Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
ТЕМА: ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ, ИЛИ ПРОСТЕЙШИЕ. ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с особенностями строения и образом жизни одноклеточных животных. ЗАДАЧИ: Образовательная: раскрыть особенности строения и образа жизни одноклеточных животных; уметь находить сходства и различия в строении одноклеточных животных. Развивающая: развивать у учащихся умение работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы; а также распознавать животных на рисунках и фотографиях. Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к животному миру. ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивная доска, компьютер, учебник, раздаточный материал, таблица. ХОД УРОКА 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. • приветствие; • подготовка аудитории к работе; • наличие учащихся. 2. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Сообщение темы, цели занятия. Кто возникает в вашем воображении, когда вы слышите слово «животные»? Кит, медведь, лев, жираф, кот. Но задумывались ли вы, что есть животные невидимые нашему невооруженному глазу? Сегодня мы поговорим об обитателях микромира (от греч. mikros – малый), организмах, которых можно найти и в капельке воды, и в комочке почвы. И сейчас нашему взору предстанет необычайно сложный и разнообразный мир Простейших – одноклеточных животных (открываем тетрадки и записываем тему урока). 3. ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. Общие сведения об одноклеточных животных. Сегодня нам предстоит на уроке не простая, но очень интересная задача, познакомиться с особенностями строения и образом жизни одноклеточных животных, научиться находить сходства и различия в строении и передвижении одноклеточных. Поможет нам в этой работе план урока, по которому мы сегодня будем с вами работать (записываем план урока). А чтобы вы тему хорошо поняли и закрепили вам необходимо выполнить домашнее задание (записываем домашнее задание). А теперь мы с вами переходим к реализации нашего плана. Каждому из вас наверно интересно узнать, как произошло открытие одноклеточных животных и в этом нам поможет разобраться следующий сюжет урока. Сценка. Учитель: Открытие и изучение простейших животных было тесно связано с изобретением и усовершенствованием микроскопа. Существование этих организмов было установлено в 70-е годы 17 века голландцем Антони Ван Левенгуком. В семье голландского ремесленника в 1632 году родился мальчик, который получил имя Антони. В юношеские годы Левенгука привлекал мир прозрачных стеклянных шариков, в которых предметы получали странные формы. Все свободные минуты Левенгук посвящал шлифовке линз. Со временем он достиг в этой области необыкновенного совершенства. Через ошлифованные линзы он рассматривал капельки речной воды, бродящего вина, мелких насекомых, растения. Ученик: Я изготовил больше 200 линз, приспособленных для разных целей, добился увеличения в 270 раз. Так начался мой путь к научной славе. Учитель: По сути дела, Левенгук не был ученым, не имел образования, не знал латыни – свою работу он основывал только на личном опыте. Левенгук отличался богатой фантазией и усидчивостью, что помогало ему в изучении явлений. Кроме того, он был необыкновенно изобретательным и ловким, что позволило ему совершить великие открытия. Ученик: Вас интересует, что я увидел в микроскопе? Удивительная картина открылась передо мной. В капельке воды, взятой из бочки, плавало бесчисленное множество живых существ всевозможных форм. Что это за существа и как назвать их, я не знал. Они были невероятно малы, и поэтому я дал им название «анималькули», что значит «маленькие животные», «зверюшки». Учитель: Через полгода, желая узнать, от чего зависит жгучий вкус перца, Левенгук попытался отделить мельчайшую частицу. Когда ему это не удалось, он решил предварительно размочить перец и залил его водой. Ученик: Несколько дней спустя, посмотрев через линзу на каплю перечного настоя, я увидел там невероятное количество «маленьких животных». Одни имели