Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Интегрированный урок биология+психология "Сон и его значение" 8 класс.
Тема: Сон и его значение.
Цель: О: дать понятие о биоритмах; сформировать знания о значении сна, его физиологической природе; характеристиках фаз сна; изменениях происходящих во время сна, сновидениях и гигиене.
Р: развитие индивидуальности у учащихся, умений работать в сотрудничестве; монологическую речь; аналитические способности; умение выделять главное.
В: воспитывать гигиенические навыки, ответственность, самостоятельность.
Оборудование: исследовательская работа, инструктивные карточки, таблица: «Периоды сна человека в течение ночи», старый и новый учебники.
Ход урока
I. Организационный момент – школьный психолог.
- Сегодня мы проводим интегрированный открытый урок биология + психология для наших гостей психологов из разных школ района.
- Давайте, попробуем отнестись к этому с разных точек зрения. Для этого вам необходимо произнести фразу «Сегодня проводится открытый урок» с разной интонацией и чувством:
- вопросительно
- торжественно
- мечтательно
- испуганно
- удивлённо
-безразлично
- громко.
- Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что обучение и учение два разных дела?
Обучение – это дело преподавателей, они вас обучают, излагают учебный
материал, заинтересовывают, спрашивают, контролируют,
оценивают.
А учитесь вы сами. И эта ваша деятельность по овладению ЗУН и есть учение.
- В народной притче говорится: «Если дать человеку одну рыбу – он будет сыт один день; двух рыб – хватит на два дня. Но если человека научить ловить рыбу, он будет жить долго».
- Учитель тоже немного учит вас «ловить рыбу» - уметь самим добывать знания, давая советы, отсылая к учебникам, дополнительной литературе. От того как вы будете уметь усваивать содержание обучения, превращая его в собственные достояния, свой ум и будут зависеть ваши успехи.
Актуализация: учитель биологии.
Тема нашего урока «Сон и его значение»
На уроке мы должны решить следующие проблемы
1.Почему Сеченов называл сновидения – небывалыми композициями бывалых явлений?
2. Необходимо опровергнуть несостоятельность предрассудков, свзянных с верой в «вещие сны».
- Для того чтобы решить данные проблемные задачи, что вам сегодня необходимо узнать о сне?
(постановка целей урока детьми)
II. Изучение нового материала.
учитель биологии:
- Как вы понимаете высказывание И.П.Павлова «Нет ничего более властного в жизни человеческой, как ритм. Любая функция…….имеет постоянную склонность переходить на свойственный ей ритм».
- Всё живое, что существует на нашей планете, как бы несёт отпечаток ритмического рисунка событий, характерного для Земли. Вращение Земли вокруг своей оси создаёт смену дня и ночи, приспособление к которой сформировало околосуточный или циркадный биологический ритм. Это наиболее наглядный пример экологического ритма, который занимает центральное место среди всех ритмических процессов и которому подчинены чувствительность организма к разнообразным факторам внешней среды и переносимость функциональных нагрузок. Всего у человека выявлено около 500 функций и процессов, имеющих циркадно – околосуточную ритмику.
- Что же такое биологические ритмы и какая наука их изучает? (стр 207 старого учебника «Кто вперёд?», запись определений в тетрадь)
психолог:
-Сегодня нас будут интересовать ваши способности, проявляющиеся в учебной деятельности. И здесь, кроме общеучебных играют большую роль индивидуальные психофизиологические особенности человека, индивидуальные качества каждого у вас. Например: некоторые из вас продуктивно работают рано утром (жаворонки), другие вечером (совы), у некоторых работоспособность в течение дня резко не меняется – это аритмики. А в целом это звучит как – индивидуальность биоритма человека.
- Давайте попробуем сейчас определить ваш биоритм, с помощью мини – анкеты. для этого на полях рабочей тетради запишите в столбик цифры от 1 до 4. Я вам буду зачитывать вопрос, а вы выбрав вариант ответа отмечаете его буквой А, Б или В.
1. Трудно ли вам вставать рано утром?
А) да Б) не всегда В) нет
2. В какое время вы предпочитаете ложиться спать?
А) после часа ночи Б) около 11 ч. В) около 10 ч.
3. В какое время вы предпочитаете кушать обильно?
А) утром Б) в обед В) вечером
4. Когда вам легче учить уроки?
А) поздно вечером Б) днём В) в утренние часы
Интерпретация ответов:
- если больше ответов А – вы сова
- если больше ответов В – вы жаворонок
- если больше ответов Б – вы аритмик.
Очень важно знать свой тип и учитывать его, так как нарушение природной биоритмики ведёт к снижению вашей работоспособности, плохому самочувствию, стрессу, нарушению сна.
учитель биологии:
- Именно о ритме сна – бодрствования пойдёт речь в следующей части урока. Попробуем для начала определить, что такое сон? (мозговой штурм, уч-ся отвечают на вопрос, учитель предлагает сравнить с определением, записанным на закрытой доске, а затем записать его в тетрадь)
СОН – это одно из основных состояний организма, наступающее через определённые промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражители.
психолог:
- Чтобы понять значение и физиологическую природу сна люди изучали человеческий мозг и мы сейчас тоже попробуем его поизучать.
- Вы знаете, что человеческий мозг делится на 2 полушария – левое и правое. Левое работает со словесно-знаковой информацией, выполняет сознательные, мыслительные операции (чтение, счёт, решение задач), правое – заведует эмоциями, оперирует образами. Часто у человека развитие обоих полушарий идёт неравномерно, отсюда и различие стилей деятельности, подхода к анализу изучаемого учебного предмета.
- Чтобы определить, какое полушарие у вас более развито, проведём следующий эксперимент. На полях тетради напишите цифры:1,2,3.
1. Переплетите пальцы рук несколько раз и вы заметите, что сверху всегда оказывается один и тот-же большой палец левой или правой руки (напишите букву Л или П).
2. Скрестите руки на груди (поза Наполеона). Какая рука оказалась сверху? (Л или П).
3. Изобразите аплодисменты. Какая ладонь сверху? Если в эксперименте у вас доминирует буква «Л» - левое полушарие – вы яркие мыслители. В учении вам легче опираться на чёткость понятий, логику связей, умозаключений. Вы продуктивны и восприимчивы в области абстрактно-логического мышления. Если преобладает буква «П» - правое полушарие – вы художники. Склонны всё воспринимать через опыт, практику, эмоциональную сторону предмета.
биолог. – А теперь мы переходим к работе в группах.
Каждая группа получает свою инструктивную карточку. С материалом § вы уже знакомы, т.к. это было ваше опережающее д/з – прочесть §60 старого учебника и §62 нового учебника. Сейчас на работу по инструктивным карточкам вам отводится 5´ и затем вы сообщаете о результатах своей работы классу.
1 гр.: «Значение сна»
Используя тексты учебников с 208 (старый учебник) пункт «Сон и его значение», с 220 (новый учебник) пункт «Физиологическое значение сна» найдите ответы на вопросы:
1. Что происходит с физиологическими функциями организма?
2. Какого значение такой реакции организма во время сна?
3. Какова потребность во сне у людей разного возраста?

