Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
ТЕМА: ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ. ЦЕЛЬ УРОКА: изучить особенности голосеменных растений, их строение и размножение. ЗАДАЧИ: Образовательная: раскрыть преимущества семенного размножения; сформировать знания об особенностях строения и размножения голосеменных растений. Воспитательная: продолжить формирование эмоционально-ценностного, эстетического отношения к живой природе. Развивающая: сформировать умение определять наиболее распространенные хвойные растения по строению побегов; формировать умения сравнивать, выявлять усложнения, устанавливать взаимосвязь между строением и выполняемой функцией; продолжить развитие познавательной мотивации, интереса к изучению курса «Разнообразие живых организмов. ТИП УРОКА: изучение нового материала. МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: беседа, сам. работа, лаб. работа. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: интерактивная доска, компьютер, наглядные пособия, раздаточный материал, учебник, лаб. оборудование. ХОД УРОКА 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. приветствие подготовка аудитории к работе наличие учащихся Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с новым отделом растений, научимся их узнавать и различать, а также выясним, как они размножаются. Нам предстоит поработать с разными источниками информации, сделать лабораторную работу и проверить полученные знания, выполнив тестовое задание. Постарайтесь быть внимательными и активными. Желаю всем успеха. 2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. Давайте вспомним: 1. На какие подцарства делится царство растений? 2. Какие растения относят к низшим? 3. Какие растения относят к высшим? 4. Посредством чего размножались растения, с которыми мы уже познакомились? (Главное условие для оплодотворения, наличие воды). 3. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Сообщение темы, цели занятия. Учеными установлено, что сегодня на Земле господствуют растения, размножающиеся семенами. О, этот ствол, звенящий, рослый, Упругий, с кроною сквозной. Меня вы покорили, сосны, Гвардейской выправкой лесной. Оттенок меди, сила стали- Отменной прочности залог. Вы нас надежно прикрывали В минуты гроз, в часы тревог. Сегодня мы познакомимся с древней группой семенных растений, которые относятся к отделу голосеменные. Открыли рабочие тетради и записали тему урока. 4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. Характерные признаки отдела Голосеменных растений. Вначале мезозойской эры, 300 млн. лет назад, в тропических лесах в связи с изменением климата и иссушением водоемов и болот стали вымирать последние представители древовидных и семенных папоротников. Их сменили растения, которые могли размножаться без влаги. Это голосеменные растения, которые насчитывают около 700 видов – в основном древесные растения, реже кустарники и стелющиеся формы растений. К ныне живущим голосеменным относятся четыре класса: саговниковые, гнетовые, гинкговые и хвойные. А теперь давайте выясним, какие признаки характерны для всех голосеменных растений и за что голосеменные получили такое название? Самостоятельная работа с учебником (5 – 7 минут). Пользуясь текстом учебника страницы 66-67, выпишите основные признаки голосеменных растений в виде словосочетаний. Признаки растений отдела голосеменные: размножение посредством семян; не образуют плодов; древесные растения или кустарники, иногда стелющиеся формы; листья чаще всего игольчатые; чаще всего вечнозеленые растения; оплодотворение происходит без участия воды. У большинства голосеменных растений развиваются шишки. Шишка – это видоизмененный побег, состоящий из оси и чешуй. В шишках образуются семена, т.е. голосеменные – высшие растения, у которых впервые появилось семя. Свое название голосеменные получили благодаря семенам, которые лежат открыто, как бы голо, и в отличие от покрытосеменных растений не защищены стенками плода. Тем не менее, образование семян – важный этап в эволюции растений, так как в отличие от спор в семени имеется запас питательных веществ необходимых зародышу, кроме того внутри семени, зародыш в течение длительного времени сохраняется от неблагоприятных условий. Особенности строения хвойных растений. А теперь, давайте поближе познакомимся со строение голосеменных растений. Корневая система стержневая, а это значит, есть главный корень, сохраняется всю жизнь, есть боковые корни. Стебель – ствол. На поперечном разрезе различают: o Кора – есть смоляные ходы – межклеточное пространство, заполненные эфирными маслами, смолой или живицей. Живица – это смесь твердых и жидких веществ, которые подпитывают стенки трахеид и повышают устойчивость древесины к гниению, при поражении ствола живица вытекает из смоляных ходов и закрывает рану. Если живица застывает без доступа воздуха (в воде), то она превращается в янтарь, который широко используется для украшений, отделки помещений. В хвойных лесах необходимо соблюдать правила обращения с огнем, так как жидкая часть живицы испаряется на воздухе и легко воспламеняется. o Камбий – обеспечивает рост стебля в толщину и образует годичные кольца. (Рассмотрите на спилах годичные кольца). o Древесина – состоит из трахеид, выполняющих проводящую и опорную функции. o Сердцевина – слабо выражена. Листья – мелкие чешуйчатые или игловидные – хвоя. Они покрыты толстой кутикулой – слоем особого вещества, выделяемого покровными тканями. Устьица погружены в ткань листа, что обеспечивает экономичное использование воды. Замена игл происходит постепенно. У других голосеменных, например, у саговников или гинкго, листовая пластинка напоминает листья пальм и других цветковых растений. Самые известные голосеменные в Казахстане относятся к классу Хвойные. С представителями этого класса более подробно мы познакомимся, выполнив лабораторную работу. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №8 Тема: «Знакомство со строением хвои и шишек хвойных растений». Цель: изучение строения хвои и шишек хвойных растений. Оборудование: коллекция голосеменных растений, линейка. Ход работы: 1. Рассмотрите ветку сосны, ознакомьтесь, как расположены шишки: мужская и женская. 2. Рассмотрите расположение хвои на стебле: поодиночно, попарно или пучками. 3. Измерьте длину хвои (в см). 4. Выясните по учебнику, сколько лет живет хвоя у данного растения? 5. Рассмотрите внешнее строение и расположение семени. 6. Запишите вывод о главных особенностях сосны обыкновенной. Размножение сосны. Как мы уже говорили, голосеменные растения размножаются семенами. Давайте более подробно рассмотрим цикл развития сосны. Сейчас мы посмотрим анимационный фрагмент о размножении сосны. Постарайтесь запомнить, как происходит этот процесс. Беседа по фильму. Вопросы: - Когда происходит размножение сосны? (весной) - Сколько и какие виды шишек образуются на побегах? (два вида: мужские – желтые, крупные у основания веток, и женские – красные, мелкие, на концах побегов) - Где находятся спермии? (в пыльцевых зернах – мужской гаметофит) - Где находятся яйцеклетки? (в семязачатках на чешуях женских шишек - женский гаметофит) - В ходе какого процесса пылинки попадают на семязачатки? (опыления) - Когда произойдет оплодотворение? (летом следующего года) - Как изменяется женская шишка за время созревания семян? (растет, становится зеленой, одревесневает, становится бурой, раскрывается) - Когда созревает семя? (через полтора года после опыления) - Давайте уточним, когда семена высыпаются из шишек? (в конце зимы) - Какую роль играет крылышко семени? (способствует распространению ветром: летит по воздуху или скользит по ледяному насту) Значение голосеменных растений в жизни человека. Сообщения учащихся. Вывод: Использование древесины в строительстве. Изготовление мебели. Получение бумаги. Производство искусственных тканей (искусственный шелк из древесины сосны). Сырье для промышленности (получение спиртов, пластмасс, лаков). Получение пищевого масла из семян кедровой сосны и использование семян в пищу. Получение витаминов (витамин С, каротин). Получение смолы и ее производных: скипидара, канифоли. Озеленение дворов и улиц; закрепление почвы и прекращение эрозии (сосна). Высадка защитных лесополос по периметру полей, задерживающих таяние снегов и препятствующих сильным ветрам. 5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА. Мы с вами рассмотрели все вопросы, запланированные на этом уроке. Давайте проверим, все ли вы запомнили. Выполните тест: 1. Хвоя – это видоизмененные: А) листья Б) побеги В) стебли Г) шишки 2. Голосеменные растения размножаются: А) спорами Б) зооспорами В) плодами Г) семенами 3. Шишки у голосеменных – это: А) видоизмененный побег Б) стебель В) хвоинки Г) листья 4. Пыльца у голосеменных образуется: А) в женских шишках В) в пыльцевых мешочках Б) в тычинках Г) на поверхности хвоинок 5. Распространению ветром семян голосеменных растений способствует наличие у них: А) запаса питательных веществ В) защитного покрова Б) крылышек Г) зародыша 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. § 20, устно ответить на вопросы в конце параграфа. - Схематично изобразите цикл развития сосны обыкновенной. - Составьте кроссворд. 7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. оценить степень реализации поставленных на уроке целей; оценить работу учеников во время урока. Кульбака О.В., преподаватель биологии Средней школы №10 с. Чапаево Илийского района Алматинской области | |
Просмотров: 9130 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|