Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Школьникам об экологии: увлекательно о важном (из опыта работы учителя биологии)
Школьникам об экологии: увлекательно о важном
(из опыта работы учителя биологии)

В современной общеобразовательной школе важными считаются все направления учебно-воспитательного процесса, но для учителя биологии приоритетным является экологическое воспитание подрастающего поколения. Народная мудрость гласит: «В здоровом теле – здоровый дух». Следовательно, говоря об экологии как науке, мы подразумеваем сохранение не только окружающих нас флоры и фауны, но и нравственного облика человека. Малыш приходит в мир и с восторгом любуется красотой бабочки, полётом голубей, многообразием окружающих его цветов, радостно плещется в речной воде. Как сохранить в маленьком человечке эту готовность любить окружающий его мир на долгие-долгие годы?!
Все выезды на природу мы проводим совместно с родителями, следовательно, они являются непосредственными участниками нашей работы. Невозможно в школе привить какие-то положительные навыки, если в семье этому не уделяется внимание или совершается нечто противоположное. В каждом уголке Казахстана есть очень красивые места, которые доставляют человеку огромное эстетическое наслаждение и играют важную здоровьесберегающую роль. Но в то же время они требуют особого внимания как уникальные уголки природы. В нашем городе это реликтовый ленточный сосновый бор (в мире есть только один аналог). Отдыхая на лесной опушке, выезжая на лыжную базу, любуясь бескрайними просторами с высокого берега Иртыша, стоит обратить внимание на эту красоту, на то, что веками она радует глаз человека. Теперь от нас зависит, какую землю мы оставим в наследство потомкам. Прививая культуру отдыха, мы в то же время учим беречь природу. Как расположиться лагерем, собрать хворост, разжечь и потушить костёр, срезать цветок (а может, не трогать?), правильно собирать грибы, как не повредить муравейник и не сделать из ежика домашнюю игрушку??? Такие уроки на свежем воздухе – это приобретение академических знаний на основе жизненного опыта.

Использование регионального компонента делает совместную работу более близкой, понятной, нужной и важной. Почувствовать себя юными исследователями, пытающимися на научной основе подходить к природе, дети могут в городском биологическом центре, который находится в уникальном месте, на острове Полковничий. Как в сказке, раскинулся он посреди Иртыша. Здесь существует небольшой зоопарк – любимое место семейного отдыха. Сюда папы и мамы приезжают даже с годовалыми малышами. Прекрасные уроки любви и доброты. А школьники помогают ухаживать за некоторыми питомцами, многообразными растениями, занимаются по различным направлениям в кружках «Юных натуралистов». Затем более высокие ступеньки – работа над научными проектами в центре по работе с одарёнными детьми «Дарын».
Здесь же, в центре острова, находится монумент, посвящённый жертвам семипалатинского ядерного полигона. Взрослея, с каждым годом дети узнают всё больше и больше о событиях прошлого, но уже с первого разговора они понимают, что на нашей земле произошла одна из трагедий века. И виновник её – человек! «Не навреди!» - это главный принцип, с которым должен входить человек в мир природы, той, которая очень близко - у него за окном.
А за окном синички клюют приготовленное детьми лакомство – кусочки сала. Нахохлившиеся от холода птицы прилетают к кормушкам, которые мы каждый год развешиваем в школьном дворе. Посаженный выпускниками сад (это традиция: каждый класс, прощаясь со школой, высаживает фруктовые деревья) радует летней прохладой. Многообразием цветов удивляют пышные клумбы – это тоже творение детских рук. Они учатся не на словах, а в конкретных делах проявлять свою заботу об окружающем мире.
Одного желания недостаточно, нужны конкретные знания, и приобретают их учащихся на уроках биологии, химии, физики, географии и многих других. Важно учитывать возрастные особенности детей, и введение игровых моментов делает уроки увлекательными, разнообразными, заставляет логически мыслить, искать аргументы для доказательства своих суждений. Например, сочинение экологических сказок.
Поспорили однажды Весна, Лето, Осень и Зима, кто из них важнее. «Я, - сказала Весна,- начало жизни, всё в природе пробуждается и начинает свой жизненный путь». « Я, - продолжило Лето,- даю возможность природе проявить свою щедрость». Осень готова поспорить, что дарит не менее богатый урожай и готовит всё к отдыху. Зима – это не только снег, санки, зимний спорт, но и…нужно продолжить сказку, собрав все аргументы, доказывающие значимость каждого времени года. Каждая группа работает над определённой темой, и после презентации становится ясно, что у природы нет плохой погоды, нет не важного времени года: без зимнего отдыха, весеннего половодья не было бы летнего и осеннего изобилия.
«Времена года» Чайковского и слайд-фильм «Времена года на полотнах русских художников» могут стать прекрасным завершением разговора (здесь могут помочь коллеги, подготовив интегрированные уроки). У ребят появляется желание подготовить свою презентацию и показать уголки родного края в разное время года (прекрасная тема для классного часа).
Объединив усилия, учителя-предметники и классные руководители могут сделать эту работу интересной, разнообразной и эффективной. Выявив в каждом классе группу юных экологов (ребят, интересующихся этой наукой), провожу с ними разнообразные мероприятиям, а затем они проводят такую же работу в своём классе или у малышей. Таким образом, они не только приобретают новые знания, но идёт процесс их реализации. Например, готовясь к первому выходу на природу «Собираем рюкзачок» (такова тема беседы). Каждой группе даётся лист бумаги, на котором нарисован рюкзачок. Необходимо написать названия 5 важнейших для похода предметов, защитить свой выбор. Затем сокращаем его до 3 предметов, до 1-2. Еда, вода, игры, покрывала, лекарства – вот неполный перечень. Еда и игры у детей на первом плане. В ходе беседы понимаем, что игры могут быть подвижные («Третий – лишний»), поесть можно и дома, а вот вода нам нужна, желательно взять йод и бинт (хотя бы учителю).
«Аптека под ногами». Мы отправляемся в путь и смотрим под ноги с одной целью: не споткнуться. А понимаем ли, что у нас под ногами – целая аптека. Раздаю открытки «Лекарственные растения» с изображением и описанием знакомых трав и цветов. Среди них подорожник, одуванчик, ромашка, лопух, чистотел…. Внимательно изучив их, каждой группе необходимо составить памятку-описание, рассказав о травах и цветах, которые мы не должны без надобности рвать, топтать, ломать. Надеюсь, что в очередной раз мои ученики более внимательно будут смотреть под ноги, чтобы не вытоптать наших зелёных друзей.
Объединив усилия с учителями литературы, мы читаем произведения, которые позволяют не только поговорить о важнейших экологических проблемах, но и о нравственном облике человека. «День, когда рухнул мир» Р. Сейсенбаева и «Рассказ камня» Г. Мусрепова повествуют о ядерных испытаниях на семипалатинском ядерном полигоне и в Японии. До глубины души волнуют рассказы В. Астафьева «Хвостик», «Зачем я убил коростеля?», «Капалуха», цикл рассказов А.Солженицына под названием «Крохотки».
Трудно исправить то, что сделано. Хочется, чтобы на совести тех, кто сегодня сидит за школьной партой , не было высохших морей, обмелевших озёр и рек, сгоревших лесов… А это во многом зависит от нас, взрослых!
Категория: Биология | Добавил: Альфия (2011-08-25)
Просмотров: 2260 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 9:17 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru