Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Биология 7 класс. Класс хрящевые и костные рыбы. Губарева Ольга Викторовна, учитель биологии, Казахстан, ГУ «Гимназия №6 города Семей» Цель: Обобщить знания по теме «Хрящевые и костные рыбы». Задачи: Ученики будут знать хрящевых и костных рыб их особенности. Ученики будут развивать умение самостоятельно оценивать свои знания при работе с тек-стами и схемами, сравнивать и делать выводы. Ученики разовьют интерес к предмету, сформируют знания о рыбах, обитающих в Семей-ском регионе. Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Методы: самостоятельная работа с текстами, работа в группах. Оборудование: таблица « Рыбы»,муляж рыбы, карточки по определению внутреннего строения рыбы, карточки- схемы, оценочные карточки. План урока 1.Организационная часть. Постановка цели урока 2.Воспроизведение и коррекция опорных знаний. 3.Повторение,обобщение и систематизация понятий. 4 Подведение итогов. Оценивание. 5.Домашнее задание. 6.Рефлексия. Ход урока 1.Организационная часть. Постановка цели урока. Сегодня мы с вами совершим путешествие по рекам ,озерам, морям и океанам. Выясним, что же такое рыбье царство. Наше путешествие состоит из нескольких этапов. Каждый этап оценивается большой рыбкой, если ответ правильный; мальком, если ответ не полный. Та команда, которая по окончания соревнования наберет 5 и более рыбок - получат оценку «5», 4 рыбки - оценку «4»,3 рыбки - оценку «3». Правила, которые следует соблюдать: 1)Обсуждение в полголоса. 2)На каждое задание ответ дает не один и тот же ученик, а все по очереди. 3) Отвечающему , нельзя подсказывать и перебивать, все вопросы обсуждаются в группе. 2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний. 2.1 Работа в группе (А) Изобразите схематически и объясните функции данной системы речного окуня. 1)группа – пищеварительная система. 2)группа - кровеносная система. 3)группа – половая система. 4) группа – нервная система. 2.2 Работа в группе (Б). О каком отряде и классе рыб идет речь? Назовите виды данного отряда. 1) Группа . Чешуя в виде ромбовидных чешуек (жучек) расположенных в 5 рядов: 1 на спи-не,2 по бокам и 2 на брюшке. Передняя часть головы – рострум. Ответ: класс костные рыбы, отряд осетровые, виды- осетр, белуга, стерлядь, севрюга и т.д. 2) Группа. Чешуя толстая с выростом на поверхности – зубцом. Тело торпедообразное. Не-которые представители нападают на животных. Большинство из них живородящие. Их из-вестно около 250 видов. Ответ: класс хрящевые рыбы, отряд акулы. Виды – гигантская, китовая, тигровая и т д 3) Группа. Большинство этих рыб морские, есть усик на подбородке, Питаются донными бес-позвоночными и мелкими рыбами. Ценная печень. Имеют единственного пресноводного представителя. Ответ: костные рыбы, отряд тресковые, виды- треска, салака, навага ,пикша, пресноводный- налим. 4) Это морские рыбы. Донные, тело сплющено.Хвостовой плавник в виде жгута. У некоторых есть ядовитая колючка. Живородящие. Известно около 350 видов Ответ: класс хрящевые рыбы, отряд скаты, виды : скат- хвостокол, скат - манта, Электриче-ский скат. 2.3Работа в группе (В). Переставьте буквы так, чтобы получилось название рыб, которые можно употреблять в пищу (карточка каждой группе). 1 группа 1) Г А Л Е Б У (белуга) 2) К А С А Л А (салака). 2 группа 1) Т О Р Е С ( осетр). 2) С А Р Ь К А ( карась). 3 группа 1) З Н А А С (сазан) 2) М Л И Н А ( налим). 4группа 1) С Е К Р А Т ( треска ) 2) Д У К С А ( судак). 3. Повторение, обобщение и систематизация понятий. 3.1. Игра « Рыбалка».Ловись рыбка мала да велика. От каждой группы выходят по 1 ученику, ловят рыбку ,читают задание на рыбке и индивидуально отвечают. 1 Какие сосуды называют венами? 2.Какой отдел мозга отвечает за равновесие и координацию движений рыб? 3.Как называется цедильный аппарат жабр у рыб? 4.В цикле развития окуня, у кого нахо-дится желточный мешочек? 5.Чем обеспечивается плавучесть рыбы? 6.Какая кровь в сердце рыбы? 7.Какой орган рыб воспринимает силу и ток воды? 8.У каких рыб не бывает плавательного пузыря? 9.Из каких отделов состоит тело рыб? 10.Назовите непарные плавники? 11.Чем у рыб представлены органы вкуса? 12.Где Происходит газообмен? 13Где у рыб расположен орган слуха и как он называется? 14Какие рыбы называются проходными? 15.Назовите рыб отряда кистеперых? 16.Все ли рыбы откладывают икру? 17 К какому классу относятся химеры? 18.Назовите разновидности двоякодышащих рыб? 3.2Работа в группах. Использование регионального и экологического компонента. В реках и озерах восточного Казахстана водятся следующие виды рыб:щука,окунь,линь,пескарь,чебак,сорожка,лещ,налим,сазан,стерлядь,сом,судак,пелядь,толстолобик,карась,форель,карп. 1) Распределите виды рыб по отрядам, закончите схему: Отряды 2) Какие существуют правила рыболовства на реке Иртыш? 3) Какие рыбы относятся к проходным, а какие к непроходным? Заполните таблицу. Виды Проходные Непроходные 4.Подведение итогов. Оценивание. 5.Домашнее задание. § 47,48. 6.Рефлексия. Новым для меня было……………. Хотелось бы улучшить…………… Удалось лучше всего……………… | |
Просмотров: 6368 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|