Биология 7 класс.
Класс хрящевые и костные рыбы.
Губарева Ольга Викторовна, учитель биологии,
Казахстан, ГУ «Гимназия №6 города Семей»
Цель: Обобщить знания по теме «Хрящевые и костные рыбы».
Задачи:
Ученики будут знать хрящевых и костных рыб их особенности.
Ученики будут развивать умение самостоятельно оценивать свои знания при работе с тек-стами и схемами, сравнивать и делать выводы.
Ученики разовьют интерес к предмету, сформируют знания о рыбах, обитающих в Семей-ском регионе.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Методы: самостоятельная работа с текстами, работа в группах.
Оборудование: таблица « Рыбы»,муляж рыбы, карточки по определению внутреннего строения рыбы, карточки- схемы, оценочные карточки.
План урока
1.Организационная часть. Постановка цели урока
2.Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
3.Повторение,обобщение и систематизация понятий.
4 Подведение итогов. Оценивание.
5.Домашнее задание.
6.Рефлексия.
Ход урока
1.Организационная часть. Постановка цели урока.
Сегодня мы с вами совершим путешествие по рекам ,озерам, морям и океанам.
Выясним, что же такое рыбье царство. Наше путешествие состоит из нескольких этапов. Каждый этап оценивается большой рыбкой, если ответ правильный; мальком, если ответ не полный. Та команда, которая по окончания соревнования наберет 5 и более рыбок - получат оценку «5», 4 рыбки - оценку «4»,3 рыбки - оценку «3».
Правила, которые следует соблюдать:
1)Обсуждение в полголоса.
2)На каждое задание ответ дает не один и тот же ученик, а все по очереди.
3) Отвечающему , нельзя подсказывать и перебивать, все вопросы обсуждаются в группе.
2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
2.1 Работа в группе (А)
Изобразите схематически и объясните функции данной системы речного окуня.
1)группа – пищеварительная система.
2)группа - кровеносная система.
3)группа – половая система.
4) группа – нервная система.
2.2 Работа в группе (Б).
О каком отряде и классе рыб идет речь? Назовите виды данного отряда.
1) Группа . Чешуя в виде ромбовидных чешуек (жучек) расположенных в 5 рядов: 1 на спи-не,2 по бокам и 2 на брюшке. Передняя часть головы – рострум.
Ответ: класс костные рыбы, отряд осетровые, виды- осетр, белуга, стерлядь, севрюга и т.д.
2) Группа. Чешуя толстая с выростом на поверхности – зубцом. Тело торпедообразное. Не-которые представители нападают на животных. Большинство из них живородящие. Их из-вестно около 250 видов.
Ответ: класс хрящевые рыбы, отряд акулы. Виды – гигантская, китовая, тигровая и т д
3) Группа. Большинство этих рыб морские, есть усик на подбородке, Питаются донными бес-позвоночными и мелкими рыбами. Ценная печень. Имеют единственного пресноводного представителя.
Ответ: костные рыбы, отряд тресковые, виды- треска, салака, навага ,пикша, пресноводный- налим.
4) Это морские рыбы. Донные, тело сплющено.Хвостовой плавник в виде жгута. У некоторых есть ядовитая колючка. Живородящие. Известно около 350 видов
Ответ: класс хрящевые рыбы, отряд скаты, виды : скат- хвостокол, скат - манта, Электриче-ский скат.
2.3Работа в группе (В).
Переставьте буквы так, чтобы получилось название рыб, которые можно употреблять в пищу (карточка каждой группе).
1 группа 1) Г А Л Е Б У (белуга)
2) К А С А Л А (салака).
2 группа 1) Т О Р Е С ( осетр).
2) С А Р Ь К А ( карась).
3 группа 1) З Н А А С (сазан)
2) М Л И Н А ( налим).
4группа 1) С Е К Р А Т ( треска )
2) Д У К С А ( судак).
3. Повторение, обобщение и систематизация понятий.
3.1. Игра « Рыбалка».Ловись рыбка мала да велика. От каждой группы выходят по 1 ученику, ловят рыбку ,читают задание на рыбке и индивидуально отвечают.
1 Какие сосуды называют венами?
2.Какой отдел мозга отвечает за равновесие и координацию движений рыб?
3.Как называется цедильный аппарат жабр у рыб? 4.В цикле развития окуня, у кого нахо-дится желточный мешочек?
5.Чем обеспечивается плавучесть рыбы?
6.Какая кровь в сердце рыбы?
7.Какой орган рыб воспринимает силу и ток воды?
8.У каких рыб не бывает плавательного пузыря?
9.Из каких отделов состоит тело рыб?
10.Назовите непарные плавники?
11.Чем у рыб представлены органы вкуса?
12.Где Происходит газообмен?
13Где у рыб расположен орган слуха и как он называется?
14Какие рыбы называются проходными?
15.Назовите рыб отряда кистеперых?
16.Все ли рыбы откладывают икру?
17 К какому классу относятся химеры?
18.Назовите разновидности двоякодышащих рыб?
3.2Работа в группах.
Использование регионального и экологического компонента.
В реках и озерах восточного Казахстана водятся следующие виды рыб:щука,окунь,линь,пескарь,чебак,сорожка,лещ,налим,сазан,стерлядь,сом,судак,пелядь,толстолобик,карась,форель,карп.
1) Распределите виды рыб по отрядам, закончите схему:
Отряды
2) Какие существуют правила рыболовства на реке Иртыш?
3) Какие рыбы относятся к проходным, а какие к непроходным? Заполните таблицу.
Виды Проходные Непроходные
4.Подведение итогов. Оценивание.
5.Домашнее задание. § 47,48.
6.Рефлексия.
Новым для меня было…………….
Хотелось бы улучшить……………
Удалось лучше всего………………
|