Кузьменко М.А. учитель биологии и географии ССШ№2 г.Актобе Урок географии 6 класс Тема: «Породы, слагающие земную кору». Цели:Образовательная: дать знание учащимся о горных породах. развивающая: формировать умение различать по внешним признакам осадочные, магматические и метаморфические горные породы. воспитательная: воспитывать интерес учащихся к предмету, уважение друг к другу. Тип урока: изучение новой темы. Методы: словесный, наглядный, практический. Оборудование: физическая карта полушарий, коллекция горных пород, таблица-схема замечания горных пород. Лит-ра: учебник 6 кл, доп. материал. Ход урока 1.Приветствие. 2. Изучение нового материала. Вначале учитель в ходе беседы задает учащимся следующие вопросы: 1.Как устроена Земля? 2. Для чего изучают земные глубины? 3. Какие горные породы вы знаете? 4. С какими горными породами вы знакомились на экскурсии? Вывод беседы, сделанный учителем, подводит ребят к заключению, что минералы и горные породы, слагающие земную кору, очень разнообразны. Далее учитель рассказывает учащимся сказку. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Закир. Был у него сын- удалой добрый молодец Иван – царевич. Тяжело царю Закиру править стало, состарился он. Решил царь Закир испытать сына . Отправляет он его в дальнюю дорогу, а сам дает наказ: « Отправляйся, Иван- царевич. Мир повидать да себя показать. Отыщи ты мне ключ Земли, а потом будешь ты царем». Отправился Иван закиров сын в путь-дорогу. Долго ли шел, коротко ли , дошел до чужого царства государства. Видит: перед ним белый дворец с золотой крышей, а над ним надпись- « Литосфера». Прочитал Иван надпись и призадумался. - Ребята, давайте подскажем Ивану что же такое «литосфера». Стоит Иван у ворот, а мимо старец проходит и спрашивает: « Что мил человек, голову повесил?» « Да вот, ключ Земли мне нужно сыскать. Есть ли в вашей стране таковой?» - отвечает царевич. « Есть-то есть, но найти его непросто. Хранится он глубоко под землей и стережет его прекрасная царевна». « А как же мне туда попасть?» - спрашивает Иван. « Нужно вырыть глубокий колодец»,- отвечает ему старик. Взял Иван Закиров сын в руки лопату и начал рыть колодец. Сначала царевичу землю легко было рыть, породы попадались легкие, рыхлые: песок, глина, мел, соль каменная. - Ребята найдите в коллекции эти горные породы и опишите по плану в виде таблицы. Название цвет твердость Пачкает ли руки? Где применяется? Эти горные породы образуются при разрушении более твердых пород, при скоплении остатков растений и животных, при химических реакциях, а называют эту группу осадочные горные породы. Глубже роет Иван, тверже становится горные порды. Попадаются ему железняки- бурый, магнитный, руды полезных ископаемых металлов. --Ребята, найдите в коллекции горных пород эти минералы и руды и опишите их. Все эти породы образовались из застывшей лавы, поэтому и называются они магматические. Совсем глубоко опустился Иван- царевич под землю. Тяжело рыть ему: твердые, крепкие горные породы встречает он на своем пути. Эти горные породы образовались на глубине под воздействием высокой температуры и большого давления, поэтому они сильно изменены. Из одних пород образуются другие: Песок—песчаник—кварцит-- кварц; Известняк—мрамор; гранит--- гнейс; Графит—алмаз. Их называют метаморфическими. Наидите их в коллекции и опишите. Увлекся работой Иван- царевич. Ударил раз, ударил другой, и отвалилась огромная глыба. Очутился Иван в большой пещере. Стены ее блестят, переливаются драгоценными камнями. А в центре зала на троне сидит прекрасная царевна. Поклонился ей Иван и говорит: « Люди молвят, что скрываешь ты ключ Земли, а он мне очень нужен, обещал я батюшке добыть его!» «Ну что ж, отгадаешь три моих загадки, отдам тебе заветный ключ!»- ответила царевна. «Загадывай,- сказал Иван- царевич,- попробую отгадать!» Ребята отгадывают загадки. 1.Черен, как ворон, а греет, как солнце. ( Уголь). 2.Белый, как сахар, но не сладкий. (Мел). Пока руки им не испачкаешь, Ума-разуму не наберешся. 3. Что сперва в воде родится, А потом воды боится? (соль). « Молодец, Иван- царевич, правильно отгадал мои загадки, вот тебе ключ Земли и помни: только знания как ключ, открывают любые замки и двери»,- сказала ему царевна. Поклонился Иван и отправился домой, а чтобы он не заблудился, давайте поможем ему вспомнить путь обратно. 3. Закрепление. Работа с текстом учебника. --Найдите определение в тексте: что называют магматическими горными породами. --Прочитайте, как они образуются. -- Найдите определение осадочные горные породы. -- Где можно встретить осадочные горные породы? -- Где и как образуются химические горные породы? -- Рассмотрите рисунок 33 на стр. 50 « Образование органических пород». 4. Домашнее задание: №17 заполнить таблицу. Горные породы Магматические Осадочные глубинные излившиеся Неорганические Органические обломочные химические 5. Дополнительный материал: Имена уральских минералов Немало найденных на Урале минералов названо именами людей и географических пунктов. Специализированная средняя школа №2 Открытый урок « Породы, слагающие земную кору». Провела: Кузьменко М.А. Г. Актобе
|