Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

"Формирование экологического воспитания через образовательное пространство" Т.Цафт
1.

«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО».
Т. В. Цафт.
«Вступив в новое тысячелетие, Человечество, достигнув прогресса в своём развитии, оказалось перед лицом глобальных экологических проблем. Требуются новые подходы к деятельности, не приносящие ущерба окружающей среде, и осмысление каждым гражданином государства и каждым жителем Планеты своей роли по отношению к окружающей среде во имя сохранения жизни на Земле.
Как и другие страны мира после конференции РИО-92, Республика Казахстан предпринимает активные действия по развитию собственной системы экологического образования, объединяющей как народные традиции охраны природы, так и современные методики и подходы развивающего обучения». Охрана природы в Казахстане поставлена на государственный уровень. Приняты государственные законы и важные документы по охране природы. Основные Законы принятые в 2006 г. «Экологический кодекс» и Закон «О сохранении экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы».
Следовательно, решение поставленных задач необходимо начать с экологического образования, как это практикуется во многих частях света, часто концентрируемая на двух элементах:
1) изучение окружающей среды – получение знаний о Природе и признание её ценности в нашей жизни;
2) персональные действия для улучшения местной окружающей среды – очень часто практическая работа,

2.
такая как очистка берегов реки или посадка деревьев. Но особенности текущего экологического кризиса требуют от нас гораздо большего.
Для решения поставленной задачи в образовательных учреждениях особое место занимает активная форма обучения, что даёт возможность мотивировать познавательный и развивающий интерес участия школьников в различных проблемных экологических проектах.
После принятого и утверждённого плана мероприятий по проведению экологических проектов по Карагандинской области: «Экологические проблемы местного и регионального значения, факторы, разрушающие окружающую среду, меры противодействия».
Учитывая, сложившиеся проблемы экологического характера нашего региона перед творческой группой поставлены определённые цели и задачи:
1) характеристика экосистем местного и регионального значения, меры противодействия и выявление факторов, разрушающих окружающую среду, эффективное использование природных ресурсов в связи с современными требованиями жизни, наблюдение за глобальными проблемами региона, координация взаимоотношения: человек-общество-природа;
2) с помощью научного консультанта провести агрохимические исследования: почвенного состава, воздушной и водной среды, погодных климатических условий;
3) провести мониторинг /с диаграммами/ по аналитическим химическим данным результатов анализов состояния экосистем региона; сбор данных по рыбопитомнику, с подробным анализом причин загрязнения водной среды – различных видов хозяйственной деятельности человека;

3.
4) выявление факторов, воздействующих на исчезновение некоторых видов флоры и фауны;
5) с учётом географического положения провести тщательный анализ природоохранных мероприятий за последние 30 лет;
В 70-х годах построен рыбопитомник, который относился когда-то к Министерству рыбного хозяйства Республики Казахстан. В то время построена автодорога, соединяющая ст.Кокпекты /«Солоничка»/ с Сортировкой, ныне эта трасса, практически, разрушена. Поэтому проблему с перевозкой пассажиров решает только железнодорожный транспорт по определенному расписанию.
Примерно, в 2 –х км от станции, в Северной и Северо-Западной зоне Карагандинской области протекают реки Нура и Кокпекты, которые очень сильно, в течении 30 лет изменили своё русло, оставив много истоков в виде заболоченных, изменённых берегов, в некоторых местах и стариц. Старица /старицы-долинно-русловые озёра, расположенные непосредственно в речных проймах, в отделившихся от реки участках её прежнего русла, которая расположена на Северо-Западе, примерно, в 1,5 км. Уникальность этого в том, что дно старицы практически очень холодное, даже в летнюю жару, связано это с многочисленными минеральными источниками. Берег старицы очень крутой, покрытый различной растительностью. Здесь можно увидеть большое количество водоплавающих птиц. Вдоль берегов нередко встречаются: зайцы, корсаки, суслики, ежи, ондатры, которые в зимнее время замечены в посёлке. Это излюбленная зона отдыха сельчан.
Ближе к Северу, вдоль течения глубоководной реки Нуры протянулись частные владения бывших оздоровительных лагерей «Солнечный» и «НурКосмос»

4.
с интересной историей. Многие годы лагерь «Солнечный», в каникулярное время встречал детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где проводились различные фестивали детского творчества, в которых принимали участие дети со всех городов Казахстана. Оздоровительный объект построен по проекту известного на весь Советский Союз пионерского лагеря «Артек» на Чёрном море.
Недалеко от школы № 134 ст. Кокпекты, примерно в 200 метрах, прекрасный нерукотворный пруд – частная территория оздоровительной зоны «НурКосмос». Живописный пруд, где встречаются все виды перелётных пернатых, в том числе лебеди, как выяснилось,нашему рыбопитомнику не относится. В это непростое время рыбопитомнику просто
необходим такой пруд. Данный пруд бы регулярно зарыблялся, что давало возможность вести работу по улучшению очистки воды, да и город был бы обеспечен недорогой рыбой, регион– йододефицитный!
Возможно, с учётом вышесказанного, руководители рыбного хозяйства не будут нарушать Закон «Экологический кодекс», принятый в 2006 году: проблема в том, что в апреле месяце сотрудники Карагандинского рыбопитомника перестанут перекрывать русло реки Кокпекты, когда речная рыба идёт на нерест, отправляя воду на свои пруды, где находится малёк-сиголеток. Пруды рыбопитомника в достаточной мере не очищаются, мальки не имеют достаточной силы для транспортировки в другие питомники, т.е. взаимообмена между рыбными хозяйствами – нет, следовательно, нет средств для дальнейшего содержания хозяйства. Может быть, через каких-то - 10-15 лет речная рыба в реках Кокпекты и Нуры вообще исчезнет, как это случилось на реке Солоничке, недалеко от
5.
Сортировки: не будет окуня, карпа, плотвы! Что останется потомкам?
Рыбопитомник имеет значительную территорию, включающую пруды по периметру, примерно, 5-6 км.. Офис расположен в конце ст. Кокпекты, где проводится лабораторное изучение поголовья маточных рыб и зарыбление. Анализируя состояние воды в прудах можно сделать вывод о том, что качество не соответствует, ввиду, того, что в некоторых прудах по составу имеет питьевой характер, а это сильно влияет на количество рыбы и различные формы аномалии, ведь ухудшается состояние водоёма в целом, где имеются диатомовые водоросли – очистители сферы водоёма.
Проведённая исследовательская деятельность показала чёткую картину о нарушении почвенного слоя при выветривании, поднятия грунтовых вод, что ведёт к перенасыщенному содержанию нитратов, вредных для почвы солей и щелочных металлов в огромном количестве. Пример: не так давно во всех средствах массовой информации прошёл материал об удивительных баранах, родившихся с тремя и четырьмя рогами. Хозяином удивительных животных стал житель ст. Кокпекты - Самат Насыров. Если подробно исследовать почвенный состав, степную растительность, то по анализу изменённого за десятилетия верхнего слоя грунта можно найти причину генетической мутации животных.
Изменение климатических условий региона пагубно сказываются на экологической обстановке ст. Кокпекты. Учитывая погодные условия зимнего периода, возникают сложности в работе всей системы водоснабжения посёлка, это тоже создаёт проблемы в доставке питьевой воды местному населению. Поэтому коллектив учителей и учащихся «Основной школы №134г.Караганды» активно принимает участие в экологических проектах.
6.
Экологические проекты нацеливают на определённые выводы:
1) из определённых водорослей 12 видов /46%/ являются широко распространённые, характеризуются различными предпочтениями к разным
условиям окружающей среды, предпочитают водоёмы с различными экологическими характеристиками (эвтрофные, кальцефильные);
2) среди рек города диатомовая флора распределилась в следующем порядке: в реке Букпа – 20 видов (76 %), в реке Солоничка, Нура, Кокпекты – 19 видов (73 %), в реке Ашилайрык – 17 видов (65 %);
3) если определить состав засоленности воды, то можно зарыблять водоёмы области ценными породами рыб, с учётом проведения очистных мероприятий по абсорбации, фильтрации речной воды и искусственных прудов;
4) при условии выделения государственных инвестиций, направленных на улучшение экологической ситуации региона – решить вопрос о строительстве на берегах старицы, в 1.5 км от станции Кокпекты, естественных и искусственных водоёмов санитарно- курортной зоны, решая при этом оздоровительные мероприятия городского населения в свете 14 Послания Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева;
Собранный материал по исследованию экосистемы станции Кокпекты города Караганды явился значимым. Главным достижением школьных экологических проектов является полная и обширная программа, которая предлагает рекомендации от новых способов по образованию до новых способов по сбережению природных ресурсов и новых способов по участию в изучении устойчивой экологической ситуации.
Категория: Биология | Добавил: tatyana_tsaft (2011-06-30)
Просмотров: 1012 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 9:22 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru