Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Тема: Строение и значение органов дыхания Каражигитова Галия Таурбековна, учитель естествознания специальная коррекционная школы-интернат г. Астаны Задачи урока: 1.Коррекционно - образовательные: - изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями; - показать важность процесса дыхания. 2.Коррекционно - развивающие: - продолжить формирование основ гигиены (правила дыхания); - развивать элементы исследовательской работы через постановку учебных экспериментов. 3.Коррекционно - воспитательные: - воспитывать внимательное отношение к своему здоровью и организму. Оборудование: 1.Технические средства: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, звуковая система 2. Приложения: • мультимедийный диск «Мое тело» (звуковое сопровождение), • презентация на СД-диске «Строение и функции органов дыхания» 3. Натуральный объект: легкое животного 4. Материалы: вода, стакан, вата, пинцет. Ход урока I. Организационный момент. Психолого-педагогический настрой: - Какое у вас настроение? – Плохое. - Попробуем улучшить ваше настроение. (У каждого на столе половина старой газеты). - Возьмите в руки газету и представьте, что это ваше плохое настроение. Оно сейчас нам не нужно. Порвите, помните, скомкайте и выкиньте в урну. - Все! Теперь у всех только хорошее настроение. II. Повторение изученного материала по теме «Кровеносная система» 1. Фронтальный опрос «Мозговой штурм» 1. Что относится к кровеносной системе? 2. Сколько камер имеет сердце человека? Какие? 3. Почему в сердце кровь течет всегда в одном направлении? 4. По каким кругам кровообращения движется кровь? 5. Что заставляет кровь двигаться по сосудам? 2. Элемент РКМЧП «Синквейн» (Слайд№1) Работа по слайду 1) Что? – Кровь 2) Какая? – Ответы детей (красная, непрозрачная, жидкая) 3) Что делает? 4) Составить предложения. (Н/р., кровь участвует в газообмене). 5) Кровь – это жидкость. III. Изучение нового материала Беседа. - Итак, кровь участвует в газообмене. В каком газообмене?- Ответы детей. - Наша задача выяснить: где происходит газообмен, какие органы принимают в этом участие. - Что нам нужно для того, чтобы мы могли жить (работать, двигаться)? (Есть, спать и дышать) - Можем ли мы обойтись без еды, питья и сна некоторое время? - А можем ли мы, по какой-то причине, не дышать несколько дней? - Проведем эксперимент: попробуем не дышать. Кто сколько выдержит? Эксперимент Цель: развитие мыслительной деятельности. Задание: Сделать вдох и не дышать. (Учитель считает) Вывод: (делают дети) Мы можем не дышать только несколько минут. - Почему же нам так необходимо постоянно дышать? - Конечно, мы можем не поспать, не поесть, а вот не дышать никак нельзя. Поэтому органы дыхания занимают в нашем организме очень важное место. Как вы думаете, о какой системе органов мы с вами будем сегодня говорить?- Слайд №2: Тема: «Строение и значение органов дыхания» Наша цель: 1. Понять значение дыхательного процесса. 2. Узнать особенности строения органов дыхания в связи с их функциями. 3. Учиться правильно дышать. Но чтобы понять значение дыхания нам необходимо немного подумать. - Скажите, что нужно для того, чтобы машина двигалась? - Бензин. Это - топливо? Так? - Куда девается бензин в машине? (Сгорает) - А что является топливом для человека? (Топливом для человека служит пища) - Как любой вид топлива пища тоже должна сжигаться, как дрова в печке или как бензин в автомобиле, чтобы выделялась энергия. В вашем организме пища тоже сжигается, но для этого нужен кислород. Этот процесс сжигания пищи называется окисление. (Слайд №3) - Откуда же наш организм берет кислород для этой цели? - Правильно, при вдохе мы получаем из атмосферы кислород, а при выдохе – выделяем углекислый газ, которым дышать уже нельзя. Обобщение: (Слайд №4) Цель: коррекция мышления Проведем эксперимент . Цель: развитие элементов исследовательской работы Задания: 1) Сделайте вдох и выдох. - Что вы вдохнули? (О2) - Куда же пошел кислород, который мы вдохнули? (Окисление) - Что вы выдохнули? (СО2) 2) Что же мы еще выделяем при дыхании? Выдохните на оконное стекло (выполняет один из учащихся). Что вы видите? – наблюдения детей. (При дыхании мы выделяем еще и водяные пары). Итак, в чем же заключается значение дыхания? Обобщение: Слайд № 5 1. Обеспечивает организм кислородом. 2. Удаляет углекислый газ и водяные пары из организма. 3. Кислород участвует в окислении органических веществ. - Перейдем к строению органов дыхания. - Какие же органы входят в дыхательную систему? Работа по слайду № 6 «Органы дыхания». Закрепляем на доске названия органов дыхания в точной последовательности. Цель: коррекция внимания - Самый главный орган дыхания – это легкие. - Как легче запомнить строение дыхательной системы? Работа по слайду №7 Метод РКМЧП - «Кластер» Цель: коррекция мыслительной деятельности ( Можно разделить на две группы: I. Легкие II. Дыхательные пути). - Выясним строение и функции каждого органа дыхания. - Это будет долгий путь, поэтому мы, немного отдохнем, разомнемся и сделаем дыхательные упражнения. Физминутка: дыхательные упражнения Гигиена дыхания Цель: коррекция дыхания - Правильно ли вы дышите? - Как же нужно правильно дышать? - Надо научиться дышать так, чтобы отобрать из воздуха как можно больше кислорода. Этому помогут дыхательные упражнения 1. Упражнение «Мой цветок» Сядьте правильно. Представьте, что у вас в руке ваш любимый цветок. О, какой аромат! Сделайте равномерный плавный вдох. Какой великолепный запах! А теперь равномерно, постепенно выдыхайте. Выдох не должен затухать к концу. Если начинает кружиться голова, надо уменьшить глубину вдохов и выдохов. 2. Упражнение «Вежливый поклон» Вдох. Поклон, во время которого произносится «Здра ….сьте….» тянуть «а» сколько возможно. Выдох – «те». Плавно выпрямляемся – выдох. Экскурсия по органам дыхания: 1. Носовая полость (Слайд №8) Проведем эксперимент для выяснения функций носовой полости Цель: развитие элементов исследовательской работы Задание: 1. “Проверить проходимость воздуха через носовые ходы” ( Пальцем закрыть один носовой ход, а к другому - поднести легкий кусочек ваты. Сделать вдох и выдох. -Что происходит с кусочком ваты? (Струя воздуха будет отбрасывать ее при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе) Вывод: При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость. - А какое дыхание, по-вашему, является ненормальным? (Через рот) Гигиена носового дыхания Цель: коррекция дыхания - Почему дыхание через рот является неправильным? ( Дышать рекомендуется через нос, т.к. при дыхании ртом в легкие поступает холодный воздух. Это и является причиной простудных заболеваний). - Но, помимо этой функции, наш нос способен еще очищать воздух и задерживать микробы. (Сравнить с таможней). Для этой цели он снабжен ресничками (волосками) и слизью. - Что же еще умеет делать наш нос? Просмотр и анализ мультимедийного диска «Мое тело»: «Нос и обоняние»… - Как же работает наш нос? Просмотр и анализ мультимедийного диска «Мое тело»: «Как работает нос». Итак, наш нос выполняет целый ряд функций: • очищает воздух от пыли и различных примесей; • задерживает микробы и удаляет их; • согревает, охлаждает и увлажняет воздух; • воспринимает запахи. - Куда движется воздух из носовой полости? Следующий орган – гортань, которая состоит из щитовидного хряща, голосовых связок и голосовой щели. А сейчас проведем эксперимент для выяснения функций гортани Цель: развитие элементов исследовательской работы, развитие наблюдательности Задания: 1. Поставьте пальцы на гортань и скажите « а-а-а…». Что вы почувствовали? Между хрящами натянуты голосовые связки, а между связками находится голосовая щель. 2. Нащупайте щитовидный хрящ. Сделайте глотательное движение. Что происходит со щитовидным хрящом? ( Хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место) - Дыхание в это время прекращается. Просмотр мультимедийного диска «Мое тело»: «Как образуется голос?». Так, в чем принимает участие гортань? – В образовании голоса и проведении воздуха. Гигиена голосового аппарата Цель: коррекция мышления - Можно ли громко кричать? – Почему? ( Крик повреждает голосовые связки. Это может вызвать их воспаление, привести к хрипоте или потере голоса.) - Далее воздух через трахею и бронхи попадает в самый главный орган дыхательной системы – легкие. Легкие – крупный парный орган, самый большой и самый легкий. Проведем эксперимент «Кусочек легкого в воде» Цель: развитие наблюдательности - Что вы видите? (Не тонет) - О чем это говорит? (Пористые) - В них нет мышц, они состоят из легочных