. Гортань 3. Легкие 8. Хрящевые полукольца 4. Бронхи 9. Плевра 5. Трахея 10. Носовая полость I. -Не пропускает пищу в гортань. II.- Не дают трахее сужаться. III.- Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов и согревает. IV.- Поверхностный слой воздухоносных путей. V. - Начальная часть воздухоносного пути. VI.- Выстилает наружную поверхность лёгких. VII. -Покрывает стенку грудной полости изнутри. VIII. -Внутри содержит голосовые связки. IX.- Самая длинная часть воздухоносного пути. X.- Путь вдыхаемого воздуха после гортани до лёгочных капилляров (последовательно). XI. - Место газообмена между лёгкими и кровью. XII. -Место диффузии газов. ОТВЕТ: I-6; II-8; III-10; IV-1;V-10; VI-9; VII-9; VIII-7; IX-5; X-5,4,3,2; XI-2; XII-2. 2 вариант. Из перечня сосудов, тканей, процессов (1-10) выберите правильные полные ответы на вопросы (I-XII) и зашифруйте их: 1. Гемоглобин. 6. Межклеточная жидкость 2. Кислород. 7. Легочные капилляры. 3. Углекислый газ. 8. Капилляры в тканях. 4. Диффузия. 9. Эритроциты. 5. Клетки тканей. 10. Лейкоциты. I.- Что выходит из крови в легкие? II.- Что проникает из лёгких в кровь? III. -Что поступает из тканей в кровь? IV.- Что проникает из крови в ткани? V. - Пигмент в крови. VI. - Место окисления органических веществ. VII. - Потребители кислорода. VIII. - Физическое явление – причина газообмена в лёгких. IX.- Клетки - разносчики кислорода. X. -Продукт распада органических веществ. XI. - Путь кислорода после отделения эритроцита (последовательно). XII. - Место образования углекислого газа в организме. ОТВЕТ: I-3; II-2; III-3; IV-2; V-1; VI-5; VII-5; VIII-4; IX –9; X-3; XI-8,6,5;XII-5. 3 вариант. Из перечня (1-7) выберите и зашифруйте правильные и полные ответы на вопросы (I-XVI). 1. Вдох 2. Выдох. 3. Жизненная емкость. 4. Плевральная щель. 5. Сокращение дыхательных мышц. 6. Расслабление дыхательных мышц 7. Плевра. I. - Тонкая плёнка на поверхности лёгких. II. -Обеспечивает вентиляцию легких. III. - Следствие сокращения мышц диафрагмы. IV. -Следствие расслабления мышц диафрагмы. V. -Следствие опускания рёбер. VI. -Следствие поднятия рёбер. VII. -Измеряется спирометром. VIII.- Причина увеличения грудной полости. IX. - Причина уменьшения грудной полости X. -Причина повышения давления в лёгких. XI. - Причина понижения давления в лёгких. XII. - Следствие повышения давления в лёгких. XIII. - Следствие понижения давления в лёгких. XIV.- Показатель физического развития человека XV. - Пространство между плеврами. XVI.- Уменьшается у курящих. ОТВЕТ: I –7; II-1,2; III-1; IV-2; V-2;VI-1;VII-3; VIII-5; IX-6; X-6; XI-5; XII-2; XIII-1; XIV-3; XV-4; XVI-3. VII конкурс: Чайнворд «Дыхание». д ы х а н и е Итог урока. Выставление оценок Тема урока: "Дыхание" ЗАДАЧИ: повторить, закрепить, расширить знания учащихся по данной теме; развить образную память, логическое мышление, речь учащихся; воспитывать умение работать в группах с учётом личностных интересов учащихся. ОБОРУДОВАНИЯ: карточки с названием команд, карточки с номерами 1, 2, 3 для работы с устным тестом, таблица “Органы дыхания”, макет гортани, таблицы с зашифрованными словами. презентация-игра ВЕДУЩАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: 1. Повторение. 2. Отработка и закрепление навыков. 3. Развитие умения согласованно работать в коллективе. ФОРМА УРОКА: Групповая. ПЛАН УРОКА: 1. Знакомство с правилами ведения урока. 2. Репродуктивная работа групп. 3. Подведение итогов. ХОД УРОКА Класс делится по принципу жеребьёвки на четыре команды, которые в течение урока должны отработать несколько разнообразных заданий и получить за верные ответы (действия) звёзды. За правильный, полный ответ команда получает одну звезду, за не полный - ползвезды. Если отвечающая команда дала не полный (не правильный) ответ, то дополнить (ответить)может любая из команд. В зависимости от объёма предоставленной информации на вопрос дополняющая (отвечающая) команда получает пол звезды или целую. Чем больше команды наберут звёзд, тем итоговая отметка будет выше. Участники команд, набравшие меньшее количество звёзд, имеют право самому активному ученику увеличить итоговую оценку на один балл. ЗАДАНИЕ №1. Дать определение термину, которым названа команда: АЛЬВИОЛА СПИРОМЕТР СУРФАКТАНТ НАДГОРТАННИК ЗАДАНИЕ №2. Работа у доски с таблицей (макетом) по вопросам: Особенности строения и функции носовой полости. Особенности строения и функции гортани. Особенности строения и функции трахеи. Особенности строения и функции лёгких. ЗАДАНИЕ №3. Карточками 1, 2, 3 указать верный ответ на устный тест. А) Жизненная ёмкость лёгких у женщин равна: 1. 3500мл. 2. 2700мл 3. 2000мл Б) Орган звукообразования 1. Гортань 2. Носоглотка 3. Трахея В) С наружи лёгкие покрыты плеврой: 1. Лёгочной 2. Пристеночной 3. Альвеолярной Г) Гортань в виде 1. Квадрата 2. Круга. 3. Треугольника Д) Дыхательный объём равен: 1. 500 мл. 2. 1000мл. 3. 1500 мл. Е) Прививки делают от 1. Курения 2. Гриппа 3. Туберкулёз Ж) Газ, практически не изменяющийся по количеству во вдыхаемом и вдыхаемом воздухе: 1. О2 2. СО2 3. N З) Количество воздуха, оставшееся после максимального выдоха 1. Дыхательный объём 2. Резервный объём 3. Остаточный объём И) Носовая полость снабжена 1. Ресничками 2. Сосудами 3. Связками К) Альвеолы - это: 1. Лёгочные пузырьки 2. Лёгочные мешочки 3. Лёгочные капсул ЗАДАНИЕ №4. В конвертах для каждой команды находятся карточки со словами, нужно выбрать определённые по данному вопросу 5 слов. 1. НОСОВАЯ ПОЛОСТЬ (реснички, слизь, согревание, ноздри, полость). 2. ГАЗООБМЕН В ЛЁГКИХ И ТКАНЯХ (клетка, вдох, Ж. Ё. Л. , дыхательный объём альвеолы). 3. ЛЁГКИЕ (сурфактант, 100м2, 2 доли, грудная клетка, плевральная полость). 4. ТУБЕРКУЛЁЗ (лёгкие, прививка, бактерия, кашель, воздушно-капельный путь). ЗАДАНИЕ №5. В таблицах “Зашифрованные слова” найти пять слов по данной тематике. ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ (ГРИПП, туберкулёз, ларингит, курение, бронхит) ГОРТАНЬ (ВОРОНКА, звукообразование, надгортанник, связки, щель) ТРАХЕЯ (ПРОСВЕТ, пищевод, полукольца, связки, мышцы) ДЫХАНИЕ (ВОЗДУХ, газообмен, лёгкие, диафрагма, выдох) ЗАДАНИЕ №6. 2*2. Работают по две команды. Первая пара команд по заданию № 5, вторая по блиц опросу на количество верных ответов и только одна команда за это задание получает звезду ( затем команды меняются). 1. Длина трахеи 9-11см 2. Орган звукообразования гортань 3. Первый орган дыхания носовая полость. 4. Плевра, покрывающая лёгкие лёгочная 5. Количество воздуха при дыхательном объёме 500 мл 6. Жизненная ёмкость лёгких у мужчин 3500 мл 7. Воздух, содержащийся в альвеолах альвеолярный 8. Вид дыхания, при котором мы делаем вдох и выдох внешнее 9. Количество альвеол в одном лёгком 350 млн 10. Между голосовыми связками голосовая щель 1. Имеет хрящевые полукольца трахея 2. Связывает в носовой полости пыль слизь 3. Дыхание, при котором клетки используют О2 внутреннее 4. Количество воздуха в резервном объёме 1500 мл 5У мужчин- 3500, у женщин- 2700мл ЖЁЛ 6. Контролирует вход в гортань надгортанник 7. Между полукольцами трахеи проходит пищевод 8. Функция ресничек в носовой полости очищение 9. Структурные единицы лёгких альвеолы 10. Оболочка, отделяющая грудную полость от брюшной диафрагма ЗАДАНИЯ № Разгадать ребус ГОРТАНЬ ГАЗООБМЕН СУРФАКТАНТ НОСОГЛОТКА ГАЗЕЛЬ, , , 2 О , , РЫБА, , СМЕНКА, , ГОРА , ТАХТА , , , , , ЛАНЬ СУРОК , , , УФА , ОКА , ТАНК , Т НОСОК , ГЛОБУС , , , , УТКА ЗАДАНИЕ №8 Презентация- игра. Устно ответить на вопросы: 1. Человек может прожить без пищи 30 и более суток, а без О2- не более 10-20 мин. Почему? 2. Лёгкие не имеют мышц, однако при дыхании они расширяются и сжимаются. За счёт чего это происходит? 3. Почему велико значение выдоха в жизни людей? 4. Почему в Арктике и Антарктике, несмотря на холод, люди мало болеют простудными заболеваниями?
|