2 гр.: «Физиологическая природа сна».
Используя тексты учебников с 208 (старый учебник) пункт «Сон и его значение»; с 220-222 (новый учебник) пункт «Физиологическая природа сна», рассмотрев рис. 130 учебника с 221 дополните схему и подготовьтесь к рассказу по ней у доски.
Фазы сна

медленный быстрый

? ?
Характеристика фаз
3 гр.: «Сновидения»
Используя тексты учебников с 208-209 (старый учебник) и с 222-223 (новый учебник) пункты «Сновидения» дайте объяснение высказыванию Сеченова о том, что «сновидения – это небывалые композиции бывалых явлений»; раскрыв при этом причины возникновения сновидений и приведя примеры, когда во сне находились решения каких-либо задач.
4 гр.: «Гигиена сна»
Используя тексты учебников с 209 (старый учебник) и с 222 (новый учебник) пункты «Гигиена сна» -
1. раскройте причины расстройства сна;
2. составьте памятку по гигиене сна.
Работа в группах – 5мин.
- Сообщения учащимся о результатах работы.
1 гр. 2 гр.
Психолог
- А сейчас я вам предлагаю выполнить «гимнастику Гермеса», которая основана на силовых упражнениях, построенных на ритмических переходах от предельного напряжения к последующему расслаблению всей мышечной системы.
Встаньте поудобнее, найдите глазами точку, на которой сосредоточите своё внимание. Делаем глубокий энергичный вдох, задерживаем дыхание и напрягаем все мышцы тела в течение 4секунд. Затем медленно выдыхаем и при задержке дыхания на выдохе наступает полное расслабление. Это упражнение нужно делать с перерывом в 2 секунды, после каждой фазы и так несколько раз. – Теперь сядьте те, кто уверен, что получит сегодня «5» за урок.
- Сядьте те, кто уверен, что готов рассказать материал учебника без подсказки.
- А теперь сядут все, кто готов слушать 3 группу.
Выступления 3 гр, Алины и 4 группы.
3 группа объяснит нам характер сновидений и ответит на один из проблемных вопросов по поводу высказывания Сеченова.
Алина представит вам материал своего месячного исследования опровергающего несостоятельность вещих снов (индивидуальная оценка).
4группа расскажет о мероприятиях по гигиене сна.

в этой решётке 1 оценку поставьте за работу на уроке, т.е. оцените сами себя.
2 оценка будет за альтернативный диктант, которую вы получите, оценивая друг друга.
3 оценка будет поставлена на следующем уроке, после закрепления материала и будет выведена средняя, которая пойдёт в журнал.
III. Закрепление – альтернативный диктант.
1. Сновидения – это нормальная работа мозга в фазе быстрого сна. да
2. Сон состоит из двух фаз: быстрый сон и медленный да
3. Причиной возникновения бессонницы является нервное переутомление, длительная напряжённая умственная работа, волнения и др. да
4. Ритмические изменения в живом организме называется биоритмами. да
5. Третью часть своей жизни человек проводит во сне. да
Подводим итоги диктанта: «5» - ; «4» - ; «3» - ;
IV Д/З исходя из результатов диктанта
«5» - повторить §62
«4» - пересказ §62
«3» - прочитать и устно ответить на ? в конце §
по желанию: сообщения «Лунатизм»; «Гипноз»
V Рефлексия- итог- психолог:
За период обучения в средней школе учащийся решает около 30 тыс. задач, прочитывает 800 тыс. страниц текста, он получает около 2000 оценок. Учение подходит под определение профессиональной деятельности, а результатом труда являются индивидуальные знания человека.
И в заключении нам хотелось бы знать ваше мнение об уроке. Проведём приём «Живая газета». Ответьте, пожалуйста, на вопросы.
1. Когда и где вам могут пригодиться сегодняшние знания и опыт?
2. Как ваши индивидуальные способности помогали вам сегодня учиться?
3. Заинтересовала ли вас работа Алины и чем?
Биолог:
Урока время истекло
Я вам ребята благодарна
За сотрудничество
За ваши знания.
Спасибо Вам,
Всего доброго и до свиданья.
Категория: Биология | Добавил: Лева (2011-09-27) | Автор: Гурбатова Ольга Дмитриевна. E
Просмотров: 4947 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 8:51 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru