Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
учитель биологии Гурная Татьяна Владимировна. Жосалинская средняя школа-детский сад Каргалинского района Актюбинской области Сегодня состояние здоровья нации является индикатором благополучия государства. Школа – один из наиболее весомых институтов обращения к будущему человечества, имеющих влияние на человечество, поэтому разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной школы. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Работа по формированию, сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса является приоритетным направлением развития школы. Оздоровительная работа школы приобретает большое значение в связи с тем, что хорошее здоровье является необходимым средством достижения образовательных целей и развития личности. Основная миссия школы – максимально сгладить негативные эффекты образовательной деятельности и совершенствовать развивающий потенциал образования на основе принципа безопасности в отношении здоровья. В рамках этой работы наша школа совершенствует систему образования с позиции наименьшего патогенного влияния на физическое и психическое здоровье учащихся, обеспечивая их физическое и психическое благополучие, комфортное пребывание в школе, формирует устойчивые адаптивные механизмы по отношению к негативным проявлениям образовательной деятельности. Практическая деятельность педагогического коллектива направлена на установление гармоничной связи между обучением и оздоровлением детей, результатом чего является повышение уровня качества обучения без ущерба для состояния здоровья. Моя основная цель как учителя биологии – формирование доминанты на здоровый образ жизни, понимание изначальности и необходимости здоровья. Для достижения данной цели стараюсь организовать учебно-познавательную деятельность учащихся, которая будет направлена не только на усвоение знаний, овладение умениями и навыками, но и на возможность реализации своих потенциальных возможностей, на развитие качеств личности каждого учащегося. На уроках биологии реальная исследовательская деятельность может быть организованна в процессе выполнения лабораторных работ по инструктивным карточкам, самостоятельных работ с дополнительной литературой, написание и защита рефератов, ролевые игры, имеющие проблемный характер и исследовательскую направленность. Опыт работы показал, что проблемы перехода ученика из пассивного объекта обучения к деятельной творческой личности достаточно эффективно решаются в процессе работы над научными проектами. Тематика исследований чрезвычайно разнообразна. Главное, чтобы работа соответствовала интересам ученика, его возрастным, индивидуальным и интеллектуальным возможностям. Для наблюдений и исследований отбираются такие объекты и явления, которые наиболее типично и ярко отражают сущность явлений, доступны для систематических и регулярных наблюдений. Они могут быть использованы в учебном процессе для формирования и развития у учащихся биологических, экологических и валеологических понятий, логического мышления, познавательных интересов, совершенствование практических умений и навыков. Моими целями при организации исследовательской деятельности учащихся являются: Формирование творческой активности; Развитие самостоятельности; Обучение приемам исследовательской деятельности, методам, принципам, формам и способам научного исследования, научного познания; Формирование мотивации исследовательской деятельности; Создание условий для самореализации учащегося через выполнение исследования. При планировании учебно-исследовательской деятельности, нужно помнить о ее компонентах. № Компонент Описание компонента 1 Проблема Вопрос или комплекс вопросов, требующих решения. Формулировка проблемы может начинаться со слов: как, отчего зависит, какую роль сыграл, при каких условиях. 2 Актуальность Почему важно изучать этот вопрос именно сейчас, сегодня, в настоящее время. 3 Цель Запланированный результат ваших исследований Ответ на поставленный в проблеме вопрос; оформленный в виде реферата, компьютерной программы, модели, макета... 4 Задачи Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Определяя задачи исследования Вы составляете план работы, её этапы: - изучение литературы (научная, критическая, художественная, публицистическая - материалы проектов других авторов - интернет -архив -музеи... 5 Методы Как решать задачи, проводить исследование Сравнение, сопоставление, обобщение, описание, анализ (лексический, грамматический, математический, химический...). Обязательно должен быть самостоятельный вывод. Очень хорошо, если выбранная Вами тема, позволяет поставить опыты, физические, химические, биологические эксперименты. Методы социологических исследований, анкетирование, интервью... 6 Гипотеза Предположение, требующее доказательств 7 Теоретические основания Теории, в рамках которых проводится исследование 8 Объект Что исследуется 9 Предмет Как, в каком аспекте исследуется объект Мои ученики – ярые пропагандисты здорового образа жизни. Являются активными участниками научно – исследовательских конференций школы, района, области и Республики где выступили с научно – исследовательскими работами: Музыченко Олег. (9 класс) 2005г.-2 место в районной олимпиаде. Диплом за активное участие в республиканской заочной медико-экологической олимпиаде. Участие в областном конкурсе научных проектов-3 место. Тема проекта «Влияние физических нагрузок на мыслительную деятельность учащихся».Гурный Денис (8 класс) 2009г.-Участие в областном конкурсе научных проектов - 1 место. Тема проекта «Влияние питания на здоровье человека».2010 г.- Участие в 14 областной научно-практической конференции МАН РК – 2 место. Гурный Даниил (3 класс) 2011 г. Участие в областном конкурсе научных проектов «Зерде»-2 место. Тема проекта «Зависимость здоровья человека от окружающей среды». Заглядов Виталий (9 класс)2011г.Занял 2 место в районной предметной олимпиаде. Работает над проектом «Двигательная активность как фактор гармоничного развития личности». Работа над проектами показала, что большинство людей воспринимает жизнь как величайшую личную ценность. В тоже время ценность здоровья как полноценной жизни нередко только декларируются, а на деле ничего не делают для того, чтобы сохранить, улучшить свое здоровье. Причинами этого выступают невежество, недостаток общей культуры, чаще – неумение правильно в соответствии с имеющимися возможностями, организовать свою жизнь и неумение беречь собственное здоровье и здоровье окружающих людей. Учениками разработаны конкретные рекомендации по вопросам здорового образа жизни. По своему предмету имею устойчивые показатели усвоения учебного материала у учащихся. Процент качества знаний по биологии за последние три года составляет 80%. Выпускники успешно сдают ЕНТ, в течении трех лет показывают 100%-ое качество знаний по биологии. Учащиеся 11 класса посещают курс предпрофильной подготовки «Здоровье человека и окружающая среда». Всё это способствует созданию такого образовательного пространства, которое формирует здоровую личность с развитым интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, способную жить и действовать в постоянно меняющимся мире. Литература 1. А. Сметанкин. Учитель здоровья. Санкт-Петербург. 2003 год. 2. А. Межевалов. Учебник здоровья для среднего школьного возраста. Санкт-Петербург. 2006 год. 3. А. Межевалов. Учебник здоровья для старшего школьного возраста. Санкт- Петербург. 2006 год. 4. Л.З.Тель. Валеология. Книга 1. Астана. 2003 год. 5. Л.З.Тель. Валеология. Книга 2. Астана. 2003 год 6. Ю.В. Брыкин. Организация индивидуально-групповой учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках биологии при изучении раздела "Бактерии. Грибы. Растения" (6 класс) | |
Просмотров: 1870 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|