вид удивительных маленьких звездочек, другие – треугольников, полумесяцев, третьи напоминали колокольчики, сидящие на длинных ножках, четвертые постоянно меняли свою форму, как крошечные капли масла, переливающиеся то в ту, то в другую сторону. Да разве опишешь все то, что я увидел в одной только капле перечного настоя! Важно другое, ведь теперь я открыл способ разводить «маленьких животных». Учитель: Оказалось, что их можно разводить не только в настое из перца, но и в настоях из травы, сена и различных семян. Теперь-то Левенгук уже знал, какое «ученое» имя можно присвоить этим животным. Ученик: Они разводятся в настоях трав, и я назвал их «инфузории», то есть «настойные», «наливочные» - от латинского слова «инфузум», что значит «настой», «наливка». Учитель: Тогда он называл этим названием все организмы, обитающие в настое. Сейчас же простейшие представлены: Животные Одноклеточные, или Простейшие (30 000 видов) Саркодовые (Корненожки) (11 000 видов) Жгутиковые (6 000 видов) Инфузории (6 000 видов) Споровики (3 600 видов) Амеба обыкновенная Амеба дизентерийная Эвглена зеленая Вольвокс Инфузория-туфелька Инфузория-Бурсария Малярийный плазмодий - Почему животные этой группы получили название одноклеточные, или простейшие? К одноклеточным относятся животные, тело которых состоит из одной клетки, но является самостоятельным организмом. «Клетка – живой организм». С этим понятием вы познакомились в разделе «Растения». - Кто скажет, почему клетку называют живым организмом? (ответ: все жизненно важные реакции происходят в клетке). Известно, что одноклеточные организмы имеют микроскопические размеры и рассмотреть их можно только в поле зрения микроскопа. Простейшими их называют, потому что они относительно других животных устроены довольно просто. Как мы видим на схеме, к одноклеточным или простейшим, принадлежит более 30 000 видов, которые обитают в морях и океанах, пресных водоемах, в почве. Часть из них (около 3000 видов) – паразиты животных и человека. Обязательным условием для жизни простейших является наличие жидкой среды: это и вода в различных типах водоемов, и влага в почве, и кровь, и полостная жидкость в организме животного. Внешнее строение и образ жизни одноклеточных животных. Давайте поближе познакомимся со строением и образом жизни простейших на примере амебы, инфузории-туфельки, эвглены зеленой. Самостоятельная работа с учебником. - Прочитайте текст на страницах 118 и 119 учебника. Объясните внешнее строение одноклеточных животных? Амебы – 1 ряд. Обыкновенная амеба одно из наиболее просто устроенных животных. Внешне тело представляет собой сероватый студенистый комочек, не имеющий постоянной формы. Слово «амеба» означает «изменчивая». Цитоплазма амебы медленно переходит в постоянно образующиеся выпячивания – ложноножки (псевдоподии). Движение происходит при помощи ложноножек и представляет собой медленное перетекание животного с одного места на другое. Эвглены зеленой – 2 ряд. Эвглена зеленая - живет в пресных водоемах. Тело эвглены веретеновидное, на переднем конце тела имеется жгутик. У основания жгутика, находится ярко-красный светочувствительный глазок, с помощью которого она плывет к освещенной части водоема. В цитоплазме эвглены имеются хлоропласты (более 20), содержащие хлорофилл, который придает ей зеленую окраску и обуславливает способность к фотосинтезу. Поэтому на свету она питается, как типичное растение. При наступлении темноты питается жидкой органической пищей как животное. Благодаря этой способности питания эвглена как бы совмещает в себе признаки растения и животного. В цитоплазме скапливаются мелкие зернышки запасного питательного вещества, близкого по составу к крахмалу и расходуемого при голодании. Инфузории-туфельки – 3 ряд. Инфузория-туфелька. Форма тела постоянная и напоминает подошву туфли. Все тело равномерно покрыто ресничками, расположенными рядами, их больше 10 тысяч. Сбоку на теле имеется углубление - предротовое углубление, ведущее в рот. На дне глотки в цитоплазме образуется пищеварительная вакуоль, на заднем конце тела имеется специальное отверстие – порошица, которое выбрасывает непереваренные остатки пищи наружу. Функцию регуляции внутреннего давления выполняют 2 сократительные вакуоли. Работают они синхронно, совершая волнообразные движения. Рассказ учителя. Итак, форма этих организмов очень разнообразна, может быть постоянной (жгутиковые, инфузории) или изменчивой (амеба). Некоторые одноклеточные животные покрыты раковинками, которые имеют защитное значение. Тело простейших снаружи покрыто тонкой оболочкой – мембраной, отделяющей внутреннее содержимое клетки от внешней среды. В состав клетки входит цитоплазма – основа всех процессов жизнедеятельности, ядро, сократительные и пищеварительные вакуоли и другие органоиды, осуществляющие жизненные процессы. Передвигаются простейшие при помощи органелл движения – ложноножек, жгутиков и ресничек. Инфузория-туфелька плавает с большой скоростью, благодаря согласованному колебанию многочисленных ресничек. В одну секунду она проплывает путь, в 8 – 10 раз превышающий длину ее тела. Медленнее плавают эвглены. Они передвигаются при помощи жгутиков. Амебы ползают по дну, парят в воде значительно медленнее эвглен. Она передвигается путем образования ложноножек. - Что объединяет всех простейших животных? (тело состоит всего из одной клетки). - Чем отличаются друг от друга одноклеточные животные? (жгутики, реснички, раковинка, ложноножки и др.) Раздражимость. - Какие выводы можно сделать на основании следующих фактов: а) инфузории перемещаются из капли воды с кристалликом поваренной соли в каплю с чистой водой; эвглены зеленые переплывают из затемненной части в освещенную, а амебы, наоборот, из освещенной в затемненную? Что общего между этими явлениями? Характерной особенностью одноклеточных является раздражимость. Это способность организма отвечать определенным образом на действия раздражителей – света, тепла, влаги, химических веществ, механических воздействий. Простейшие не имеют нервной системы, они воспринимают раздражения всей клеткой и способны отвечать на них движением, перемещаясь в направлении раздражителя или от него. Благодаря раздражимости одноклеточные животные выживают в различных условиях окружающей среды. 4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. Опрос по цепочке. Составьте развернутый, логически связный ответ с использованием терминов урока: Левенгук; микроскоп; одноклеточные; простейшие; вода; амеба, инфузория-туфелька, эвглена зеленая; жгутик; реснички; ложноножки. Это интересно… Первым русским человеком, познакомившимся с простейшими, вероятно, был царь Петр I. Во время своей поездки по Голландии, находясь в городе Делфте, он пригласил первооткрывателя простейших А. Левенгука на свой корабль. Ученый продемонстрировал царю, микроскоп и увиденных с его помощью «анималькулей», чем привел Петра I в неописуемый восторг. В одной столовой ложке морского песка насчитывается 100-200 тысяч раковинок погибших морских корненожек – фораминифер. В желудке жвачного животного, например, коровы, содержится до миллиона особых инфузорий, обеспечивающих переваривание клетчатки, входящей в состав пищи жвачных животных. Общая масса инфузорий, населяющих желудок одной коровы, составляет около 3 кг. 5. СООБЩЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. Прочитать § 32, ответить устно на вопросы в конце параграфа. Сделать из цветной бумаги модели: амебы обыкновенной, эвглены зеленой, инфузории-туфельки. 6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЙ. Итак, подведя итог урока, мы можем сказать следующее: сегодня мы совершили не только экскурс в прошлое, познакомились с факторами из жизни величайшего голландского ученого, но и узнали что такое простейшие, раскрыли особенности строения и образа жизни одноклеточных животных. Надеюсь, ваши знания послужат надежной опорой для усвоения материала о жизнедеятельности одноклеточных животных. Но это уже тема другого урока. Кульбака О.В., преподаватель биологии Средней школы №10 с. Чапаево Илийского района Алматинской области | |
Просмотров: 14180 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|