Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Школьникам об экологии: увлекательно о важном (из опыта работы учителя биологии) В современной общеобразовательной школе важными считаются все направления учебно-воспитательного процесса, но для учителя биологии приоритетным является экологическое воспитание подрастающего поколения. Народная мудрость гласит: «В здоровом теле – здоровый дух». Следовательно, говоря об экологии как науке, мы подразумеваем сохранение не только окружающих нас флоры и фауны, но и нравственного облика человека. Малыш приходит в мир и с восторгом любуется красотой бабочки, полётом голубей, многообразием окружающих его цветов, радостно плещется в речной воде. Как сохранить в маленьком человечке эту готовность любить окружающий его мир на долгие-долгие годы?! Все выезды на природу мы проводим совместно с родителями, следовательно, они являются непосредственными участниками нашей работы. Невозможно в школе привить какие-то положительные навыки, если в семье этому не уделяется внимание или совершается нечто противоположное. В каждом уголке Казахстана есть очень красивые места, которые доставляют человеку огромное эстетическое наслаждение и играют важную здоровьесберегающую роль. Но в то же время они требуют особого внимания как уникальные уголки природы. В нашем городе это реликтовый ленточный сосновый бор (в мире есть только один аналог). Отдыхая на лесной опушке, выезжая на лыжную базу, любуясь бескрайними просторами с высокого берега Иртыша, стоит обратить внимание на эту красоту, на то, что веками она радует глаз человека. Теперь от нас зависит, какую землю мы оставим в наследство потомкам. Прививая культуру отдыха, мы в то же время учим беречь природу. Как расположиться лагерем, собрать хворост, разжечь и потушить костёр, срезать цветок (а может, не трогать?), правильно собирать грибы, как не повредить муравейник и не сделать из ежика домашнюю игрушку??? Такие уроки на свежем воздухе – это приобретение академических знаний на основе жизненного опыта. Использование регионального компонента делает совместную работу более близкой, понятной, нужной и важной. Почувствовать себя юными исследователями, пытающимися на научной основе подходить к природе, дети могут в городском биологическом центре, который находится в уникальном месте, на острове Полковничий. Как в сказке, раскинулся он посреди Иртыша. Здесь существует небольшой зоопарк – любимое место семейного отдыха. Сюда папы и мамы приезжают даже с годовалыми малышами. Прекрасные уроки любви и доброты. А школьники помогают ухаживать за некоторыми питомцами, многообразными растениями, занимаются по различным направлениям в кружках «Юных натуралистов». Затем более высокие ступеньки – работа над научными проектами в центре по работе с одарёнными детьми «Дарын». Здесь же, в центре острова, находится монумент, посвящённый жертвам семипалатинского ядерного полигона. Взрослея, с каждым годом дети узнают всё больше и больше о событиях прошлого, но уже с первого разговора они понимают, что на нашей земле произошла одна из трагедий века. И виновник её – человек! «Не навреди!» - это главный принцип, с которым должен входить человек в мир природы, той, которая очень близко - у него за окном. А за окном синички клюют приготовленное детьми лакомство – кусочки сала. Нахохлившиеся от холода птицы прилетают к кормушкам, которые мы каждый год развешиваем в школьном дворе. Посаженный выпускниками сад (это традиция: каждый класс, прощаясь со школой, высаживает фруктовые деревья) радует летней прохладой. Многообразием цветов удивляют пышные клумбы – это тоже творение детских рук. Они учатся не на словах, а в конкретных делах проявлять свою заботу об окружающем мире. Одного желания недостаточно, нужны конкретные знания, и приобретают их учащихся на уроках биологии, химии, физики, географии и многих других. Важно учитывать возрастные особенности детей, и введение игровых моментов делает уроки увлекательными, разнообразными, заставляет логически мыслить, искать аргументы для доказательства своих суждений. Например, сочинение экологических сказок. Поспорили однажды Весна, Лето, Осень и Зима, кто из них важнее. «Я, - сказала Весна,- начало жизни, всё в природе пробуждается и начинает свой жизненный путь». « Я, - продолжило Лето,- даю возможность природе проявить свою щедрость». Осень готова поспорить, что дарит не менее богатый урожай и готовит всё к отдыху. Зима – это не только снег, санки, зимний спорт, но и…нужно продолжить сказку, собрав все аргументы, доказывающие значимость каждого времени года. Каждая группа работает над определённой темой, и после презентации становится ясно, что у природы нет плохой погоды, нет не важного времени года: без зимнего отдыха, весеннего половодья не было бы летнего и осеннего изобилия. «Времена года» Чайковского и слайд-фильм «Времена года на полотнах русских художников» могут стать прекрасным завершением разговора (здесь могут помочь коллеги, подготовив интегрированные уроки). У ребят появляется желание подготовить свою презентацию и показать уголки родного края в разное время года (прекрасная тема для классного часа). Объединив усилия, учителя-предметники и классные руководители могут сделать эту работу интересной, разнообразной и эффективной. Выявив в каждом классе группу юных экологов (ребят, интересующихся этой наукой), провожу с ними разнообразные мероприятиям, а затем они проводят такую же работу в своём классе или у малышей. Таким образом, они не только приобретают новые знания, но идёт процесс их реализации. Например, готовясь к первому выходу на природу «Собираем рюкзачок» (такова тема беседы). Каждой группе даётся лист бумаги, на котором нарисован рюкзачок. Необходимо написать названия 5 важнейших для похода предметов, защитить свой выбор. Затем сокращаем его до 3 предметов, до 1-2. Еда, вода, игры, покрывала, лекарства – вот неполный перечень. Еда и игры у детей на первом плане. В ходе беседы понимаем, что игры могут быть подвижные («Третий – лишний»), поесть можно и дома, а вот вода нам нужна, желательно взять йод и бинт (хотя бы учителю). «Аптека под ногами». Мы отправляемся в путь и смотрим под ноги с одной целью: не споткнуться. А понимаем ли, что у нас под ногами – целая аптека. Раздаю открытки «Лекарственные растения» с изображением и описанием знакомых трав и цветов. Среди них подорожник, одуванчик, ромашка, лопух, чистотел…. Внимательно изучив их, каждой группе необходимо составить памятку-описание, рассказав о травах и цветах, которые мы не должны без надобности рвать, топтать, ломать. Надеюсь, что в очередной раз мои ученики более внимательно будут смотреть под ноги, чтобы не вытоптать наших зелёных друзей. Объединив усилия с учителями литературы, мы читаем произведения, которые позволяют не только поговорить о важнейших экологических проблемах, но и о нравственном облике человека. «День, когда рухнул мир» Р. Сейсенбаева и «Рассказ камня» Г. Мусрепова повествуют о ядерных испытаниях на семипалатинском ядерном полигоне и в Японии. До глубины души волнуют рассказы В. Астафьева «Хвостик», «Зачем я убил коростеля?», «Капалуха», цикл рассказов А.Солженицына под названием «Крохотки». Трудно исправить то, что сделано. Хочется, чтобы на совести тех, кто сегодня сидит за школьной партой , не было высохших морей, обмелевших озёр и рек, сгоревших лесов… А это во многом зависит от нас, взрослых! | |
Просмотров: 2251 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|