пузырьков, которые заполнены воздухом. Просмотр мультимедийного диска «Мое тело»: «Легкие» - Какую функцию выполняют легкие? (Газообмен) IV. Закрепление. Приложение 8 – 10 . Метод РКМЧП «Синквейн» по органам дыхания. V. Домашнее задание: Правильно ли вы дышите? Провести дома эксперимент, количество вдохов записать в тетрадь. И по шкале результатов сделать вывод. Многие люди сами того не подозревая, не умеют правильно дышать. Оказывается, это очень важно, особенно в холодное время года, во время эпидемии гриппа. При неправильном дыхании в организм чаще попадают возбудители различных инфекций, что повышает риск заболевания гриппом или простудой. VI. Итог урока. Оценить знания учащихся. Рефлексия . Энерджайзер «Накопление и отдача энергии» Энерджайзер «Накопление и отдача энергии» Дети становятся в круг, захватывают энергию воздуха. У кого больше будет объем захваченной энергии. Затем ее уплотняют, придают форму круга и отправляют в круг. Затем опять делают вдох, захватывают энергию земли, разворачиваются и отдают ее всем окружающим. Приложение 1 Правильно ли вы дышите Для этого положите перед собой часы с секундной стрелкой, сядьте удобно, расслабьтесь, расправьте плечи. Сосчитайте, сколько вдохов делаете в течение минуты. Шкала результатов 14 вдохов – очень хорошо. Это полное дыхание. От 14 до 18 – неплохо. Именно так дышит большинство здоровых людей, которые могут болеть гриппом или ОРВИ не более 2 раз в сезон. Более 18 вдохов в минуту – это уже серьезный повод для беспокойства. Такое дыхание называется поверхностным. Дыхательные упражнения 1. Упражнение «Мой цветок» Сядьте правильно. Представьте, что у вас в руке ваш любимый цветок. О, какой аромат! Сделайте равномерный плавный вдох. Какой великолепный запах! А теперь равномерно, постепенно выдыхайте. Выдох не должен затухать к концу. Если начинает кружиться голова, надо уменьшить глубину вдохов и выдохов. 2. Упражнение «Вежливый поклон» Вдох. Поклон, во время которого произносится «Здра ….сьте….» тянуть «а» сколько возможно. Выдох – «те». Плавно выпрямляемся – выдох. Многие люди сами того не подозревая, не умеют правильно дышать. Оказывается, это очень важно, особенно в холодное время года, во время эпидемии гриппа. При неправильном дыхании в организм чаще попадают возбудители различных инфекций, что повышает риск заболевания гриппом или простудой. Фамилия, имя _________________________ Класс ______________ Домашнее задание 1. Правильно ли вы дышите? Для этого положите перед собой часы с секундной стрелкой, сядьте удобно, расслабьтесь, расправьте плечи. Сосчитайте, сколько вдохов делаете в течение минуты. Шкала результатов 14 вдохов – очень хорошо. Это полное дыхание. От 14 до 18 – неплохо. Именно так дышит большинство здоровых людей, которые могут болеть гриппом или ОРВИ не более 2 раз в сезон. Более 18 вдохов в минуту – это уже серьезный повод для беспокойства. Такое дыхание называется поверхностным. _______ вдохов в течение минуты. 2. Заполни таблицу Органы дыхания Функции 1. Носовая полость 2. Носоглотка 3. Гортань 4. Трахея 5. Бронхи 6. Легкие 1.__________________________________________________________ __ ____________________________________________________________ _____________________________________________________________ 2.__________________________________________________________ _____________________________________________________________ 3.___________________________________________________________ ____________________________________________________________ 4.____________________________________________________________ ____________________________________________________________ 5.____________________________________________________________ _____________________________________________________________ 6._____________________________________________________________ ______________________________________________________________ 3. Вставьте в текст пропущенные слова. При вдохе в организм человека поступает ……………………………………… При выдохе из организма удаляются ..................................................................... Кислород из легких поступает в ………….. и разносится по всему …………... Кислород необходим для …………………. пищи в организме. | |
Просмотров: 1732 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|